Классный час «Путешествие по стране Толерантности»
Цель:
формирование у детей толерантности мышления, уважения
к своим правам и правам других людей.
Задачи:
1.Углубить понимание значения термина «толерантность».
2.Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы,
умение вести диалог.
3. Формировать представление о толерантном общении в обществе.
Ход классного часа.
Учитель.
Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.
Что же такое толерантность?
Толерантность – это милосердие, забота
Толерантность – это доброта души
Толерантность - это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение.
Сегодня мы с вами отправимся в «Путешествие по стране Толерантности». Путешествовать будем под девизом «Мы разные, но мы вместе».
- Как вы понимаете наш девиз?
-Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.
-А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.
-Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!
-А теперь с темными.
-Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)
-Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.
-А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые есть в каждом из вас. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть их. Я кидаю.
2. Чтение и обсуждение рассказа.
Поговорим о том, что у любого человека могут быть ошибки. Нужно только вовремя их исправить и больше не совершать. Послушайте «Сказочку о счастье». На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Беседа по вопросам.
Вывод: единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
-Что же значит быть толерантным? – Быть внимательным к другим.
3. Цветы толерантности.
У меня есть цветы толерантности. С них осыпались лепестки. Помогите мне их собрать. На лепестках написаны слова – обращайте на них внимание.
-Что общего в этих словах? (они толерантны); прикрепляю серединку со словом «Толерантность».
-А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Какой красивый цветок, похож на радугу из страны Толерантности!
4. Толерантная личность. Интолерантная личность.
Давайте разберемся, что такое толерантная личность или толерантный человек.
У человека есть много качеств, которые позволят ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью. Такую личность можно определить по следующим признакам:
-уважение мнения других
-доброжелательность, внимательность
-желание что- либо делать вместе
-понимание других, приветливость
-умение быть собой и понять особенности других, умение дарить радость.
-Приведите примеры толерантных людей.
-А что такое интолерантная личность? Этот тот, кто обладает такими качествами как:
-нетерпимость
-невежливость
-непонимание
-эгоизм
-раздражительность.
Толерантный – терпимый.
Интолерантный – нетерпимый.
5. Станция «Добро».
Мы едем по стране Толерантности. Впереди город. Чтобы узнать, как он называется, надо вспомнить заветные желания героев сказки «Волшебники изумрудного города».
-О чем больше всего мечтала Элли? (о доме).
-Кого Элли взяла с собой в путешествие? (Тотошку).
-Самое заветное желание Трусливого льва? (Храбрость).
-О чем мечтал железный Дровосек? (о Сердце).
-Какое заветное желание было у Страшилы? (мозги).
Вы дали правильные ответы на все вопросы. Первый наш город называется Добро.
В городе Добро нас ждут герои сказок. Главной темой сказок была и остается борьба добра и зла. Что толерантно, а что нет?
6. Игра.
Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.
Иван – царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка,
Красная Шапочка, Золушка, Водяной, Гуси-лебеди, Шрэк, Баба Яга,
Морозко, Мальвина, Корабас-Барабас, Человек-паук.
7.Станция « Волшебных слов».
Пока мы играли, незаметно приехали в город Волшебных слов.
Этот город необычный. Туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит волшебные слова, т. е. вежливые слова. Вы знаете их? (называют). А как можно назвать человека, который использует в речи такие слова? (толерантным). А слова эти можно объединить под одним понятием – толерантность.
Если мы выполнили все задания в этом городе, то попадем на главную площадь страны толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем волшебными. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.
-Прослушайте стихотворение, догадайтесь, какое волшебное слово нужно сказать.
-Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
-Мальчик вежливый, говорит, встречаясь (здравствуйте).
-Когда нас бранят, за шалости говорим (простите, пожалуйста).
-И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).
Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и нужно. И любое волшебное слово надо сопровождать улыбкой.
8. Станция « Мудрецов».
И вот мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно собрать пословицы.
Добрые дела красят человека.
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
За добро добром платят.
9. Станция « Загадок».
Наше путешествие продолжается. И мы попадаем в город Загадок. Я буду загадывать загадки. Если они о добре и вежливости, то в ответ надо сказать «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать. А если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и протопать.
-Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
-Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
-Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?
-Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холле?
-А во вчерашний понедельник кто был грубый и бездельник?
-Сколько будет пятью пять, кто мне сможет подсказать?
-Ну, а кто всегда поможет, друга выручить, кто сможет?
-Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?
Молодцы!
10. Игра « Пожалуйста».
. Я буду давать вам различные задания, а вы должны их выполнять. Но только в том случае, если я перед заданием скажу волшебное слово «пожалуйста». Если его не будет, задание не выполняйте. Будьте внимательны!
-Пожалуйста, встаньте.
-Будьте добры, поднимите правую руку.
-Пожалуйста, поднимите левую руку.
-Будьте любезны, сядьте.
-Пожалуйста, похлопайте.
-Потопайте.
-Пожалуйста, улыбнитесь.
Молодцы! Никогда не забывайте говорить волшебное слово, когда обращаетесь с просьбой.
11. Заключение.
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади страны Толерантности. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы говорите «да», если так поступает толерантный человек, и «нет», если так поступает нетолерантный.
-Поздороваться при встрече?
-Толкнуть и не извиниться?
-Говорить «Спасибо» за подарок?
-Обозвать обидным словом соседа?
-Бегать, кричать, сбивая всех с ног?
-Помогать родителям?
Молодцы.
Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова, любить друг друга.
12. Итог.
А теперь обведите свою руку на листик бумаги. На ладошке напишите свое имя. Передайте свой лист соседу. В каждом пальчике чужого рисунка вы напишите хорошее качество ее обладателя. («Добрая», «Умная», «Вежливая» и т. д.). Верните рисунок соседу.
Давайте всегда будем общаться на языке миролюбия, дружбы, на языке любви и терпения, на языке толерантности.
Используемые источники:
http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Slova-vezhlivosti/
Строганова, Л.В. Классные часы, беседы. Воспитание толерантности [Текст] / Л.В.Строганова// - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 225с.
Щуркова, Н.Е.Этика школьной жизни [Текст] / Н.Е.Щуркова// - М.: Просвещение, 2004. – 112с.