Саяпина С.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 53
Внеклассное занятие. Тема: «Права и обязанности».
Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей.
Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях.
2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.
3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой.
4. Воспитывать начальную правовую грамотность.
Материалы: карточки
Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу. Мы с вами говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. И наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать строками из стихотворения: Мы с тобою не похожи
| Обучающиеся сидят за партами.
Ученик читает стихотворение |
Введение в тему | - Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. - У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. - Итак, какое слово у вас получилось?
- Сегодня мы с вами поговорим о правах человека. - Давайте заглянем в толковый словарь и узнаем, что обозначает слово «право»
из словаря Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять»
|
Дети собирают из букв слово.
Получилось слово «права»
Ученик находит в словаре слово и зачитывает его значение
|
Игра «Доскажи словечко»
Шуточное стихотворение
Тренинг «Врасти в землю»
| - А какие у нас есть права мы узнаем, досказав слово в стихотворении. Слушайте внимательно.
2) Чтобы вырасти успешным Недостаточно питанья
- При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Ученик читает стихотворение. - Что же значит ваше имя? - Кто может объяснить значение своего имени? - Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права. У ребёнка право есть - Прав герой этого стихотворения? Почему? - Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Ребята, а почему человек должен знать свои права? - Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком. Тренинг. –Встаньте около своих парт. Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает. | Дети слушают и досказывают слово
Имя нам даёт отраду, Дети называют своё имя и его значение
Ответы детей
Ответы детей
|
«Собери пазл»
Игра «Разрешается-запрещается» | У вас на партах лежат пазлы, сложите картинку и расскажите, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью). - Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права. Я теперь предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду говорить о праве, а вы отвечать: «Разрешается-запрещается» Вот в углу мальчонка, Плачет надрывается. Бить, наказывать ребенка СТРОГО (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)
С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить- Это (РАЗРЕШАЕТСЯ)
Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают – Это (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)
Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться, Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются В детстве тяжкая работа Это- (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)
Вместе дружно жить, С разными детьми дружить Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ) | Дети собирают пазлы. Называют сказку и называют кто из героев нарушает права
Дети договаривают слово, хлопают, если разрешается и топают, если запрещается. |
Сценка | - Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей. - Предлагаю Вам посмотреть сценку, которую подготовили для вас пятиклассники. Серёжа. В школе пробыл я полдня Мама. Кто с порога – и за ложку? Серёжа. Нет, ты, мама не права, Бабушка. Ой, с давлением беда. Серёжа. Что ты, бабушка, детей Мама. Ну, тогда помой посуду, Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Мама. Прав у мам, как будто, нет! Бабушка. Да и брюки завтра к школе Мама. Твои права мы уважать, Бабушка. Но только должен ты узнать – |
|
| - Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл. Обязанности -это должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». А какие обязанности есть у вас. школьников? Закончите предложения: В школе я должен…. Дома я должен…. На улице я должен…. В транспорте я должен…
|
Дети заканчивают предложения |
Итог занятия | - Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности. У вас на столе есть листочки, вам необходимо выбрать на одном листочке право, а на втором обязанности и прикрепить их на соответствующие солнышки (на доске 2 солнышка) Пусть эти солнышки напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях. Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
|
Выбирают и прикрепляют к соответствующему солнышку
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке Я имею право быть чёрным и белым. Я имею право быть ловким и смелым. Ты имеешь право иметь своё имя. Ты имеешь право быть просто любимым. Мы имеем право на всём белом свете. Мы имеем право! Мы – дети!
|