Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Городская станция юных натуралистов»
Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Эколога
«Хотим, что бы чистыми были всегда наш лес и небо земля и вода».
Разработчик:
Земцова Полина Николаевна,
Педагог – организатор
Нижний Тагил
2020 год.
Пояснительная записка
День эколога это праздник, появившийся в нашем календаре относительно недавно в 2008 году. Но с каждым значимость этого праздника становится все больше. Поскольку экологических проблем день ото дня становится все больше как в глобальном плане всего земного шара, так и нашей малой родины нашего города. Не смотря на все усилия сделать экологическую ситуацию лучше на уровне политики, лучшей она не станет до тех пор, пока люди не поймут, что экологическую ситуацию они создают сами. Ведь начинается все с малого, буквально с брошенного на обочину фантика. Многие люди не понимают, какой пагубный вред принесет почве этот маленький фантик из фольги или целлофана. Ведь если один человек так поступит, то найдутся десятки людей, возможно даже сотни которые возьмут с него пример и тогда этот маленький фантик начинает, превращается в глобальную проблему человечества. Ведь все экосистемы взаимосвязаны и не важно загрязняется, река, почва, воздух - от любого загрязнения страдает природа. Но ведь природа это не только деревья, звери, птицы и рыбы это и мы с вами. Поэтому создан этот сценарий. Очень важно с раннего детства воспитывать в людях уважение к окружающей природе, ведь уважая природу, мы уважаем себя.
Цель данного мероприятия:
Через пояснения о охраняемых объектах Свердловской области, через информацию о экологической ситуации показать как важно бережное отношение к окружающей природе.
Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Рассказать о природных парках Свердловской области, национальных парках
Подчеркнуть сложную экологическую ситуацию в городе.
Ведение мероприятия:
Ведущий: В день эколога желаю
Чистоты всегда вокруг.
Силы пусть всегда природы
Вдохновение дают.
Тем, кто выбрал целью жизни,
Защищать наш славный мир,
Пожелаю я успехов,
Радости, здоровья, сил.
Добрый день. Сегодня мы с вами собрались здесь, что бы встретить праздник день эколога.[1]
(Презентация)
Сл 1 День эколога в России не имеет длинной истории, основан недавно. Первые официальные торжества прошли в 2008 году. В нашей стране дата приурочена к Всемирному дню окружающей среды, День эколога является дополнением общего мероприятия. Мировая дата учреждена Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году. На состоявшейся конференции впервые серьезно обсудили проблемы экологии, приняли декларацию из 26 принципов, направленных на охрану окружающей среды. Ассамблея состоялась в Швеции и именно на ней впервые огласили первостепенность задачи сохранения природных ресурсов. Основная цель праздника – обратить внимание общественности на отношение к природе.
Сл По традиции во Всемирный день эколога общественные и государственные организации проводят конкурсы. В заповедниках, заказниках можно пройти на экскурсию. Специалисты расскажут о видах животных и растений, занесенных в красную книгу или находящихся на грани уничтожения. Особенно интересны и важны такие просветительские мероприятия для детей. Кроме того, что экскурсии позволяют приблизиться к природе, дети понимают необходимость поддержания порядка.[2]
Сл. В руках экологов сосредоточена вся природоохранная деятельность. Сотрудники организаций и служб занимаются контролем над соблюдением норм законодательства. В их ведении находится изучение процессов в биосфере планеты. Чтобы стать экологом, надо знать очень много наук – физику, химию, математику, биологию, право. Деятельность профессионалов заключается не только в поддержании нормативов, но и разработке мер по снижению вредного влияния промышленных заводов на жизнедеятельность человека и окружающей среды.
Сл Вопросы охраны окружающей среды относятся к приоритетным вопросам политической, экономической и общественной жизни страны, являясь одной из задач национальной безопасности. Право граждан РФ на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ.
Сл. Заповедники и национальные парки Свердловской области.
Охраняемые природные территории занимают 7,44 % от площади Свердловской области. Это ООПТ федерального значения: два заповедника (Висимский и «Денежкин камень») и национальный парк «Припышминские боры». К особо охраняемым природным территориям областного значения относятся: четыре природных парка, 52 заказника (природно-минералогический, ботанический, орнитологический, 15 охотничьих и 37 ландшафтных), памятники природы (424), лесные парки (19), дендрологические сады (3), генетические резерваты и особо защитные участки леса вокруг глухариных токов. Я предлагаю остановиться на некоторых заповедных местах Свердловской области.
Сл. Висимский заповедник.
Висимский заповедник — государственный природный биосферный заповедник, расположенный в Свердловской области. Здесь находятся удивительные памятники природы: «Старик-Камень», «Камешек», «Кедровник на реке Нотихе», «Первобытный лес у деревни Большие Галашки», «Обнажения на реке Сулём», «Болото Шайтанское»[3]
Сл. Денежкин камень
Государственный природный заповедник «Денежкин Камень» расположен на Севере Свердловской области, в сорока километрах к северо-западу от г. Североуральска. Его территория полностью включает в себя массив горы Денежкин Камень, восточные склоны Главного Уральского Хребта, южную часть хребта Хоза-Тумп и долину реки Сольва. Площадь заповедника 78,2 тыс. га.
Впервые заповедник Заповедник «Денежкин Камень» был создан в 1946 г.
Территория заповедника представляет из себя крупный лесной массив первобытной горной тайги, сохранившийся среди истощенных лесосырьевых баз Свердловской и Пермской областей. Является резерватом для многих редких и эндемичных видов растений и ценных представителей горно-таежной фауны. В заповеднике охраняются 10 видов птиц, внесенных в Красную Книгу Среднего Урала (1996): пискулька, лебедь-кликун, беркут, орлан-белохвост, дербник, кобчик, филин, воробьиный сыч, ястребиная сова, бородатая неясыть.
[ 2]
Сл.Национальные парки Урала
Национальный парк— особо охраняемая природная территория федерального значения, имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах (определение из Википедии).
Основные направления деятельности национальных парков: охрана территории, проведение просветительской работы среди населения, научно-исследовательские изыскания и биотехнические мероприятия.
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который урегулировал отношения в области организации, охраны и использования ООПТ.
Согласно этому закону заповедники и национальные парки находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Средства на их содержание поступают исключительно из федерального бюджета. [3]
Сл. Припышминские боры
Свердловская область, в частности города Тугулым, Талицк и Камышлов, с радостью открыли для туристических посещений свои земли. В середине лета 1993 года был о принято решение, об основании на этой земле национального парка под названием Припышминские Боры. О парке
Это было сделано с расчетом защитить и сохранить уникальную флору и фауну березняка и сосновых лесов на этой территории.
Припышминские боры, весьма интересные своими природными условиями и особенностями лесной экосистемы, всегда привлекали к себе пристальное внимание многих ученых – естествоиспытателей и краеведов, занимающихся проблемами природопользования и охраны природы этого края. [3]
Сл. Природные парки
Природный парк - участок территории (акватории), выделенный для отдыха населения. Обычно природный парк наряду с естественным (природным) ландшафтом включает и участки культурного, главным образом сельско-хозяйственного, ландшафта, иногда деревни с характерной архитектурой. Сельскохозяйственная деятельность на территории природного парка в этом случае полностью не исключается, но предусматривается такое её ведение, которое не меняет пейзажных особенностей местности
Сл. Божовские места
Природный парк «Бажовские места» — особо охраняемая природная территория в Сысертском городском округе Свердловской области (60 км южнее города Екатеринбургу. Создан парк 4 апреля 2007 года с целью сохранения природных комплексов и развития экологического и познавательного туризма. Парк занимает территорию вочти в 40000 гектаров. Единственным относительно крупным населенным пунктом в границах парка является поселок городского типа Верхняя Сысерть. Природный парк «Бажовские места» назван в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова. Родители писателя жили в Сысерти, в Полевском и в Верхней Сысерти. Образы Сысерти и Урала запечатлены во многих его сказах и повестях. Например, в сказе «Таюткино зеркальце» использованы достоверные геологические факты: в забое рудника обнаружено естественное «кривое зеркало» — блестящая, идеально притертая, отполированная поверхность скольжения, образовавшаяся в результате тектонических подвижек при сильном горном давлении. [3]
Сл. Природный парк река Чусовая
Природный парк «Река Чусовая» является одним из самых молодых парков Урала и Свердловской области – территория получила статус природного парка только в 2004 году. Поэтому о ландшафтах, флоре и фауне многое еще неизвестно, исследовательская деятельность ведется полным ходом. Однако уже на сегодняшний день и природный парк, и сама река Чусовая признаны одними из красивейших и интереснейших мест. Основу флоры парка составляют хвойные и лиственные леса, в которых зачастую встречаются ель, сосна, осина, береза. Чуть реже можно наткнуться на кедр и липу.
Наиболее изученными представителями фауны парка являются птицы – по данным исследований здесь обитает 153 вида птицы, более 80% из которых гнездящиеся виды. На территории природного парка также обитают краснокнижные представители орнитофауны – лебедь-кликун, бородатая неясыть, воробьиный сыч, филин, белохвостый орлан, сапсан.
Сама река также богата на обитателей – здесь попадаются форель, хариус, елец, щука, окунь, лещ и другие виды рыб. Типичными жителями леса являются ласка, горностай, бурундук, крот, колонок, лось, кабан, косуля. Нередко можно встретить зайца-беляка, белку, лисицу, волка. В отдельных районах обитает бурый медведь, росомаха, барсук, рысь, хорь и хомяк.
Сл. Оленьи ручьи
Природный парк «Оленьи Ручьи» расположен в Свердловской области на территории Нижнесергинского муниципального района в 100 км юго-западнее Екатеринбурга. Среди наиболее интересных достопримечательностей парка можно назвать карстовые пещеры Дружба, Аракаевская и Спортивная, скалы Священник, Дыроватый камень, Утопленница, Писанница и Лягушка. Пещера Дружба — самая большая пещера Урала, протяженность ходов которой составляет 500 м. В ней есть подземные ручьи, озера и ледяные образования, сохраняющиеся на протяжении всего года, а также Мраморная галерея — ход, стенки которого состоят из белоснежных доломитов. Неподалеку от пещеры Дружба находится карстовый провал глубиной 50 м. Всего на территории парка расположено более 100 пещер.
Скала Дыроватый камень находится на берегу реки Чусовой. Под воздействием ветра и дождя в ней образовалось множество ходов, гротов и небольших пещер. [2]
Ведущий: Итак теперь мы с вами должны разделится на две команды. (команда мальчиков/девочек или по рядам). Не я не ведущий а вы сами участники должны выбрать капитана который будет отвечать за баллы команды. А так же придумать название команд.
Команда 1_______________________
Команда 2 _______________________
Ведущий: И мы начинаем нашу первую игру!
Игра «Передай предмет».
Одному из участников каждой команды передается предмет живой природы, например, плод каштана, шишка сосны и т.д. Под музыку участники обоих команд передают этот предмет по цепочке, так, чтобы он побывал в руках у каждого участника своей команды. Когда музыка останавливается, участники команд, в руках которых остался предмет, выходят в середину зала. Предмет снова возвращается в команду, и игра продолжается до тех пор, пока в середину зала не выйдут по 2-3 участника из каждой команды. Затем ведущий убирает 10 предметы живой природы и тем участникам, которые вышли из команды задает вопросы, связанные с данным предметом, (например, как называется предмет живой природы, или в какое время цветет дерево, плод которого вы передавали?). Очень интересно использовать мелкие или хрупкие предметы живой природы, например засушенные листья деревьев, сережки березы, плоды липы и др. Большее количество баллов получает та команда, которая точнее ответит на вопросы.
Ведущий: в этой игре с небольшим отрывом побеждает команда ____ ! Аплодисменты!!! Но команда ___ не расстраивается, так как впереди нас с вами ждут еще игры!
Игра дед Мазай и зайцы
Для игры понадобятся несколько обручей и мел.
С одной стороны площадки очерчивается один общий «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два или три круга - островки (пожеланию детей). Из числа игроков жребием выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи («лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей.
Ведущий: в этой игре с небольшим отрывом побеждает команда ____! Аплодисменты!!! Но команда ___ не расстраивается, так как у команды соперников еще будет возможность набрать баллы! Мы начинаем следующую игру!
«Изобрази живой предмет»
От каждой команды выходят по 2 – 3 человека. Ведущий раздает им карточки, на которых изображены (написаны) различные живые объекты. Каждому участнику необходимо молча с помощью жестов, мимики изобразить это животное (например, одуванчик, ель, пингвин, лиса, бабочка, кузнечик, кошка, цапля и т.д.). Оставшиеся участники команд пытаются определить, что было изображено. Ведущий оценивает качество выполнения заданий и степень участия обеих команд.
Ведущий: Настало время задания для уравнивания баллов итак все садятся на свои места задание команд будет заключается в следующем: команды по очереди должны будут отгадать следы животных, за каждый правильный ответ команда получает балл.
«Следы животных». По внешнему виду следов необходимо определить животных Свердловской области: ()
Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Ведущий: Сейчас пока капитаны команд подсчитывают баллы мы с вами просмотрим не большой видео ролик. () Итак сегодня побеждает команда_________ . Аплодисменты!! Ну а команда ________ не расстраивается в следующий раз вам обязательно повезет! Сегодня наш праздник подошел к концу. И я прощаюсь с вами. Приходите к нам на станцию на наши мероприятия! Записывайтесь в наши кружки! У нас много интересного! Но сейчас я прощаюсь с вами до новых встреч! (фоновая музыка)
Запасные конкурсы:
Игра «Вершки и корешки»
Цель игры: научить детей различать части растений.
Игровые действия: хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх.
Правило: хлопать или поднимать руки можно только по сигналу учителя.
Ход игры: учитель называет разные культурные растения. Если у них можно есть вершки, то учащиеся поднимают руки вверх. А если мы едим корешки, то дети хлопают в ладоши по сигналу учителя все вместе.
Например, капуста, морковка, лук, картофель, укроп, овёс, кукуруза, салат, цветная капуста, рожь, брюква, помидоры, хрен.
Литература.
Интернет ресурс «Поздравок» режим доступа: [http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-ekologa/]
Электронный ресурс Строительный портал «Центральный полигон» режим доступа: [https://centro-pol.ru/den-ekologa.html]
Электронный ресурс «Наш Урал» режим доступа[https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/visimskiy-zapovednik/]