«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Цель урока: Познакомить с основными группами программного обеспечения ПК.

Ресурсы Информатика 5кл, Учебник. Е.А.Вьюшкова 2013, «Арман- ПВ»

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: Усвоения новых знаний

Подходы в преподавании / обучении.

1. Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Обучение критическому мышлению.

3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании.

5. Работа с одаренными и талантливыми детьми.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Информатика

Урок № 8 Класс: 5 Учитель: Тулегенова Э.Н.


Тема урока: Классификация и общая характеристика программного обеспечения

Цель урока: Познакомить с основными группами программного обеспечения ПК. 

Задачи урока:

1.Образовательная.

-дать понятие «программное обеспечение»;

- провести классификацию ПО.

2. Развивающая.

- развивать критическое мышление, умение применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач практического характера

3. Воспитательная.

- способствовать формированию информационной культуры;

- воспитывать бережливость и аккуратность при работе с компьютером.

Ресурсы Информатика 5кл, Учебник. Е.А.Вьюшкова 2013, «Арман- ПВ»

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: Усвоения новых знаний

Подходы в преподавании / обучении

1. Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Обучение критическому мышлению.

 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4. Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании.

5. Работа с одаренными и талантливыми детьми.

Материально-техническое обеспечение урока:
Учебник: Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун, Информатика 5 класс, «Арман-ПВ», 2013г; мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока с тестовыми заданиями и кроссвордом, раздаточный материал, карточки – задания, оценочные листы с дескрипторами , плакат формата А3, маркеры, фломастеры, цветные карандаши


Ход урока:

  1. Вводная часть (2 мин)

Учитель приветствует учеников, создает коллаборативную среду. Деление на группы по стратегии «собери пазл».

Ученики входят в кабинет, получая от учителя элемент от картинок-пазлов, собирают картинки, занимая места за столом, куда подходит их элемент и готовятся к уроку.

Ребята, сегодня вы разделились на группы, собирая картикти-пазлы.

Что получилось у команд? Что это за устройства? Дайте их определения.

Дают определения устройствам, собранным на картинках-пазлах (клавиатура, монитор, принтер).

  1. Актуализация знаний, целеполагание (1 мин)

Учитель предлагает сформулировать тему и цели урока.

Есть в компьютере две сферы,
Мы о них расскажем тут,
Первую вот, для примера,
Аппаратною зовут.

Эту часть потрогать можно,
Можно постучать по ней,
Правда, очень осторожно,
Все-таки не бьют друзей.

А вторая сфера тоже
Словно воздух нам нужна,
Мы ее программной можем
Называть… Важна она.

Весь компьютер непременно
Состоит из этих сфер,
С ними действует отменно,
Вмиг решит любой пример.

Иль картинку нарисует,
Или сайт изобразит,
Иль о жизни потолкует,
Или песней одарит

Учащиеся формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетради.

  1. Проверка домашнего задания(10 мин)

С первой сферой компьютера – аппаратной, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Давайте проверим как хорошо, вы освоили ее.

1 задание.

Разгадать кроссворд.

Ученики выполняют задание, затем передают на проверку другой команде по часовой стрелке. Полученные баллы заносят в оценочные листы.

2 задание. «Горячий стул».

Ребята подготовили вопросы по домашнему заданию, которые задают представителям команд.

Учащиеся внимательно слушают ответы представителей команд, полученные баллы заносят в оценочные листы.

3 задание. «Мозговой штурм». 
Расскажите о следующем: 
- современная клавиатура компьютера; 
- символьные клавиши; 
- функциональные клавиши; 
- установочные клавиши; 
- цифровые клавиши; 
- специальные клавиши; 
- комбинации клавиш. 
Оцениваются правильные и полные ответы.

4 задание. «Верю – не верю»

У вас на столах лежит карточка с таблицей. Вы зачитываете утверждение, если вы с ним согласны, то в соответствующую ячейку напротив данного утверждения вы ставите «+». Если же не согласны, ставите «-».

Игра «Верю - не верю»

1

Клавиатура - это устройство символьной информации в компьютер


2

Монитор – это устройство ввода символьной и графической информации в компьютер


3

Принтер – это устройство вывода символьной и графической информации


4

Системный блок выполняет все функции по обработке данных


5

Мышь – это устройство управления


6

Колонки – устройство для вывода звука


7

Сканер – служит для ввода текстовой и графической информации с бумаги в компьютер


Выполненные задания передают следующей команде для проверки. Правильный ответ показывается на экране. Полученные баллы заносят в оценочные листы. (Взаимопроверка)

  1. Изучение нового материала (15 мин)

Ребята, посмотрите, что за устройство у меня на столе? (сканер)

А для чего служит это устройство? А если я сейчас подключу его к компьютеру, смогу ли я с ним работать? Почему?

То есть, для того, чтобы работать с компьютером, необходимы не только устройства, которые мы относим к аппаратному обеспечению, но и программы.

А какие компьютерные программы вы знаете?

Программ много и каждая имеет свое назначение. Все ПО принято делить на 3 группы



Программное обеспечение





Системное ПО



Системы программирования

Приложения



Прочитайте определения каждой группы ПО и запишите в тетрадь.

Читают определения и записывают в тетрадь.

Метод «Джексо»

1.Первая группа – Системое ПО

2. Вторая группа – Приложения

3. Третья группа – Систеиы программирования.

Учащиеся разбирают тему, обсуждают, готовят постеры. Представители (по два человека) выходят на защиту.

V. Физкультминутка (1 мин)

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.

В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

  1. Закрепление нового материала (12мин)

Задание 1. Впишите пропущенные слова в предложениях:

1.  Компьютер без ______ – это бесполезный хлам, груда железа. И только ______ делают его нашим помощником, другом, советчиком.

2. Программирование – деятельность человека по _______ программы.

3. Для обработки информации на компьютере необходимо иметь не только _______ обеспечение - устройства компьютерной системы (“hardware”), но и _________ обеспечение (“software”), которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.

4. __________ ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.

5. Наиболее дружественно пользователю ____________ ПО.

Задание 2.Укажите (поставьте знак «+» в нужной графе), какое программное обеспечение необходимо людям в следующих ситуациях:

Ситуация

Системное ПО

Приложения

Системы програм

мирования

Вариант 1

Архитектор проектирует внешний вид нового жилого комплекса




Сотрудник банка пишет новое приложение для банковской сети




Фотограф обрабатывает фотографии, полученные в результате съемок видов города




Вариант 2

Корреспонденты журнала собирают информацию о прошедшем недавно празднике




Подросток создает сайт для любимой игры в Интернете




Первоклассник изучает буквы с помощью компьютерной обучающей программы




Вариант 3

Продавец в супермаркете заносит данные о купленном товаре




Врач ведет историю болезни вновь поступившего больного в электронной базе данных




Строители нового моста проводят исследования его прочности по созданной на компьютере модели




Выполняют работу. Метод проверки-самопроверка

Задание 3. Тестовые вопросы. Проверь себя. Работают индивидуально. Метод проверки – самопроверка (ответы показать на экране)

Работа с одаренными учащимися:

Люди каких профессий работают с различными видами информации? Заполните таблицу примерами.

Профессия

Результат деятельности

Программное обеспечение


Обработка символьной информации



Обработка символьной информации



Обработка графической информации



Обработка звуковой информации


Выполняют работу индивидуально

  1. Подведение итогов урока, оценивание (2 мин)

Суммативное оценивание по оценочным листам ученика

Считают баллы, озвучивают оценку

  1. Домашнее задание (1 мин)

Гл.3, §8, с.60-62. Записывают задание в дневник

  1. Рефлексия (1 мин). «Лестница успеха». Учащиеся записывают, что они нового узнали на уроке, что поняли и смогут применить.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее