Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Конкурс профориентационных методических материалов «ПРОФопределение – 2017»
Номинация «Интегрированный урок (классный час): взаимосвязь и целостность»
Название классного часа «Одна профессия из тысячи»
Авторы:
учитель технологии ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани
Янгазова Татьяна Сергеевна
учитель физики ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани
Кузнецова Любава Сергеевна
учитель английского языка ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани
Дивиченко Антонина Александровна
2017
Пояснительная записка
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Одной из основных задач, которые ставит перед собой современная школа, является подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии. На это направлена в том числе и предпрофильная подготовка, целью которой является формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Не последнее место в этой системе принадлежит классному руководителю. Ведь именно он зачастую осуществляет психолого-диагностическую, информационную и профориентационную работу во вверенном ему классе.
Таким образом, классный час является наиболее универсальной и эффективной формой организации предпрофильной подготовки учащихся, так как позволяет через использование разнообразных методов и приёмов не только информировать ребёнка о мире профессий и помогать ориентироваться в нём, но и направлять его к осознанному выбору своего жизненного пути.
Актуальность:
Тема актуальна, так как знакомит детей с профессиями, прививает любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству, развивает кругозор, мышление; воспитывает интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.
Проведение внеклассного мероприятия по предлагаемой разработке позволят учащимся в игровой форме глубже узнать себя, свои возможности, особенности, ещё раз задуматься о своём предназначении в профессиональном и не только аспекте.
Класс: 8
Место проведения: ГБОУ СОШ №17, кабинет №27
Цель:
- оказание действенной помощи учащимся 8-го класса в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
- формировать у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
- подвести учащегося к взвешенному, осознанному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности;
- оказать практическую (больше информационную) помощь в подборе первоначальной профессии как фундамент для дальнейшего совершенствования и развития способностей.
ФормируемыеУУД:
Предметные: Объяснять особенности и значимость выбранной профессии. Определять специфику профессии, ее область, значимость. Выделять специфические черты всех изученных профессий.
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации материала. Готовить сообщения.
Личностные: Понимание специфических черт изучаемой профессии. Осознание уникальности каждой профессии
Формы работы обучающихся: коллективная, групповая, самостоятельная работа.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Принципы воспитания и обучения: деятельности, последовательности, психологической комфортности, творчества
Методы воспитания и обучения: методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ); метод контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм); метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием); метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание); Метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости); Метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности); Метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).
Дидактические средства: демонстрационные: презентация, видео; индивидуальные: лист бумаги, ручка, инструкция к тесту, раздаточный материал.
План.
1. Организационный этап. Просмотр видео.(7 минут)
2. Мотивационно-целевой этап (4 минуты)
3. Основной этап
3.1 Тестирование: Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)(15 минут)
3.2 Групповая работа: «Самые нужные профессии» (5 минут)
3. 3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?» (6 минут)
4. Рефлексия(3 минуты)
Организационный этап
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Давайте для начала пожмём руку соседу по парте, присаживайтесь. А сейчас обратите внимание на интерактивную доску. Предлагаю вам просмотреть видео. (приложение 3)
2. Мотивационно-целевой этап
Учитель читает стихотворение:
Счастливый человек…
Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни – две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти!»
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда!»
И я уверен, даже твердо знаю,
Что в этой самой светлой из страстей
Есть что-то от любви к родному краю,
К твоим друзьям и к родине своей.
Но как моря не могут жить без рек,
Как без дождей земля оскудевает,
Так без любви сердечной человек
Духовно в чем-то все же прозябает.
Не зря о ней и пишут, и поют,
Не зря о ней так радостно мечтается.
И как ни славен человечный труд,
А нежность все же нежностью останется.
Тут ни замен и ни сравнений нет.
Не будем путать двух прекрасных миссий.
Да и народ рождается на свет
Не от ученых формул и трансмиссий.
Да, две любви в одном рукопожатье
Как два крыла, берущие разбег.
Иначе говоря – любовь в квадрате!
И кто обрел их, по моим понятьям,
Счастливейший на свете человек!
Вопросы учителя к классу
1) О чём это стихотворение? Какие две любви воспевает автор?
2) На какие черты будущего избранника и будущей профессии человек обычно обращает внимание? Можно ли в этих случаях говорить о том, что человек стремится к своему идеалу? (слайд 1)
3. Основной этап
3.1 Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)
(слайд 2-3)
Слово учителя:
Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни.(слайд 4)
Назначение теста
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых (слайд 5-11)
3.2 Групповая работа: «Самые нужные профессии»
После анализа проведенного тестирования, учитель делит класс на три группы: «Человек-техник», «Человек-человек», «Человек-знаковая система».
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. П.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. П.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. П.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии.. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
3. 3 . Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Учитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? (слайд 12)
Примерные ответы детей:
* «Давят» родители.
* Идут за модой.
* Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
* Выбирают «за компанию».
* Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
* Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
* Подражают героям кино и телесериалов.
Учитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Учитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
1. хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
2. могу – это все, что мне по силам, по способностям;
3. надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
4. Рефлексия
Учитель. Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».(слайд 13)
Учитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
* Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
* Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
* Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
* Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
* Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.(слайд 14)
Учитель. А сейчас я вам раздам материал, который содержит личный профессиональный план и типичные ошибки при выборе профессии. Ознакомьтесь с ним внимательно.
Спасибо всем за внимание, активное участие! До новых встреч!
Приложение 1
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций,
плакатов, художественных открыток,
грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-
либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или
настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им
сведения (в справочном бюро, на экскурсии и
т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду,
технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми,
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков
художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать
события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений,
поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или
младших в театры, музеи, экскурсии,
туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Приложение 2
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
ШКОЛЬНИК ОШИБАЕТСЯ, ЕСЛИ:
- переводит отношение к конкретному человеку на отношение к профессии;
- идентифицирует учебный предмет с профессией;
- увлекается внешней привлекательностью профессии;
- неправильно оценивает свои интересы и способности;
- не замечает противопоказаний к профессии;
- выбирает профессию под влиянием товарищей;
- неправильно представляет содержание интеллектуального труда;
- выражает устаревший взгляд на работу в сфере материального производства;
- его выбор носит случайный характер;
- оценивает выбор профессии как разовый акт, выбор навсегда.
Приложение 3
Личный профессиональный план (ЛПП)
(структура)
Знания о мире профессий - «Строительный материал».
Главная цель – где и кем буду, идеал жизни и деятельности.
Цепочка ближних и отдаленных конкретных целей:
профессия - специальность – проба сил – учебное заведение.
4. Пути и средства достижения этих целей:
изучение справочной литературы, беседы, самообразование, дополнительное образование, подготовка и поступление в учебное заведение.
5. Внешние условия достижения целей:
трудности, возможные препятствия и со стороны других людей.
6. Внутренние условия: возможности, состояние здоровья, способности к
обучению и другие профессионально важные качества личности.
7. Запасные варианты целей и путей их достижения (если не эта профессия,
специальность, то – какая ?; если не этот уровень образования, не это учебное
заведение, то – какое ?, если не сейчас, то – когда ?)
8. Моральная состоятельность (готовность отвечать за свой выбор).
9. Еще раз обдумать и уточнить все пункты.
10. Реализация и, при необходимости, коррекция плана
(внесение изменений, уточнений, дополнений).