Введение.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Вся организация воспитательной работы может и должна осуществляться через развитие самоуправления. Его можно определить как руководство жизнедеятельностью своего коллектива, предполагающее разработку, обсуждение, принятие и реализацию решений, т.е. самодеятельность и известную самостоятельность в осуществлении властных функций.
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.
Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между пассивностью и активным стилем поведения будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цель организации ученического самоуправления в классе:
• воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного;
• формирования умений самостоятельно сделать выбор.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
✓ создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
✓ дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
✓ создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
✓ создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
✓ формировать толерантность, умение общаться.
✓ реализовать интересы каждого учащегося;
✓ привлечь родителей к совместной деятельности.
Структура классного ученического самоуправления.
Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель – адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Главной задачей самоуправления считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому основой классного самоуправления является Совет дела. Он помогает стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Избирается глава самоуправления – губернатор и заместители губернатора, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
Права и обязанности старосты
(губернатора) класса
Староста класса (губернатор класса), входит в совет губернаторов.
1. Староста (губернатор) класса - ответственное и почетное поручение. Староста является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. Староста(губернатор) избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем.
3. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.
4. В своей деятельности староста стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.
5. Староста(губернатор класса отвечает:
за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
за организацию самоуправления в классе.
6. Староста(губернатор класса имеет право:
созывать и проводить общие собрания класса;
собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
давать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
Департамент образования.
Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Организует и планирует совместно с классным руководителем познавательные дела.
Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, предметных недель.
Ведёт контроль за успеваемостью (заполнение дневников.
Ведёт учёт пропусков уроков.
Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Информационный вестник».
Департамент культуры.
Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Планирует, организует и проводит классные мероприятия.
Ведёт подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях.
Организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях.
Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.).
Организует акции гуманитарной помощи воинам, детям-инвалидам, детскому дому и т.д.
Департамент спортивно-оздоровительный.
Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия.
Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд.
Ведёт учёт и пропаганду спортивных достижений класса.
Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни.
Ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
Департамент труда и хозяйства
Предназначен для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Следит за соблюдением Устава школы.
Участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса.
Отвечает за дежурство по классу и школе.
Следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий.
Совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
Департамент печати и информации
Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки.
Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса.
Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям.
Обеспечивает наличие фотоаппарата на мероприятиях и отвечает за печатание фотографий.
Помогает в оформлении классного уголка.
Структура ученического самоуправления 5 «А» класса.
Классный руководитель
Департамент культуры
Департамент труда и хозяйства
Департамент образования
Совет родительской общественности (род. комитет)
Губернатор
Совет дела
Общее собрание
Департамент спорта и здоровья
Департамент гражданско-патриотический
Департамент печати и информации
Губернатор Шапиева Софья
Департамент образования - Елфимова Анна
Помощники Шуленина Эллина
Департамент печати и информации - Толмачев Егор
Помощники - Чернов Сергей
Карлова Карина
Департамент спорта и здоровья - Дробышев Федор, Востриков Иван, Спицын Степан.
Ответственный за физкультминутки - Бритвин Антон
Департамент культуры - Воробьева Дарья
Помощники - Горбунов Родион,Абрамова Дарья
Департамент труда и хозяйства - Купырова Ангелина, Карпов Иван, Кастаньейра-Баронина Александра.
Помощники в работе с дневниками - Лукинова Валерия,Бондарева Анна, Сарычев Савелий
Заключение
Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил. Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни класса и лицея. В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Задача учителя – помочь обучающимся, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.