«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Каша из топора» (русская народная сказка).

Познакомить детей с новыми видами сказок. РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Урок литературного чтения во 2 «в» классе.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Учитель Ощепкова Светлана Александровна.


Предметные цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;

  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

  3. Развивать мышление, внимание, память.

  4. Метапредметные результаты:

  • Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности

  • Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.

  • Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Тип урока: ОНЗ

Технология: Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход

Методы и приемы: Проблемный, диалоговый , игровой , опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Оборудование: проектор, экран, учебник С.Д. Корген-оол, О.О. Иргит « Литературное чтение», Кызыл – 2013.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка

- На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы полготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

  • медленно, постепенно убыстряя темп

  • Начинаем читать с шёпота, переходя к громкому чтению

  • Читаем громко, переходя к шёпоту

  • Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению

- Наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)

«Про кашку»


Кашка-малашка

(Левая ладонь изображает миску)

Ты так хороша

(указательным пальцем правой руки мешаем «кашку»

Если добавить стакан молока

(Пальцами проавой руки «держим стакан»

Сахар и соль понемножку клади

(пальцы правой «солят» кашку

Кашку-малашку мы детям дадим

(изображаем кормление)

  1. Постановка цели урока.

- Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

1. Загадки.

До обеда сгоряча

поработает с плеча

и в итоге будь здоров,

наломает столько дров (топор)

-Это топор.

Для чего нужен топор? (дрова рубить)

- Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

– Про топор, про кашу.

  1. Открытие новых знаний

1). Приём антиципации.

-Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная каша получилась! (Да, хотим.)

- А так бывает, чтобы кашу из топора варили? ( Нет, топор не варят.)

- Посмотрите на следующий слайд и скажите,

какие виды сказок мы знаем? Например чудеса происходят? (Волшебные)

- о животных

Учитель: (бытовые сказки - говорится о жизни простых людей)

- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

2. Словарная разминка.

Деревня – бичии суур

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Горшок – посуда для варки еды,каши

Посмеивается – каттырып каап орган

Лень –чалгаа чорук

Смекалка-тывынгыр чорук

Находчивость – сагынгыр чорук

Удача – чогунгур чорук

    1. Работа над произношением

Шёл, солдат, деревня, хозяюшка, топор, положить, попробовал, ест да посмеивается

  1. Музыкальная физминутка (танцы) или физминутка про оловянного солдатика

«Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

6). Чтение сказки «Каша из топора» учителем.

7). Чтение сказки учащимися: жужжащее чтение; выборочное чтение;

8). Первичная проверка понимания:

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

- Как старуха ответила? (Прочтите)

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)

- А потом? (крупы, масла, соли)

- Что получилось у солдата сварить из топора? (каша)

- Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, что у неё ничего нет? Каким – солдат?

- Почему он так поступил?(Знал, что у хозяйки есть еда.)

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)

9). Приём «Голова-хвосты» (3 предложения)

VI. Закрепление знаний.

Слайды № 14.15,16,17.

  1. Итог урока.

- Чему учит нас эта сказка?

- Каким надо быть, каким нельзя быть???

- С какой сказкой познакомились на уроке? (с русской народной сказкой)

-Какой тебе показалась эта сказка?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?

- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

- К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

VIII. Домашнее задание.

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

- У вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная

Другой вариант рефлексии:

  • Я похвалил бы себя за ….


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее