«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час ко Дню мам «Мама - ближе человека нет»

Разработка классного часа о мамах. Разработка для 8 классов.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час, посвященный Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».



классный руководитель 8 класса: Газина Айгуль С.



Форма мероприятия:

Классный час нравственно-духовной направленности.

Проводится в преддверии Дня матери России.

Форма: беседа с использованием презентации, стихи, песня в исполнении обучающихся.



Цели и задачи:

- расширить знания учащихся об истории праздника;

- показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;

- формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;

- воспитывать заботливое отношение к родным и близким.



План:

1. Вступительное слово классного руководителя - тема и цель классного часа.

2. Основная часть – беседа по теме классного часа с использованием презентации; чтение стихов и песни о матери.

3.Рефлексия.



Ход классного часа



Классный руководитель:

Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Сегодня наш классный час посвящен дню, который даже не является красным днем календаря, многие жители нашей страны может даже и знают, что есть такой день, день, когда в суете повседневной рутины и постоянной занятости все - таки стоит вспомнить, позвонить, поздравить самого дорогого человека.



Учащийся (Галина Гульшан):

Это слово первым произносит малыш. В той, к кому оно обращено, заключается для него весь мир. Она кормит его и купает, поёт ему колыбельную и катает в коляске, она вскакивает ночью на его крик и не отходит от его кроватки, когда у него начинается жар. Её не надо звать, потому что она и без того рядом, измученная и неутомимая. Но малыш, как заклинание повторяет это одно – единственное слово, бессознательно веря, что она всё может и всё умеет, что с нею ничего не страшно, что она только одна поможет и спасёт… И она спасает, отводя беду неистовой силой любви.



Классный руководитель:

Ребята, о ком говорится в данном отрывке? (о маме)



Сегодня наш классный час посвящен Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».

Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

Историческую справку праздника подготовила Ямалетдинова Найля

Историческая справка (Ямалетдинова Найля).

- Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет

начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит – солнечной богини, связанной с солнцем. Её день празднуется ежегодно 1 февраля.

В Великобритании с 17 по 19 века 22 марта отмечалось «Мамино воскресенье».

В Америке День матери объявили официальным праздником в 1914 году.

В Германии праздник отмечается с 1922 года.

В России инициатива учреждения праздника «День матери» принадлежала Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Праздник приурочен к 4 ноября - ко Дню празднования иконы Казанской Божьей матери.

В России «День матери» отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации - Бориса Николаевича Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек.



Классный руководитель:

Как вы, думаете, с какой целью был введен этот праздник в России?

Ответы детей:

Мама - хранительница семейного очага. На ней держится воспитание детей, весь дом, вся семья. Праздник был введён с целью бережного отношения к женщинам – матерям.



Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери.



Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».



Чтец (Самохина Галина):

С небес полночных падает звезда,

И птицы улетают в край далёкий,

Но с нами остаётся навсегда

Свет матери, прекрасный и высокий.



От сердца к сердцу, от мечты к мечте

Свет матери проложит путь незримый,

Открытый только вечной доброте,

И правде, и любви неповторимой.



Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно.

И светится Вселенная, пока

Свет матери расплескан по Вселенной.



Классный руководитель:

Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, поэтому образ женщины-матери, солдатской матери всегда находил отражение в искусстве и художественной литературе.



Послушайте рассказ Энвера Мамедханлы «Ледяная статуя»



Чтец (Каляев Инсаф)



«Ледяная статуя»

Зима сорок первого года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое замерзло, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.

В одну из таких ночей по бескрайней снежной равнине двигалась одинокая тень.

Это молодая мать. Прижимая к груди ребенка, она бежит куда-то вперед. Она бежит из своей деревни, захваченной фашистами, на восток, чтобы спасти свою честь и родное дитя.

Впереди река. По ней проходит линия фронта. Оттуда доносится гул советских орудий.

Молодая мать спешит, она должна, во что бы то ни стало присоединиться к своим. Она должна переправить ребенка на великую и свободную землю по ту сторону реки. Пускай она погибнет в эту морозную ночь, святая цель перед нею: спасти память первой своей любви!

Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.

Силы уже покидают ее. Сердце матери поет страшную песню: «Ребенок заерзает! Он не выдержит этого мороза!»

Но мать отгоняет эту мысль.

Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзнет. Нет у не больше сил.

Она снимает кофточку и еще теплее накрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!

Мать умолкает, но в ушах ее звенят медные струны… Они напрягаются, рвутся. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней нежные узоры из хрусталя…

Наступает прозрачное морозное утро.

Перед деревом стоят люди в белых халатах. Это три бойца-разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы.

Они стоят перед картиной, которой не забудут всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.

Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.

Наконец один из них подходит к деревьям. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и … видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает.

- Он жив, он не замерз, - взволнованно, глухим голосом говорит он.

Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости. Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.

Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования, стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию!



Классный руководитель:

Рассказ Энвера Мамедханлы стал примером всепобеждающего мужества матерей. Женщины и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту ЖИЗНЬ, единственную и неповторимую...

Прошло 72 года со дня победы советских солдат над фашистской Германией, но боль утраты и пережитого горя до сих пор не забыты народом нашей страны.



Учащийся (Габитов Марсель):

Несмотря на огромные трудности, которые переживала наша Родина в дни войны, внимание государства к делу охраны материнства и детства не ослабевало.

8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, направленный на увеличение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении Почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнской Славы» и медали «Медаль материнства».

Звание «Мать-героиня» является высшей степенью отличия и присваивается матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей.

При присвоении звания «Мать-героиня» учитываются также дети:

усыновлённые матерью в установленном законом порядке;

погибшие или пропавшие без вести при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина России по спасению человеческой жизни, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.



Учащийся (Мустафина Рамиля):

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания «Мать-героиня» этим Указом, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Пушкинского района Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей: десять сыновей и двоих дочерей. Четверо сыновей погибли во время Великой Отечественной войны, двое умерли от ран после войны. Награда была вручена Анне Савельевне в Кремле 1 ноября 1944 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено около 431.000 женщин.

Учащийся (Мурзагулова Дина):

Жительница Астраханской области села Кривой Бузан Анна Степановна Куаншпаева (Беззубикова) удостоена ордена «Мать-героиня». Также у неё есть медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которую она получила в 19 лет. Анна Степановна с мужем Бердагали Султангалиевичем Куаншпаевым воспитали 10 детей: 6 дочерей и 4 сына. Сейчас у Анны Степановны 21 внуков и 8 правнуков.



Учащийся (Султангулов Ильмир):

С 1991 г. орден не вручался.

В 2008 году в Российской Федерации Указом Президента Дмитрием Медведевым был учрежден новый орден «Родительская слава». Орден является возрождением ордена "Материнская слава", но предоставляется обоим родителям и представляет собой награду высшего уровня.

Выступление Мустафиной Рамили, Габитова Марселя о своих мамах-героях.

Галина Гульшан о маме 10 детей Галина Гульбустан, жительница д.Кутаново.



Классный руководитель:

В нашей деревне пока нет семей состоящих из 10 и более детей, но обучаются 53 учащихся из 35 многодетных семей

Всегда были женщины, которые полностью посвящали себя семье и созданию уюта в доме. Теперь все чаще появляются женщины, для которых не только семья, но и работа является неотъемлемой частью жизни.

Презентацию о своей маме подготовила (Аккучукова Анелия).



Презентация «Моя мама» 



Классный руководитель:

Ребенок, испытывая чувство любви, уважения к маме, не всегда готов раскрыть это чувство перед самым близким человеком. И только находясь в разлуке, осознает, как дорог ему этот человек. Сегодня можно просто взять телефон и позвонить, но и можно написать письмо, не важно, электронное или на бумаге.

Ребята, мы создадим три группы, каждой группе я дам по 1 письму.

Вы должны прочитать письмо, определить какой человек мог написать это письмо, т.е. определить возраст, характер, занятие автора письма, и его отношение к маме.



Работа в группах «Письмо к маме»



Предположите, какой человек мог написать такое письмо

(ребенок, подросток, взрослый)?

1. Прочитайте.

2. Автор (возраст, характер, занятие).

3. Каково его отношение к маме?



1 письмо. 

Милая моя мамочка!

Недавно нас просили написать сочинение на тему «Мой первый учитель». Села я писать и думаю, что первый и самый важный учитель – это ты. Благодаря тебе я стала тем, кем стала.

Мне очень повезло в жизни, потому что ты понимаешь и поддерживаешь меня во всех моих начинаниях, никогда не отказываешь в помощи.

Когда от тебя долго нет вестей, я очень по тебе скучаю и, чтобы развеять тоску, вспоминаю твою добрую улыбку, нежные руки, наши домашние праздники.

И в такие минуты я понимаю, как много тепла, ласки ты подарила мне. Спасибо тебе за это. Я люблю тебя.



(Письмо написала девушка. Возможно, она студентка колледжа или университета. Она пишет: «Благодаря тебе я стала тем, кем стала». Наверное, мама помогла ей в выборе будущей профессии. Между мамой и дочерью полное взаимопонимание, уважение, любовь.)



(письмо студентки)



2 письмо. 

Мама, мама!

Я помню руки твои с того мгновения, как стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, но он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки.

Но больше всего на свете запомнил я, как нежно они, твои руки, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня.

Мама, мама! Прости меня. Потому что ты одна, только одна можешь меня прощать…



( Письмо написано юношей. Он просит прощение у мамы. Но, за что? Возможно, это прощальное письмо. Чувствуется сильная привязанность друг к другу сына и матери. Он пишет: «Когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня». С сыновью любовью пишет: «Руки твои всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки».)





(Олег Кошевой «Молодая гвардия»)







3 письмо. 

Здравствуй мамочка!

У меня все хорошо, хотя у нас в отряде идет война с мальчишками, они никак не хотят нас понимать и не признают ошибок в своем поведении.

Недавно мы ходили в кино, мне очень понравилось.

В столовой кормят очень вкусно.

Наш отряд участвует во всех делах лагеря. Совсем недавно мы заняли в спортивных соревнованиях первое место. Все были рады этому, и я тоже, хотя мне было грустно оттого, что тебя не было со мной. Мне так хочется, чтобы ты была рядом. Я люблю тебя, мамочка.



(Письмо написано школьницей, которая отдыхает в летнем лагере. Она очень любит свою маму, называет её мамочкой, пишет «я люблю тебя». Не смотря на «бурную» лагерную жизнь девочка скучает по маме, ей не хватает поддержки мамы, она пишет: «Мне было грустно оттого, что тебя не было со мной». «Мне так хочется, чтобы ты была рядом».).



(Письмо школьницы)



Классный руководитель: Ребята, я просила вас написать письмо маме. Кто готов зачитать нам своё письмо.



Домашнее задание «Письмо маме»



Классный руководитель:

Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостней и светлей её жизнь.



С помощью, каких действий вы доказываете свою любовь?

(помогаем, обнимаем)

А, какие слова вы используете при этом?

(ласковые слова)

Творческое задание.

Классный руководитель:

На доске большое сердце. Это материнское сердце.

Ребята перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце (например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, нежность, надежда, забота, сострадание.)



Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше о них знать. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Не обижайте своих мам, они не вечны, берегите их. Говорите теплые слова своим мамам, не только в день праздника, а постоянно. Заботьтесь о них, оберегая от волнения и бед.



Чтец (Абдуллин Артур):

Нет материнскому сердцу покоя,

С нами оно в трудный час.

Мама от черного горя собою

Нас заслоняла не раз

Смело и прямо на свете живите,

Будьте честней и добрей,

Люди, прошу вас, от бед берегите

Сердца своих матерей!





Заключение

Классный руководитель:

-ребята, какому дню был посвящен наш классный час? (Дню матери)

- о каких духовных качествах мы сегодня говорили? (на доске)

- насколько важны эти качества современному человеку?



(видео «Мама - Ангел»)

В заключение, я хочу рассказать вам притчу:

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен сделать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который будет всегда рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

- Но как я пойму его, Я ведь не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе все.

- А как зовут моего ангела?

-Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его – МАМА…



Берегите своих мам, меньше их огорчайте, чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви!



И в заключение, нашего классного часа, мы хотим поздравить всех мам и присутствующих гостей и исполнить песню «Мамино сердце».



Песня «Мамино сердце». 

Вручение подарков гостям.



Классный руководитель: спасибо ребята за работу. Классный час, посвященный Дню матери «Мама – ближе человека нет» закончен.

Спасибо всем за внимание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее