«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час "Детство без жестокости"

Классный час "Детство без жестокости"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Классный час "Детство без жестокости "

 Цели:

 • показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

 • воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;

 • привить основы нравственного поведения.

 

 Ход беседы:

    Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.

Послушайте отрывок из стихотворения Н. Некрасова и ответьте на вопросы.

Под жестoкoйpyкой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

 Непосильную ношу влача.

Почему автор называет человека жестоким?  В чем проявляется его жестокость?

(ответы детей)

Сострадание к животным, так тесно связано c добротою харак­тера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть добрым  тот, кто жесток c животными.                           (А. Шопенгауэр) Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный u боль­нoй. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий, осво­бождающий, любящий…                     (Н. Бердяев)

Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его поступки?

                       Захворал воробушек,    

                       Воробушек - хворобушек.

Ранен был он гадкой,

Знать бы чьей, рогаткой.

Чистит перышки свои, -

Выпал камешек в крови.

                                      (Е. Евтушенко)

    Дайте определение понятию «жестокость». Подберите слова с противоположным значением.

ЖЕСТОКОСТЬ - безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.

Жестокость всегда npoucmeкaeт от бессердечности и слабости.          (Сенека)

«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям»      (ВажаПшавела)

 «Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя»    (Анахарсис Скиф)

Жестокость  есть всегда результат страха, слабости и трусости.     (Гельвеций)

Жестокость - это порождение злого ума u часто трусливого сердца.   (Л. Ариосто)             

      Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свою квартиру на крепкие замки, чтобы не надо было строить на окнах решетки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не бояться, что он тебе может сделать что-то плохое.Hо жестокость все-таки существует.

                   Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки лю­дей, изучался издревле. Одни исследователи считают, что все зависит от индивидуальных особенностей человека (строения черепа, своеобразной внешности), другие полагают, что преступность напрямую связана с возрастом (молодые люди, подростки, не отдают себе отчет о своих действиях и поступках), третьи думают, что все зависит от воспитания человека, от безысходности трудной жизни и т.д.

Чуть живой. Не чирикает  даже.                                     

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

от того, что так трудно ему!

  (Н. Рубцов)

    Какова же природа насилия и жестокости?

 Жестокость порождают разлад внутри человека, разлад и отчуж­денность, враждебность, подозрительность.

 Если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, поте­рей сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелатель­ности. Даже среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой особый угол.

Это проис­ходит потому, что не создана гармония у каждого члена семьи внутри се­бя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со всеми близкими, и со всеми другими людьми.  Жестокость также порождает и желание властвовать. Когда никто не хочет никому подчиняться, уступать, слушаться.  

Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бес­чувственными, жестокими, дикими, свирепыми. Что, на ваш взгляд, должен сделать каждый конкретный человек, должно предпринять, чтобы за­щитить людей от насилия, жестокости?

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь ис­править его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали  лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

(Л.Н. Толстой)

Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие и вместо него вводить все противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ...

     Может ли человек совершать жестокие поступки  просто от невнимательности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок? Мы с вами читали рассказ «Змейка»

    Мальчик, ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не  боялся змей, поэтому взял ее в руки и быстро за­сунул и стеклянную банку с завинчивающейся  крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик понес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

Напишите новую версию рассказа, представив себя в группе персонажей

Покажите, как ваше присутствие изменило бы ситуацию. Ответьте на вопросы.

1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почемv?

2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом

чувствовали?

3. Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

                         (Конфуций)

Обсуждение крылатых выражений:

 «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» 

                                                                          (Сенека)

 «Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям»

    ВажаПшавела

 «Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя»

 Анахарсис Скифский

Каждый человек не случаен, каждому из нас предначертано выполнить важную роль.

В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона – зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.

Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то…  А вы сами достойный человек?

Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение .Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

    Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание».

(Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам).

Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие».

 (Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).

Ответ правильный.

Пусть тебе всегда сопутствуют:

со – страдание;

со – чувствие;

со – действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);

со – знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);

со – единение (соединиться)

А что такое толерантность?

(Терпимость, уважение, взаимопонимание…)

     В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

Давайте изобразим слово «толерантность» в виде солнышка, а от него идут лучики (попробуйте назовите их)– это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко, ведь  солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы каждый человек мог в полной мере себя проявить. Напишите, каких правил мы должны придерживаться, чтобы отношения у вас в классе были доброжелательными.

Правила толерантного общения:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

 Вывод: наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

 Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее