«Зимний фестиваль знаний 2025»

Кейс методического материала для практической части к родительским собраниям

КЕЙС МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ К РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЯМ

Разработчики:

учитель социально психолого-педагогических

дисциплин. I кв.категории Е.А. Гавриловчук

начальник ГОУ ТСВУ, подполковник,

преподаватель спецкурса «Основы военного дела» С.И. Александров

Данная подборка позволяет разнообразить методы и формы работы с родителями. Ненавязчиво предложить родителям ответить на ряд вопросов, по которым они могут стесняться спросить. Также материалы могут использоваться в работе школьного психолога.

Материалы не являются авторскими. Они собраны и обработаны из различных источников.

Ряд тестов апробированы в работе нашей организации.

В процессе анкетирования и тестирования могут возникать, на которые необходимо отвечать в индивидуальном порядке. С этой целью можно подключить психолога организаии.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

КЕЙС МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ К РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЯМ


Разработчики:

учитель социально психолого-педагогических

дисциплин. I кв.категории Е.А. Гавриловчук

начальник ГОУ ТСВУ, подполковник,

преподаватель спецкурса «Основы военного дела» С.И. Александров



Данная подборка позволяет разнообразить методы и формы работы с родителями. Ненавязчиво предложить родителям ответить на ряд вопросов, по которым они могут стесняться спросить. Также материалы могут использоваться в работе школьного психолога.

Материалы не являются авторскими. Они собраны и обработаны из различных источников.

Ряд тестов апробированы в работе нашей организации.

В процессе анкетирования и тестирования могут возникать, на которые необходимо отвечать в индивидуальном порядке. С этой целью можно подключить психолога организаии.




Анкета для родителей «Хорошие ли вы родители»

На вопросы этого теста нужно отвечать

«да», «нет», «не знаю».

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

  3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

  10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

  15. У вас конфликты с собственным ребенком.

За каждый ответ «да» на вопросы:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,

а также «нет» на вопросы:

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15

получаете по 10 очков.

За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.

100 - 150 очков

Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50-99 очков

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков

Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Тест

За каждый ответ «да» запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» - 1 очко, за ответ «нет» -0.

1.     Следите ли Вы за статьями в журналах, передачами по телевизору, радио на темы воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2.     Ваш ребёнок совершил плохой поступок. Как Вам кажется, его поведение является результатом Ваших ошибок в воспитании или нет?

3.     Единодушны ли Вы с мужем (женой) в воспитании детей?

4.     Когда ребёнок предлагает Вам свою помощь, принимаете ли Вы её, несмотря на то, что дело от этого может задержаться?

5.     Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6.     Считаете ли Вы, что окружение ребёнка оказывает на него воспитание решающие воздействие?

7.     Признаёте ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?

8.     Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

9.     Можете ли Вы не приказать ребёнку, а попросить его сделать что-нибудь?

10.  Бывает ли Вам стыдно, если Вы «отвязываетесь» от ребёнка фразой типа «у меня нет времени» или «подожди, пока я закончу работу»?

Меньше 6 очков. О настоящем воспитании Вы имеете нечёткое представление. Советуем Вам сразу заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не допускаете больших ошибок в воспитании, но всё же Вам полезно задуматься. Начните с того, что очередной выходной день полностью посвятите детям, забудьте про друзей и рабочие проблемы. Будьте уверены, дети Вас за это вознаградят.

Больше 15 очков. Вы целиком справляетесь со своими родительскими обязанностями. И всё же, возможно, что-то надо улучшить?


Какие вы родители?

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

  3. Интересуются ли дети вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей своих детей?

  5. Бывают ли друзья вашего ребёнка у вас дома?

  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

  9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?

  10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

  11. Обсуждаете ли вы вместе с детьми телепередачи?

  12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

  13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

  14. Предпочитаете ли вы вместе с детьми проводить свободное время?

Ключ к тесту.

Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу - за ответ "иногда". Отрицательный ответ не принесёт вам ни одного балла.

Подсчитайте очки.

Если вы набрали более 20 очков, то у вас всё благополучно в общении с детьми.

Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.

При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.


ТЕСТ для родителей: «Как вести себя в сложных ситуациях?»

Каждое совпадение вашего выбора оценивается в 1 балл.

  1. Ребёнок просит отпустить его в кино, но он давно не убирался в своей комнате, хотя обещал делать это регулярно.

а) «Мне не очень хочется идти тебе навстречу, когда ты сам не выполняешь свои обещания.»

б) «Ты не заслуживаешь хорошего отношения, когда ведёшь себя безответственно».

2) Ребёнок включает музыку так громко, что это мешает родителям разговаривать в другой комнате.

а) «Мы с папой хотим поговорить, но из –за шума не слышим друг друга».

б) « Ты не можешь немного подумать о других? Зачем ты включаешь музыку на полную мощность?»

3) Ребёнок весь день прибывает в дурном настроении, кажется грустным и подавленным. Мама не знает, отчего.

а) «Подойди сюда. Прекрати хандрить. Ты принимаешь всё слишком серьёзно».

б) «Ты сегодня очень грустный (- ая), я бы очень хотела тебе помочь, но не знаю, что тебя расстраивает».

4) Ребёнок обещал приготовить салат к праздничному столу. Остаётся мало времени до прихода гостей, а он (она) даже не начинает готовить.

а) «Я просто в отчаянии. Крутилась целый день, чтобы приготовиться к приёму гостей, а теперь ещё должна беспокоиться о салате».

б) «Ты бездельничал (-ла) целый день, и в результате ничего не сделал (-ла). Как можно быть такой бестолковой (-ым) и безответственным (-ой)».

5 ) Ребёнок забыл во сколько должен вернуться домой, чтобы пойти с мамой покупать обувь.Мама очень спешит…

а) «Тебе должно быть стыдно. Я согласилась пойти с тобой в магазин, а ты даже не удосужился (-лась) вернуться вовремя!»

б) «Мне обидно, когда я с трудом выкраиваю время, чтобы пойти с тобой покупать обувь, а ты не приходишь».

Подсчитайте свой результат:


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

ЧАСТО ЛИ ВЫ ХВАЛИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА?

  1. Если вы хвалите ребёнка, то обычно используете такие слова:

а) «гениально, потрясающе!» б) «молодец!» в) «хорошо».

2. Как ваш ребёнок обычно реагирует на похвалу?

а) раздражённо отмахивается; б) принимает как должное; в)воодушевляется.

3. Вас приятно удивили успехи вашего ребёнка. К словам похвалы вы непременно добавите:

а) поцелуи и объятья; б) подарок; в) деньги.

4) На ваш взгляд похвала необходима, когда ребёнок…

а) навёл порядок в комнате; б) получил пятёрку; в) по собственной инициативе помог бабушке.

5. Ребёнок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:

а) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка лучше всех;

б) укажите на недостатки, но отметите и достоинства;

в) честно покажите на те поделки, которые считаете лучшими.

6) Когда Вы хвалите ребёнка, то обычно испытываете:

а) гордость; б) нежность; в) восхищение.

7) Выберите одно из утверждений о детской одарённости:

а) каждый ребёнок по – своему талантлив;

б) менее одарённый, но старательный ребёнок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;

в) любую способность можно развить.

8) На спортивных соревнованиях ваш ребёнок прибежал последним. Что вы ему скажите?

а) пристыдите; б) похвалите за умение идти до конца; в) объясните, что он проиграл, т.к. неправильно рассчитал свои силы.

9_Ребёнок хвастается своими достижениями перед гостями. Ваша реакция?

а) будете дополнять его рассказ; б) станете «иронизировать» над его скромностью; в) переведёте разговор на другую тему.

10) Вы заметили, что вашему ребёнку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:

а) отдать его в художественную школу; б) купить хорошие краски и кисти; в) посещать с ним выставки и музеи.

11) Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажите:

а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассников;

б) станете хвалить одноклассников, чтобы у вашего ребёнка появилось желание учииться лучше; в) предложите исправить те ошибки, которые отметил учитель.

12) Бабушка умиляется поступкам ребёнка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:

а) станете спорить с ней; б)проигнорируете её высказывания ;в) согласитесь из – за уважения к ней.

13) Ребёнок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите:

а) «Они глупые и невоспитанные!» б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший» в) «Давай подумаем, почему они так к тебе относятся».

14) У ребёнка не получается задача, и он отказывается продолжать её решение. Как его уговорить:

а) напугать плохой оценкой; б)выразить сочувствие; в) предложить помощь.

15) Ребёнок не достоин похвалы, если он:

а) помыл посуду, но разбил чашку; б) сделал уроки, но перепутал номер задания; в)получил пятёрку, списав у соседа по паре.

16) В порыве гнева Вы можете назвать ребёнка:

а) «бестолочь» б) «моё наказание» в) «подлец».

Ключ к тесту:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

1

3

1

1

1

5

1

3

1

5

5

5

1

3

1

5

б

3

1

5

3

3

3

3

1

5

1

3

3

3

1

3

1

в

5

5

3

5

5

1

5

5

3

3

1

1

5

5

5

3


ТЕСТ для родителей (какая вы мать?)


Этот тест поможет вам разобраться в том, какая вы мать. Когда будете отвечать, то вам могут встретиться обозначения: (18 лет), (15 лет) и т. д. Это не должно вас смущать. Просто попытайтесь представить, как повел бы себя ваш ребенок, когда бы ему было 18 или 15 лет. После того, как вы ответите на все вопросы, подсчитайте, под какими буквами у вас больше всего ответов, и найдите свой тип. Если, например, у вас больше всего ответов под буквой Г, значит, вашим типом является тип Г, а вы мать-интеллектуалка. И помните, главная цель этого теста - не показать вам ваши недостатки, а по­мочь лучше понять своего ребенка.


1.Чего труднее всего добиться от вашего ребенка?

а) подумать о других

б) вовремя вернуться

в) оставаться чистым

г) быть вежливым

д) привести пример чего-нибудь

е) не обманывать

2. Какую обстановку вы выберете для комнаты малыша?

а) розовые обои с тучками на лазурном небе

б) фиолетовые занавески с бахромой

в) всю комнату выдержите в морском стиле

г) желтые обои с белыми бабочками

д) используете яркие краски

е) мягкое плюшевое покрытие красного цвета.

3. У вас появилось чувство, что ваш ребенок (8 лет) не слушает вас. Ваши последующие действия для того, чтобы он изменил отношение к тому, что вы ему рассказываете?

а) читаете ему нотацию

б) спрашиваете, почему он так поступил

в) отправляете немного погулять и развеяться

г) объясняете разницу в ваших характерах

д) оставляете его подумать ,над происшедшим в углу

е) дарите подарок

4. Ваш ребенок потерялся в большом магазине. Где вы будете его искать?

а) в отделе, где продаются всякие сладости

б) возле эскалаторов

в) в отделе запчастей к автомобилям и мотоциклам

г) в отделе игрушек

д) там, где продают мороженое

е) около касс

5. Телевизор - это палка о двух концах, потому что он...

а) заменяет родителей

б) отвлекает от занятий

в) портит ребенка

г) помогает в чем-то лучше разобраться

д) образовывает

е) овладевает тем, кто его смотрит?

6. Вы понимаете, что ваш ребенок (15 лет) от вас что-то скрывает, когда он:

а) молчалив и задумчив

б) нервничает и упрямится

в) слишком горд и подвержен частым сменам настроения

г) рассеян

д) неаккуратен и раздражителен

е) нервничает и несет чепуху?

7. Во время беседы с сыном (10 лет) вы слышите неприличное слово. Вы...

а) ругаете его

б) бьете

в) обижаетесь и хлопаете дверью

г) объясняете, что так нельзя

д) расстроенная, отвечаете тем же

е) узнаете у него, где он это слышал?

8. Сын (18 лет) без конца просит у вас деньги. Поскольку это происходит довольно часто, то вы:

а) подсчитываете, сколько он у вас уже взял

б) спрашиваете, для чего они нужны ему в этот раз

в) даете, но с неохотой

г) резко отказываете

д) делаете вид, что не слышите его просьбы

е) отдаете свой кошелек?

9. Для вас будущее вашего ребенка - это, чтобы он...

а) был счастливым и здоровым

б) достиг целей, которые вы ему поставили

в) был во всем первым

г) умел из всего извлекать выгоду

д) претворил свои идеи в жизнь

е) всегда умел найти выход из создавшегося положения ?

10. Вашему ребенку 13 лет. Случайно оказываясь в ванной комнате и видя ребенка раздетым, вы предпочитаете...

а) сделать вид, что ничего не заметили

б) попросить его чем-нибудь прикрыться

в) поздравить его с наступившими переменами во внешнем виде

г) резко выйти

д) дотронуться до него рукой

е) смутившись, извиниться за внезапное вторжение?

11. Сын, которому 16 лет, неожиданно заявляет вам, что одна из его подружек будет ночевать сегодня у вас дома. Вы...

а) стелете ей мягкую постель

б) мгновенно отказываетесь от этого

в) просите сначала представить ее вам

г) готовите ей отдельную комнату

д) больше не говорите на эту тему

е) находите это нормальным?

12. Каково, по-вашему, золотое правило между братом и сестрой?

а) поддерживать друг друга

б) все рассказывать друг другу

в) очень часто драться

г) рассказывать что-то один другому, но только са­мую малость

д) не делиться между собой никакими проблемами

е) не осуждать действия сестры/брата.

13. Что ему/ей надо, чтобы сделать его/ее образова­ние наиболее полным?

а) овладеть чувством юмора

б) иметь немного твердости

в) иметь немного элегантности

г) обладать усердием

д) быть немного сумасшедшим

е) изменить свой образ жизни.

14. Самым ужасным будет узнать для вас, что ваш ребенок:

а) курит марихуану

б) водит машину без прав

в) провалил вступительные экзамены

г) заразился СПИДом

д) гоняет на мотоцикле без шлема

е) ворует бумажники?

15. Услышав, что в разговоре ребенок произносит «мои старики», вы...

а) напоминаете ему о вашей молодости

б) сделав вид, что не поняли, переспрашиваете

в) идете взглянуть на себя в зеркало

г) устраиваете ему скандал

д) не разговариваете с ним

е) рассказываете ему о своих родителях?


тип А Мать-курица

Вы - мать-курица, знающая и заботливая, не боящаяся использовать свой авторитет, как для погашения семейных стычек, так и для того, чтобы поставить кого бы то ни было на место. Ваш девиз - лучше предупредить, чем лечить. Вот почему вы, не колеблясь, раздаете советы направо и налево и как бы там ни было - они всегда мудрые. Если и бывает, что кто-то вас не слушает, у вас хватает благородства без иронии принять горячие извинения. Не стоит бояться, что, когда дети вырастут, из-за вашего желания заботиться о них вы будете отвергнуты.

тип Б Мать-липучка

На ваш взгляд, мать не должна позволять ребенку ни на минуту расслабляться, и поэтому вы готовы поручать ему даже самые глупые дела. Примите поздравления: в этом вы являетесь чемпионкой. Вас терзают сомнения, не причиняете ли вы детям боль, когда, на ваш взгляд, делаете для них что-то хорошее. Вы не даете детям самим сделать выбор и советуете им делать то, что кажется правильным вам, не забывая без конца повто­рять: «Это для вашего же блага». Но ваше желание вечного покровительства может помешать вашим детям достигнуть того, чего они хотят. Попытайтесь дать им шанс избавиться от вашего всеобъемлющего чувства заботы.

тип В Мать-импрессарио

Вы считаете, что лучше ваших детей никого на свете нет. Бесконечно расхваливая их бесчисленные таланты, вы заставляете бледнеть других матерей от зависти. Только вы способны так искусно преобразить реальность и еще больше приукрасить правду. Стойкая, мужественная и нежная, вы одержимы одним желанием: оценить по достоинству способности ваших детей, пробуя их в различных областях, заставляя их участвовать в небольших торжествах (которые вы сами же и организовываете), расставленных как ловушки для других матерей, и зная наперед, что их дети не смогут там проявить себя лучше вашего ребенка. Вы не боитесь сделать из своих чад честолюбивых выскочек.

тип Г Мать-интеллектуалка

Воспитание ребенка связано с большими неприятностями и для того, чтобы оно протекало нормально, требуется солидная доза теории. Именно этого вам хватает. Вы любите превращать свой обеденный стол в место для семинара, созванного для специального рассмотрения вопросов воспитания ребенка, и каждого, кто сидит за ним, вы буквально заставляете «конспектировать» все сказанное. В такой ситуации ваши приглашенные не мечтают ни о чем так сильно, как о том, чтобы поскорее уйти. Тем не менее, они все-таки придерживаются ваших советов насчет диеты. Слишком занятая, вы забываете про эмоциональную сторону жизни ваших детей и их лич­ные проблемы.

тип Д Мать-кукушка

Этому типу матерей приятнее выйти в свет, побывать на вечеринке и поужинать в ресторане с друзьями, нежели смотреть за своими детьми. Действительно, воспитание детей может нанести непоправимый ущерб вашей свободе и нарушить привычный уклад жизни. Вы пред­ставляете собой полную противоположность ангела-хранителя. Доверяя свое чадо гувернантке, вы постепенно забываете о своей роли родителя и утверждаетесь в мысли, что казаться в его, Чудиных, глазах матерью-курицей совершенно излишне. Вы, скорее всего та, кото­рая любит оказывать услугу, не забывая при этом попросить чего-нибудь для себя. Вы никогда не чувствуете угрызения совести, игнорируя проблемы и просьбы своих детей.

тип Е Супермать

Вы живой пример идеальной матери. Непоколебимая, уверенная в себе и никогда ни на что не жалующаяся, эта мать встает с петухами и ложится спать позже всех. Ваш день заполнен одинаково как хозяйственной, так и домашней работой. Смелая и веселая, вы умеете быть одновременно хорошей матерью и прекрасной женой. Ведя деловой разговор, вы в состоянии одновременно позвонить домой, чтобы узнать, как там ваш малыш. Не сдаваясь надвигающейся старости, вы умеете принимать активное участие в жизни ваших уже довольно взрослых детей, не забывая, конечно, и про себя. Кроме того, вы явля­етесь не только супер, но и вечной матерью. И кое-что для вашего мужа: при вас он не может быть никем другим, как только суперотцом.


ОТ СУПЕРМАМЫ ДО МАМЫ-ДЕСПОТА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ

После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили пять основных типов матерей.

«Супермама» - стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, однако счастливо избегает крайностей. Она лю­бит своего ребенка таким, каков он есть. Называя окру­жающие предметы, например, «это мяч», она расширяет произносимое ребенком предложение, вводя новое слово, например, «это красный мяч», или подсказывая связанные с ним понятия. Такой маме удается сохранить необходимое равновесие между занятиями, которые происходят по ее инициативе, и самостоятельными делами ребенка.

«Мама-деспот» - ребенок с утра до вечера занят исполнением ее приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вун­деркинда.

«Почти мама» - любит свое дитя и принимает его таким, какое оно есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично, и она не в состоянии удовлетворить потреб­ность своего ребенка. Ей не хватает способностей влиять на умственное развитие своего сына/дочери. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка, но когда так происходит, не пони­мает ее мотивов.

«Замученная мама» - считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они «занимаются» сами собой в запущенном донельзя доме. Обычно это многодетные матери, не имеющие достаточных средств на содержание семьи.

«Мама-педант» - дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой мамой и ее ребенком, который, кстати, несмотря на обилие игрушек, остается довольно-таки заурядным.

Разумеется, приведенные пять типов матерей представляют собой крайние случаи. Каждый из них иначе формирует личность и характер своего ребенка. «Супермама» воспитывает малыша практичным, сообразительным, охотно решающим новые проблемы. Ребенок «мамы-деспота» бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным. «Замученная мама» воспитывает ребенка интеллектуально неразвитым, не умеющим себя вести в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего. «Почти мама» хорошо выполняет свои обязанности только в первые месяцы жизни ребенка, когда же встает вопрос развития его умственных способностей, она не в силах справиться с новой, сложной для нее задачей. И если ребенок «супермамы» продолжает хорошо развиваться, то ребенок «почти мамы» задерживается в развитии.


Тест для родителей "Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?"

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что Вы делаете?

A) Выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

Б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

B) Обещаете купить для нее портативный телевизор? Г) Записываете фильм на видео?

2. Вы видите в своих детях:

A) людей, равных себе?

Б) тех, кто может помочь Вам заново пережить свою молодость?

B) маленьких взрослых?

Г) тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу Вы носите?

A) которая больше всего Вам подходит? Б) которая отвечает последней моде?

B) которая копирует прическу любимой рок - звезды? Г) которая копирует стиль сьша (дочери)?

4. Поговорим о Вашем возрасте:

A) знают ли дети сколько Вам лет?

Б) Вы предчочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между Вами и Вашими детьми?

B) скрываете ли вы свой возраст от детей?

Г) настаиваете ли Вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как Вы одеваетесь?

A) подражаете стилю рок - звезды. любимой сыном (дочерью)?

Б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?

B) выбираете ту одежду, которая лучше всего Вам подходит?

Г) следуете молодежной моде, потому что так чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын - подросток вдел в ухо серьгу?

А)-посчитаете, что это его личное дело?

Б) станете подшучивать над его женственностью?

В) скажите, что это модно, не желая, чтобы он счел Вас старомодным?

Г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а Вы:

A) затыкаете уши ватой и делаете свои дела? Б) уменьшаете громкость?

B) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

Г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми Вы:

A) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать Вас вовсе?

Б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

B) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь так коротка? Г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а Вы:

A) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят? Б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

B) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как Вы? Г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что Вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, а Вы:

А) не удивляетесь, потому что они знают, как Вам трудно вьщержать эти новые танцы? Б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними? В)обижаетесь, потому что они не хотят разделить с Вами свое веселье? Г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему Вы так делаете?

A) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

Б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

B) потому что это может дольше удержать семью вместе? Г) потому что это для вас естественно?

12. В отношених со своими детьми Вы:

A) обращаетесь с ними как со взрослыми? Б) обращаетесь с ними как с маленькими?

B) стремитесь быть их приятелем?

Г) ведете себя так, как должно родителям?

'Подсчитать очки


А

Б

В

1) 3

0

2

2) 3

2

1

3) 0

2

1

4) 1

3

2

5) 2

3

0

6) 0

1

2

7) 1

0

2

8) 3

1

2

9) 1

3

2

10) 0

2

1

11) 3

2

1

12) 2

1

3

36-25 очков: Вы, наверное, думаете, что весело проводите с детьми время, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с Вами. Ведь большинство детей это прекрасно понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно Вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24-14 очков: Ваши дети так и не знают в точности, как же с Вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда Вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно Вы захотите перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть Вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить Вас, если Вы станете утверждать себя в роли родителя.

13-0 очков: Так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, Вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на Ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети Вас любят, уважают и - главное - видят в Вас любящего и надежного родителя. При удаче Вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.


Тест “Какой вы воспитатель?”

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
а) сгоряча накажете ребенка;
б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;
в) прежде всего переговорите с классным руководителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
а) самая первая - подзатыльник;
б) раздраженная фраза: "Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!";
в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.

3. Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали...
а) обрываете его: "Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!"
б) отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить;
в) объясните, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?
а) напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение;
б) строго скажите: "Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться!";
в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.

6. "Мамочка (папочка), умоляю, давай заведем зверушку!" - просит сын или дочь. Что вы ответите?
а) "Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени";
б) "Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за зверушкой";
в) "Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то зверушку я тебе куплю, но помни, что ухаживать за зверушкой придется только тебе".
Результаты
Если вы 6 раз выбрали ответ под буквой "в", значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если "угадали" наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.


анкета для родителей

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все дела и заняться ребенком?

  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению
    к нему?

  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

  5. Владеть собой и сохранить самообладание, даже если просту­пок ребенка вывел вас из себя?

  6. Поставить себя на место ребенка?

  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрас­ный принц?

  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представ­ляющий вас в невыгодном свете?

  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

  1. Пообещать ребенку, что исполните его желание за хорошее поведение?

  2. Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что хочет, а вы при этом не вмешиваетесь?

  3. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

  4. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов;

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.

Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.

В - не могу - 1 балл.

Интерпретация:

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов вос­питания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспи­тывать ребенка.



Тест: «Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?

2

7. Я в твои годы...

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты...

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши от­ношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаи­моотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ре­бенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.


Тест на оценку уровня тревожности ребёнка

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.

  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

  3. Капризничает и раздражается по пустякам.

  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

  5. Бывают припадки злости.

  6. Заикается.

  7. Грызёт ногти.

  8. Сосёт палец.

  9. Имеет плохой аппетит.

  10. Разборчив в еде.

  11. Засыпает с трудом.

  12. Спит беспокойно.

  13. Неохотно встаёт.

  14. Часто моргает.

15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.Старается быть тихим.

18.Боится темноты.

19.Боится одиночества.

20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,

его склонности, интересы»

  1. С какого возраста посещает ребенок детский сад?

  2. Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?

  3. Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________

  4. Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому относитесь?_________________________________________________

  5. Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете ?________

  6. Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) _________

  7. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет), _____________________________________________

  8. Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)? ____________________________________________________

  9. Кого в семье ребенок слушается? (маму, папу, всех, никого) ________________________________________________________

  10. Помогает ли ребёнок по дому? _____________________________

  11. Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ____________________________________

  12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)_________________

  13. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.? _________________________________________________________

  14. Является ли религия важной частью семейных традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________


Выявление педагогической культуры родителей

Уважаемые _____________________________________________________

Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.

  1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете педагога по радио и телевидению;

б) на основе рекомендаций педагогов;

в) используете жизненный опыт.

  1. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) принуждение.

  1. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

  1. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?

а) словесная угроза;

б) физические наказания;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

Спасибо за сотрудничество!


Тест: «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец!

  2. Ты способный, у тебя всё получится!

  3. Ты невыносим!

  4. У всех дети как дети, а у меня….

  5. Ты мой помощник.

  6. Вечно у тебя всё не так.

  7. Сколько раз тебе повторять?

  8. Какой ты сообразительный!

  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

  10. Как ты считаешь?

  11. Ты полностью распустился!

  12. Познакомь меня со своими друзьями.

  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 балловмежду Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 балловВаше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 балловВы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 балловВы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.


Тесты для родителей
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.

“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.


Тест для родителей

« Почему ваш ребенок часто болеет?»

Давайте попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов (А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
А.
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б.
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В.
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г.
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д.
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4.  Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:

    • консультация врача-иммунолога

    • специальное исследование иммунной системы - иммунограмма

    • при необходимости - проведение иммунокоррекции

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Б - ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской "частых ОРЗ". Вашему ребенку необходимы:

    • консультация врача-аллерголога, специальный режим и диета, ограничивающие контакт с аллергенами

    • плановое поэтапное лечение основного заболевания.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы В, частые респираторные заболевания ребенка могут быть связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:

    • консультация ЛОР-врача,

    • консультация врача-иммунолога,

    • лечение основного заболевания и при необходимости - иммунокорекция.

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Г, у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению и, как следствие, - простуде. Необходимы:

    • совместное наблюдение невролога и иммунолога

    • рациональная одежда и соблюдение режима дня

    •  закаливание

Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы группы Д, у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть "выгодны" ребенку, например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен. Болезни малыша могут быть "нужны" и родителям - если позволяют объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье. Необходимы:

    • исключение заболевания иммунной и нервной систем, ЛОР-органов

    • консультация психолога.

Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему мнению, "главный" именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно и не стремитесь сделать все и сразу.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.

Поощрения и наказания в воспитании детей.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы об использовании мер поощрения и наказания в воспитании детей. Ваши искренние ответы помогут в подготовке содержательного и интересного разговора.

1 Слушается ли Вас ребёнок?

2 Нужно ли использовать в воспитании наказание?.

3Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения?

4За что и как Вы наказываете ребёнка?

5 За что и как поощряете?

6 Какие наказания и поощрения применяли к ребёнку

последние две недели?

Следующие пункты дают возможность Вам отвечать словами «да» и «нет».

А) Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения

при посторонних.

Б) Сопереживаю, сочувствую своему ребёнку, прощаю, верю в него.

В)Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка.

Г) Не оставляю без наказания ни одного проступка.

Д) Единственное, что действует на моего ребёнка- - строгое наказание.

Е) Если только возможно стараюсь не наказывать.

Ж) Хвалю ребёнка за каждый успех наедине и при посторонних.

З) Если я в хорошем настроении могу простить то, за что в другое время

наказал(а) бы.

И) Нередко бывает так: я накажу, а муж (жена) упрекают за излишнюю

строгость и прощают и утешают.

К) Решение о наказании принимаю, лишь после того как успокоюсь и

выясню позицию ребёнка.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее