«Не секрет, что друзья не растут в огороде…»
Цели:
1. Образовательно – развивающие:
Развитие осознанности собственного поведения;
Развитие групповых процессов.
2. Воспитательные:
2.1 Формирование навыков общения;
2.2 Формирование навыков группового взаимодействия.
Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, шарф, медальоны из шерстяных ниток
Приветствие
Все участники становятся в круг, по часовой стрелки поворачиваются к друг другу, приветствуют друг друга, называя имя и выделяя одно из положительных качеств соседа. (Например, Аня, здравствуй, ты очень добрый человек).
2. Разминка
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
Инструкция. Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления
3. Работа по теме занятия
Прежде, чем объявить тему занятия, включаю детскую песню «Не секрет, что друзья не растут в огороде».
- Как вы уже догадались, мы сегодня на занятии будем с вами говорить о друзьях и дружбе.
Тема занятия «Не секрет, что друзья не растут в огороде….»
Упражнение «Закончи предложение»
Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение, которые написаны на доске:
«Настоящий друг — это тот...»
«Друзья всегда...»
«Я могу дружить с такими людьми, которые...»
«Со мной можно дружить потому, что...»
По желанию дети зачитывают ответы.
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платком завязываются руки детей (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Детям дают по одному фломастеру разного цвета и предлагается нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги.
Условие: рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка учащиеся выбирают сами участники.
Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети рисунок, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Анализ упражнения:
Рефлексия занятия.
Синквейн
«Дружба-это…» (ребята пишут на листочках свои синквейны на заданную тему).
Затем, по желанию синквейны зачитываются или сдаются психологу.
-А завершить наше занятие я хотела бы упражнением «Аватарки».
Упражнение «Аватарки»
Каждому участнику на шею надевается медальон – аватарка с кисточкой из разноцветных шерстяных ниток. Участники должны двигаясь по классу, выдёргивать по одной ниточки из кисточки своего медальона и придумывать пожелания, затем ниточку – пожелание привязывают к медальону другого участника. Таким образом, у каждого участника на его медальоне появится множество разноцветных ниточек.
Мы пожелали много разного друг другу, а для того, чтобы всё сбылось, сохраните эти медальоны – аватарки.
Спасибо всем за занятие. Занятие окончено.
Литература:
Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2001
Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2003.
Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
Сайт «Фестиваль 1 сентября»
Сайт наурок.ру