| .
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмет «Мир истории»
Рекомендуется для обучающихся 6 классов
Срок реализации программы 1 год
Разработчик программы:
Насертдинов Айдар Сагитович
Учитель первой категории
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип изучения и усвоения обучающимися некоторых важнейших исторических событий и фактов, которая способствует воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле, чувства патриотизма.
Актуальность. Изучение предмета «Мир истории»» расширяет кругозор обучающихся, учит рассматривать явления прошлого и современности и их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать нравственные качества, развивает творческое мышление. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории.
Рабочая программа учебного предмета «Мир истории» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под редакцией кпн, профессора И.М.Бгажноковой–М.; Просвещение, 2011 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с актуальными изменениями);
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03"»;
- СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний»;
- СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»;
- СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.05.2020 г. № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19»;
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства просвещения Российской Федерации от 7 февраля 2020г. № 02/1814-2020-23/СК-32/03 «О направлении информационных материалов»;
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства просвещения Российской Федерации от 13 февраля 2020г. № 02/2120-2020-32 «О рекомендациях по проведению уборки и дезинфекции автотранспорта»;
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2020г. «Об организации работы общеобразовательных организаций»;
- письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан от 13 августа 2020г. № 02-00-07/исх-8542-2020 «О противоэпидемических мероприятиях в очаге COVID-19, внебольничной пневмонии в образовательных организациях»;
- письмо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» от 11 августа 2020 № 02-20-02/11-2511-2020 «О предоставлении информационных материалов»;
Библиографический список программы, на основе которой, разработана рабочая программа по предмету «География»
1. И.М .Бгажнокова., Л.В.Смирнова. Мир истории.6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/ 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2018 -207 с.
2.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 6 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.
4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.
5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
Целью изучения предмета «Мир истории» является формирование академических и жизненных компетенций.
Формирование жизненных компетенций:
- планирование своей деятельности;
- самостоятельное выполнение работы для достижения определённого результата;
- соблюдение дисциплины и правил безопасной работы при выполнении практических работ;
-развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
-применение полученных знаний и трудовых навыков в практической деятельности;
-
- овладение первоначальными знаниями о человеке (жизни, здоровье, возрасте, доме, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях школьника, общекультурные ценности и моральные ориентиры, задаваемые культурным сообществом ребенка и др.);
- развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях;
- развитие представлений о своей Родине, о городах России.
Целью программы учебного предмета природоведение является формирование академических и жизненных компетенций.
Задачи предмета:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся,
- формирование нравственно – патриотических чувств к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- накопление полноценных фактических знаний о живой, неживой природе и труде людей на материале своего края;
- обогащение личного опыта обучающихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений природы;
- формирование представления о значении охраны природы в данной местности;
- развитие речи, мыслительной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование первоначальных гигиенических знаний;
- воспитание психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
- природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающее человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Структурно и содержательно программа для 6а класса составлена таким образом, что весь период обучения рассчитан на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
2.Общая характеристика учебного предмета «Мир истории»
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Цель: расширять и обогащать представление об окружающем мире, который находится вне поля чувствительного опыта обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
- Обобщение имеющихся знаний у обучающихся с нарушением интеллекта разрозненных сведений для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории.
- помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Используемые технологии:
• разноуровневого и дифференцированного подхода;
• здоровьесберегающие;
• игровые;
• личностно-ориентированные;
• информационно-коммуникативные
Методы программы:
По источнику знаний:
- словесные – рассказ - объяснение, беседа, дискуссия;
- наглядные - наблюдение, демонстрация;
- предметно-практические - упражнения, практические работы, игры.
По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - рассказ с использованием наглядных пособий и технических средств;
- репродуктивный - умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе изучения материала;
- проблемный - на занятиях для обучающихся создаются проблемные ситуации.
Формы обучения:
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Учебный процесс построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.
Однако, для этой категории обучающихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа «Обучающиеся должны знать», «Обучающиеся должны уметь». Более приемлемая формулировка «Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «МИР ИСТОРИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир истории» входит в обязательную часть предметной области «Общественные науки».
Согласно базисному учебному плану примерной адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всего на изучение предмета «Мир истории» в 6 классах выделяется по 68 часов ( 2 часа в неделю).
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, давать определения понятий.
Материал регионального компонента используется на каждом уроке.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Мир истории» являются:
– проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
– сформировать навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– воспитание уважительного отношения к культуре других народов;
– самостоятельное выполнение различных творческих работ;
– выбор для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет);
– осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
– воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– способность к осмыслению социального окружения, своего мест в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Предметными результатами изучения предмета «Мир истории» являются:
– формирование определенных знаний и умений по предмету;
– умение применять полученные знания и в практической деятельности;
– формирование представлений о «Малой Родине»;
– знание правил поведения в ситуациях межличностного взаимодействия в процессе реализации задания;
Минимальный уровень:
- уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
- уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
-использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
-усвоить элементы контроля учебной деятельности ( с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
- понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
- владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- владеть элементами оценки и самооценки.
Система оценки освоения предмета
Оценка обучающихся при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной шкале. Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка «5» - дано полное описание событий, явления (названы характерные черты, приведены главные факты), теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами; ответ логически выстроен, суждения аргументированы. Отсутствуют фактические ошибки.
Оценка «4» - названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами, теоретические положения не всегда подкрепляются фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности.
Оценка «3» - приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен; теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу; ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях.
В результате изучения предмета «Мир истории» обучающиеся должны знать/понимать:
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫМИ МОГУТ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ.
Учащиеся должны знать:
Историю своей семьи, своего имени, фамилии;
Государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;
Исторические памятники;
Современные религии и как они появились.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ИСТОРИИ»
Раздел I.
Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.
Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России.
История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.
Даты жизни. Понятие и биографии. Твоя биография.
Раздел II.
Отчем дом. Наша Родина – Россия.
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом ( регион, город, поселок, село. Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живём ( город, село). Название местности, происхождение названия.
Край (область, республика) где мы живём, главный город края. Национальный состав края. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.
Другие страны мира.
Планета на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.
Раздел III.
Представления о времени в истории.
Понятие об историческом времени: век( столетие), тысячелетие, историческая эпоха ( общее представление), лена времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев ( римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие ( ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое ,сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день, через месяц, через год = будущее. Часто века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков ( конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. Новое тысячелетие (XXI в.).
Раздел IV.
Начальные представления об истории как о науке.
История – наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика.
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры ( старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор)).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.
Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религий.
Раздел V.
История Древнего мира.
Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Древнейшие люди. Время появления Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождения речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Время и место появления человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменение во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.
Раздел VI.
История вещей. Занятия человека на Земле.
Природные источники огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общее представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Значение поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессия людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.).
История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Уточнение представлений обучающихся о мебели, её назначении, видах, материалах для её изготовления.
История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели ( общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за выживание. Способы добывание пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие ( выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежда древнего человека. Способы изготовления одежды, материалы, инструменты. Совершенствования видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовление одежды.
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Национальная одежда.
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Раздел VII.
Человек и общество.
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условий. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Речь как главное средство коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания. Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды направления искусства.
Сообщества первых людей. Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «Мир истории» 6 класс
№ п/п | Раздел, тема урока
| Кол-во часов |
БУД |
Область развития жизненных компетенций | Вид контроля | Дата
| |||
план | факт | ||||||||
| |||||||||
Раздел 1. Имя, отчество, семья, родословная человека. | |||||||||
1 | Введение. Почему надо изучать историю? | 1 | формировать у обучающихся представления об изучаемом предмете – «Мир истории»
| Реализация основных понятий, использование их в самостоятельной речи. | Ответы на вопросы
|
|
| ||
2 | История имени. | 1 | Мотивация к учебной деятельности; Принятие поставленной учебной задачи. | Иметь представление о возникновении имен, о значении своего имени. Уметь образовывать наиболее распространённые неполные имена от полных и наоборот. | Обогащают словарный запас. |
|
| ||
3-4 | Отчества и фамилии человека. | 2 | Принятие поставленной учебной задачи; Учиться работать с учебником, организовывать рабочее место. | Иметь представление о происхождении отчеств и фамилий. Знать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, знать понятие «отчизна». | Обогащают словарный запас. |
|
| ||
5 | Семья. | 1 | Мотивация к учебной деятельности; Принятие поставленной учебной задачи | Иметь представление о семье, родственниках. Уметь составлять устный рассказ о своей семье. | Устный опрос |
|
| ||
6-7 | Биография. | 2 | Самостоятельность в выполнении поставленной задачи | Уметь составлять биографию по данному тексту и плану.
| Самостоятельная работа |
|
| ||
8 | Поколения людей. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Уметь объяснять понятия: поколение, предки, потомки, родословная.
| Ответы на вопросы |
|
| ||
Раздел 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия. | |||||||||
9 | Дом – жилище человека. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Знать отличия городского дома и дома в поселке или деревне. Уметь составлять устный рассказ о своём доме (истории его появления). | Ответы на вопросы |
|
| ||
10 | Изба – памятник русского домостроения | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Иметь представление об особенностях русской избы. | Обогащают словарный запас. |
|
| ||
11 | Названия городов и улиц. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Иметь представление о происхождении названий улиц, поселков, городов. Уметь объяснять понятия: основатель, увековечить. | Ответы на вопросы |
|
| ||
12 | Истоки. Малая родина. | 1 | развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
| Уметь называть адрес малой родины, показывать на карте область, областной центр, район, районный центр, свою малую родину. Иметь представление о национальном составе и основных занятиях жителей края. | Ответы на вопросы |
|
| ||
13 | Наша Родина – Россия. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Уметь показывать на карте границы РФ, называть и показывать столицу. Иметь представление о национальном составе жителей РФ. | Устный опрос |
|
| ||
14 | Как устроено государство. | 1 | уметь оценивать свои достижения; использовать доступные средства для получения знаний | Уметь называть 3-4 государства мира. Иметь представление об устройстве РФ, главе, основном законе, органах верховной власти. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
15 | Герб, флаг, гимн России. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Знать и уметь называть государственные символы РФ. Уметь словесно описать герб и гимн. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
16 | Москва– столица России. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Иметь представление о Москве как о главном городе РФ. Уметь называть 2-3 достопримечательности Москвы. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
17 | Мы жители планеты Земля. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление об устройстве Солнечной системы. Уметь называть нашу планету, 2-3 другие планеты нашей системы | Самостоятельная работа |
|
| ||
18 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. | Уметь отвечать на вопросы по основным темам. | Самостоятельная работа
|
|
| ||
Раздел 3. О том, что такое время и как его изучают. | |||||||||
19-20 | Что такое время. | 2 | Учиться работать с учебником, организовывать рабочее место | Знать, какое время называется прошлым, настоящим, будущим; ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера. Уметь называть основные единицы счёта времени. | Устный опрос |
|
| ||
21 | История календаря. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы. | Знать и уметь называть последовательно месяцы | Обогащают словарный запас |
|
| ||
22 | Русский земледель- ческий календарь. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Уметь объяснять на основе личных наблюдений народные поговорки о сезонных изменениях в природе. | Устный опрос |
|
| ||
23 | Счёт лет в истории. | 1 | использовать усвоенные знания. | Иметь представление об историческом времени. Уметь различать арабские и римские цифры. | Ответы на вопросы |
|
| ||
24-25 | Историческое время. | 2 | уметь оценивать свои достижения; использовать доступные средства для получения знаний | Уметь читать даты. Иметь представление о ленте времени. Знать сколько лет в веке, тысячелетии, в каком веке мы живем. Уметь решать простые хронологические задачи.
| Обогащают словарный запас |
|
| ||
Раздел 4. Что изучает наука история. | |||||||||
26 | Что такое история. | 1 | Учиться работать с учебником, организовывать рабочее место | Объяснять, что такое история, для чего нужно её изучать. | Самостоятельная работа |
|
| ||
27 | Какие науки помогают истории. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление о науках, помогающих изучать историю.
| Обогащают словарный запас |
|
| ||
28 | Как работают археологи. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление, что изучает археология, как работают археологи. | Ответы на вопросы |
|
| ||
29 | Исторические памятники. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Иметь представление об историческом памятнике, видах исторических памятников. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
30 | Историческая карта. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы. | Уметь находить сходства и различия исторической и географической карт. Понимать основные правила работы с исторической картой | Устный опрос |
|
| ||
31 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Уметь отвечать на вопросы по основным темам. | Обогащают словарный запас
|
|
| ||
Раздел 5. История Древнего мира.
| |||||||||
32 | Земля и космос. | 1 | Учиться работать с учебником, организовывать рабочее место | Иметь представление о версиях появлении человека на Земле.
| Обогащают словарный запас |
|
| ||
33 | От кого произошёл человек. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Иметь представление о внешнем виде древнейшего человека, его среде обитания, образе жизни, отличии от животных. | Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
34 | Человек умелый. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу. | Уметь отвечать на вопросы по основным темам | Ответы на вопросы |
|
| ||
35 | Следующее поколение людей каменного века | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Иметь представление о жизни человека разумного, уметь объяснять отличия человека разумного от других видов человекообразных существ. | Устный опрос |
|
| ||
36 | Наступление ледников. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Иметь представление о ледниковом периоде и об особенностях образа жизни людей в условиях изменения климата. Уметь высказывать собственные суждения по данной теме. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
37 | Как жили древние охотники, кочевники и собиратели. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Иметь представление о занятиях древних людей. Уметь высказывать собственные суждения по данной теме | Устный опрос |
|
| ||
38 | Новые занятия людей. | 1 | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Иметь представление о возникновении земледелия и скотоводства. Уметь называть отличия жизни скотоводов от жизни земледельцев. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
39 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу. | Уметь отвечать на вопросы по основным | Самостоятельная работа |
|
| ||
Раздел 6. История вещей. Занятия человека на Земле. | |||||||||
40 | Огонь в жизни древнего человека. | 1 | Учиться работать с учебником, организовывать рабочее место | Иметь представление о значении огня в жизни древнего человека. Уметь высказывать собственные суждения по данной теме. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
41 | Огонь, глина, гончар. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу. | Иметь представление о работе древних гончаров. Уметь описывать работу гончара, называть 3-5 наименований изделий современной керамики.
| Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
42 | Огонь открывает новую эпоху в жизни людей. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Уметь участвовать в диалогах по данной теме, применять новые понятия в устной и письменной речи. | Устный опрос |
|
| ||
43 | Вода, её значение в жизни человека | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании. | Уметь объяснять значение воды в жизни человека, участвовать в диалогах по данной теме, применять | Обогащают словарный запас |
|
| ||
44 | Вода и земледелие | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Называть причины возникновения поливного земледелия и его значение в истории человечества. Иметь представление о первых признаках перехода общества людей к государству. | Устный опрос |
|
| ||
45 | Вода как источник энергии. | 1 | имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся принимать и сохранять задачу. | Знать и называть инструменты, которыми пользовались в древности для получения муки из зёрен. Уметь приводить примеры по обсуждаемой теме. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
46 | Какие дома строили древние люди. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Иметь представление о причинах возникновения жилья у людей, первых жилищах человека. Знать 2-3 вида первобытных жилищ. | Устный опрос |
|
| ||
47 | Как появилась мебель. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Иметь представление о первой мебели людей. Уметь называть отличия домов богатых и простых людей. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
48 | Как появились каша и хлеб | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы. | Знать, какое открытие положило начало хлебопечению. Уметь объяснять пословицы о хлебе. | Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
49 | История об обыкновенной картошке. | 1 | использовать усвоенные знания. | Знать названия овощей и фруктов. Иметь представление об истории выращивания картофеля в России. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
50 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; научатся работать по предложенному плану. | Иметь представление о развитии одежды. Знать и уметь называть материалы для создания одежды в прошлом. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
51 | О керамике, фарфоре и деревянной посуде. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Знать и называть материалы, из которых изготавливали посуду. Уметь называть виды деревянной посуды и домашней утвари. | Устный опрос |
|
| ||
52 | История появления одежды. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Иметь представление о развитии одежды. Знать и уметь называть материалы для создания одежды в прошлом. | Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
53 | Одежда и положение человека в обществе. | 1 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Иметь представление о различии одежды богатых и бедных людей. | Обогащают словарный запас |
|
| ||
54 | Как люди украшали себя. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать и корректировать полученные результаты; научатся работать с информацией. | Иметь представление о средствах украшения себя.
| Устный опрос |
|
| ||
55 | Повторение и обобщение изученного. | 1 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление о средствах украшения себя.
| Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
Глава 7. Человек и общество. | |||||||||
56 | О далёких предках –славянах и родовом строе. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Знать предков русского народа. Иметь представление о жизни славянской общины, о занятиях восточных | Обогащают словарный запас |
|
| ||
57 | Как люди понимали мир природы в древности. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы. | Иметь представление о верованиях восточных славян. | Ответы на вопросы |
|
| ||
58-59 | Современные религии, как они появились | 2 | использовать усвоенные знания, формулировать собственное мнение;
| Знать названия современных религий. Уметь участвовать в диалогах по данной теме, применять новые | Фронтальный устный опрос
|
|
| ||
60-62 | Искусство и культура. | 2 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление об искусстве, истории его возникновения. Уметь приводить примеры видов творчества человека, относящихся к искусству. | Ответы на вопросы |
|
| ||
63 | Письмо и первые книги. | 1 | самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность; уметь анализировать, сравнивать, классифицировать факты, делать выводы. | Иметь представление о различных видах письма, истории появления книги и книгопечатания. Знать имена первых славянских просветителей. | Ответы на вопросы |
|
| ||
64 | От изобретения колеса – к новым открытиям. | 1 | проявляют интерес к новым знаниям; научатся принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в задании; научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Уметь приводить примеры изобретений человека в древние времена. | Повседневное наблюдение |
|
| ||
65-66 | Человечество стремится к миру. | 2 | активно включаться в деятельность, контролировать и оценивать свои действия | Иметь представление о причинах войн в истории человечества. Уметь участвовать в диалогах по данной теме, приводить доступные примеры, применять новые понятия. | Ответы на вопросы |
|
| ||
67 | Повторение и обобщение изученного | 1 | использовать усвоенные знания. | Уметь последовательно отвечать на вопросы по теме, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов | Ответы на вопросы |
|
| ||
68 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | ориентироваться в системе знаний. | Уметь последовательно отвечать на вопросы по теме, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов | Самостоятельная работа |
|
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. И.М .Бгажнокова., Л.В.Смирнова. Мир истории.6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/ 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2018 -207 с.
2.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 6 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М.,Просвещение, 1983.
4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.М.,Владос, 2003.
школе VIII вида. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2007.
5. Пуля Е.Ф. Книга для учителя истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М., Классикс Стиль, 2003.
Дополнительный список литературы
1. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс: Пособие для учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Е.Н.Фёдорова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Великие россияне / Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
3. Герои русской истории /Книга рассказывает о великих людях России. – М.: Белый город, 2005. – 431 с.: ил.
4. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – Ридерз Дайджест, 1997. – 424 с.: ил.
5. Лаврина В.Л. история Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / В.Лаврина. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 80 с.6.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
-создания и использования информации;
-физического развития;
-планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
-размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
-соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
-обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
-соблюдения пожарной и электробезопасности;
-соблюдения требований охраны труда.
Технические средства обучения
1. ноутбук;
2. проектор с экраном.
Компьютерные технологии
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета.
Интернет – ресурсы
1. http://infourok.ru/,
2. http://nsportal.ru/,
3. http://pedsovet.su/,
4. http://www.uchportal.ru/,
5. http://www.proshkolu.ru/,
6. http://www.myshared.ru/.