«Зимний фестиваль знаний 2025»

Кейс-технологии

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

КЕЙС-МЕТОД Педагог дополнительного образования Аксенова М.В. 2019

КЕЙС-МЕТОД

Педагог дополнительного образования Аксенова М.В.

2019

  • Интересные факты о кейсах
  •   В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.
  • В настоящее время существуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
  • • Около 80 % кейсов, использующихся для обучения во всем мире, написаны преподавателями Гарвардской школы бизнеса ( HBS).
  • • Каждый год преподаватели HBS создают на основе реальных бизнес-ситуаций около 350 кейсов. На написание кейса уходит от одного до четырех месяцев.
  • • В разгар Второй мировой войны преподаватели HBS написали 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников.
Источники кейсов
  • Источники кейсов
  • жизненные ситуации
  • типовые ситуации
  • литература
  • ресурсы интернет
  • статистические данные
  • Отличительные особенности кейс-метода
  •  
  • Решение кейсов состоит из нескольких шагов: 1) исследования предложенной ситуации (кейса); 2) сбора и анализа недостающей информации; 3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы; 4) выработки наилучшего решения.
  • Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
  • Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
  • Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
  • В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. Редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину
  • Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
  • Типы и жанры кейсов, способы их представления
  • Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность . При этом различают:
  • - иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • - учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • - учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;
  • - прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
  • Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
  • - обучающие анализу и оценке;
  • - обучающие решению проблем и принятию решений;
  • - иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
  • По мнению авторов данного подхода в российской высшей школе наиболее распространены кейсы третьего типа.
  • Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:
  • - структурированный ( highly structured) “ кейс”, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; у задач этого типа существует оптимальное решение;
  • - “маленькие наброски” ( short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе обучающийся должен опираться еще и на собственные знания;
  • - большие неструктурированные “кейсы ” ( long unstructured cases) объемом до 50 страниц — самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; обучающийся должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.  По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. М.б. кейсы –иллюстрации, кейсы –фото , мультимедиа-кейсы, видео кейсы Кейсы по степени воздействия их основных источников . При этом можно выделить: - практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; - обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; - научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Кейс должен:
  • Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.
  • По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.
  • М.б. кейсы –иллюстрации, кейсы –фото , мультимедиа-кейсы, видео кейсы
  • Кейсы по степени воздействия их основных источников . При этом можно выделить:
  • - практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • - обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • - научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
  • Кейс должен:
  • - быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
  • - отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
  • - показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
  • - содержать необходимое и достаточное количество информации.
-Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах.   - открытая дискуссия( особенно мозговой штурм)-есть идея, – говорю, нет идеи, – не молчу; Метод опроса Завершается кейс презентаций(групповой или индивидуальной) Публичной -выступление - Непубличной
  • -Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах.
  • - открытая дискуссия( особенно мозговой штурм)-есть идея, – говорю, нет идеи, – не молчу;
  • Метод опроса

Завершается кейс презентаций(групповой или индивидуальной)

Публичной -выступление

- Непубличной -подготовки отчета

  • -
В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения?  Назовем три самых главных: • Практическая направленность . Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход дает более широкое представление о чем-либо . • Интерактивный формат . Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. • Конкретные навыки . Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» ( soft skills), которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
  • В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? 
  • Назовем три самых главных:
  • Практическая направленность . Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход дает более широкое представление о чем-либо .
  • Интерактивный формат . Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки . Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» ( soft skills), которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Ограничения на использование кейс-технологии *-Кейс-технологии неэффективны в ситуации, лишенных проблемности, контрастов , не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентируемых, *-в начале учебного процесса , когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. для кейс-технологии нужна опора на имеющиеся знания.

Ограничения на использование кейс-технологии

*-Кейс-технологии неэффективны в ситуации, лишенных проблемности, контрастов , не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентируемых,

*-в начале учебного процесса , когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. для кейс-технологии нужна опора на имеющиеся знания.

Взгляд в будущее, бизнес

Взгляд в будущее, бизнес

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее