Как себя вести при поступлении угрозы по телефону
Телефон - основной канал поступления сообщений о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Звонки с угрозами могут поступить каждому человеку. Не бойтесь запугиваний преступников, по окончании разговора немедленно сообщите в правоохранительные органы. Хорошо, если на вашем телефоне есть автоматический определитель номера и звукозаписывающее устройство. Номер звонившего и фонограмма разговора станет существенным материалом работы и доказательной базой для правоохранительных органов.
При отсутствии этого необходимо выполнить следующее:
-
постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
-
по ходу разговора отметьте пол и возраст звонившего, особенности его (ее) речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий), темп речи (быстрый или медленный), произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом), манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
-
обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое);
-
отметьте характер звонка - городской или междугородный;
-
обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
Необходимо, если это возможно, в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
-
куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
-
какие конкретные требования он (она) выдвигает?
-
выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
-
на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
-
как и когда с ним (с ней) можно связаться?
-
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Кроме угроз, выдвигаемых по телефону лично вам, преступники могут использовать ваш номер телефона для сообщения информации, которую вы должны будете передать в правоохранительные органы. Например, на ваш телефон поступает звонок, в котором неизвестный сообщает, что ваш дом заминирован. При ведении разговора такого рода старайтесь следовать изложенным выше рекомендациям и получить максимально возможную информацию. По его окончании немедленно сообщите эту информацию в правоохранительные органы.
Если события, по которому Вам начали угрожать, не было, не спешите сообщать об этом собеседнику, иначе потеряете информационное преимущество. Выясняйте детали, узнавайте их под предлогом необходимости убедиться в его осведомленности, требуйте новых доказательств. В начале разговора и в последующем стремитесь показать, что сообщаемые сведения воспринимаются как недоразумение и Вас не волнуют. В таком случае позвонившее лицо может коснуться деталей содержания, источников получения им информации.
Если звонивший не намерен долго разговаривать, можно прикинуться, что произошла ошибка и он попал не туда, что заставит его усомниться дошла ли его угроза до жертвы, а следовательно вынудит делать последующие шаги, которые могут помочь в установлении его личности
Если звонящий уверен, что разговаривает с нужным человеком, в середине разговора можно имитировать перебой в связи (замолчать и соблюдать режим молчании). Звонящий будет продолжать говорить, но в результате не поймет, слышали Вы его или нет.
Если абонент прервал разговор, положите трубку рядом с телефонным аппаратом - канал связи еще будет сохраняться около часа. Позвоните по любому другому телефону (от соседей, телефону сотовой связи, таксофону) в обслуживающий Ваш район телефонный узел дежурному диспетчеру (этот номер необходимо знать, как и номера аварийных служб).
Сообщите ему свою фамилию, номер телефона и адрес и попросите установить номер, с которого Вам прошел звонок. Запишите фамилию диспетчера и время разговора с ним. Диспетчер, установив номер, может не сообщить его Вам, но предоставит эту информацию по запросу правоохранительных органов. Если угрозы носят бытовой либо хулиганский характер обратитесь с заявлением в отделение внутренних дел по месту жительства с просьбой принять меры к телефонному хулигану. В заявлении укажите сведения о звонке, какие действия Вы уже предприняли. Заявление передайте оперативному дежурному, а у себя оставьте копию данного заявления, на которой он должен расписаться.