Классный час по правам человека

Классный час для учащихся 1-2 классов "Права и обязанности"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Саяпина С.В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 53

Внеклассное занятие. Тема: «Права и обязанности».

Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей.

Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях.
2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.
3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой.
4. Воспитывать начальную правовую грамотность.

Материалы: карточки

Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Мы с вами говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

И наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать строками из стихотворения:

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.


Обучающиеся сидят за партами.














Ученик читает стихотворение

Введение в тему

- Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены.

- У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

- Итак, какое слово у вас получилось?


- Сегодня мы с вами поговорим о правах человека.

- Давайте заглянем в толковый словарь и узнаем, что обозначает слово «право»


из словаря Ожегова:

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять»





Дети собирают из букв слово.


Получилось слово «права»




Ученик находит в словаре слово и зачитывает его значение



Игра «Доскажи словечко»

























































Шуточное стихотворение



































Тренинг «Врасти в землю»









- А какие у нас есть права мы узнаем, досказав слово в стихотворении. Слушайте внимательно.
1) Мама работала, папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)


2) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)

3) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)

4) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)


5) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)

- При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Ученик читает стихотворение.

- Что же значит ваше имя?

- Кто может объяснить значение своего имени?



- Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

- Прав герой этого стихотворения? Почему?

- Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить.

Ребята, а почему человек должен знать свои права?

- Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

Тренинг.

–Встаньте около своих парт. Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны.

Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Дети слушают и досказывают слово



















































Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Дети называют своё имя и его значение
Анастасия – воскрешённая
Дарья – сильная
Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория-победительница



















Ответы детей









Ответы детей




















«Собери пазл»









Игра «Разрешается-запрещается»

У вас на партах лежат пазлы, сложите картинку и расскажите, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

- Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Я теперь предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается-запрещается».

Я буду говорить о праве, а вы отвечать: «Разрешается-запрещается»

Вот в углу мальчонка,

Плачет надрывается.

Бить, наказывать ребенка

СТРОГО (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)


С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это (РАЗРЕШАЕТСЯ)


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают –

Это (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться,

Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются

В детстве тяжкая работа

Это- (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)


Вместе дружно жить,

С разными детьми дружить

Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)

Дети собирают пазлы. Называют сказку и называют кто из героев нарушает права







Дети договаривают слово, хлопают, если разрешается и топают, если запрещается.






Сценка

- Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

- Предлагаю Вам посмотреть сценку, которую подготовили для вас пятиклассники.

Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать –
Права у всех равны!





- Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Обязанности -это должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

А какие обязанности есть у вас. школьников?

Закончите предложения:

В школе я должен….

Дома я должен….

На улице я должен….

В транспорте я должен…















Дети заканчивают предложения

Итог занятия

- Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

У вас на столе есть листочки, вам необходимо выбрать на одном листочке право, а на втором обязанности и прикрепить их на соответствующие солнышки (на доске 2 солнышка)

Пусть эти солнышки напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.





Выбирают и прикрепляют к соответствующему солнышку







Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке

Я имею право быть чёрным и белым.

Я имею право быть ловким и смелым.

Ты имеешь право иметь своё имя.

Ты имеешь право быть просто любимым.

Мы имеем право на всём белом свете.

Мы имеем право! Мы – дети!










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее