Тема раздела: «Углы и многоугольники»
Класс 5
Тема и место урока в теме: «Как обозначают и сравнивают углы». (первый из одиннадцати)
Цель:
образовательные – ввести понятие угла, расширить знания об углах, их обозначении и сравнении; формировать умения и навыки распознавать углы на чертежах, рисунках, моделях; использовать терминологию, связанную с углам; изображать углы от руки и с помощью чертежных инструментов; формировать навыки применения полученных знаний в жизненных ситуациях;
метапредметные – развивать способности конкретизировать теоретические знания при решении задач; развивать умения анализировать предложенный материал, умения работать с текстовыми источниками информации; способствовать развитию монологической речи и диалога как формы общения и закрепления знаний;
задачи:
личностные; формировать умения: работать в коллективе, парах; находить согласованные решения; самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
метапредметные; формировать умения самостоятельно: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; ставить цели; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные– воспитывать культуру математической речи; формировать морально-этические стороны личности, эстетическое сознание; воспитывать аккуратность при построении чертежей; воспитывать культуру делового общения и сотрудничества;
Тип урока Сообщение новых знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:
Закрепить знания по определению простейших геометрических фигур;
Познакомиться с еще одной фигурой, углом;
I I.Актуализация знаний.
Какие свойства вы применяли при вычислениях?
Сформулируйте эти свойства.
III. Актуализация опорных знаний.
Введения понятия угла и его обозначения.
- Какие фигуры вы видите надоске?
- Назовите отрезки, прямые, лучи?
- Можно ли измерить длину луча? Почему?
- Сколько лучей образуют две пересекающиеся прямые?
А теперь работаем в тетрадях. Работаем без линейки.
Отметьте точку О. Проведите два луча с началом в точке О, дополняющие друг друга до прямой. Дайте «имя» каждому лучу.
На доске рисунок:
В О А
●
2. Отметьте точку и обозначьте ее буквой С.
Проведите два луча с началом в точке С так, чтобы они не составляли прямую. Дайте каждому лучу «имя».
D
Е
● с
-Ребята отгадайте загадку.
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
В наказании поможет.
(угол)
- Молодцы! Слово «угол» встречается в быту довольно часто: угол комнаты, угол улицы, угол стола и т.д.
- Посмотрите в тетради. Мы изобразили два луча, сначалом в точке С, они не образовывают прямую. Эта геометрическая фигура – угол.
- Угол является одной важнейших фигур в геометрии. Кто попробует дать определение углу?
Определение угла. Угол — это геометрическая фигура, состоящая из двух различных лучей, выходящих из одной точки.
Лучи называются сторонами угла, а их общее начало — вершиной угла. Например, вершина угла BAC — точка A, стороны — лучи AB и AC
В
А С
Экспериментальный этап сравнения углов путем наложения и сложения по сторонам.
- Ребята, углы имеют величины, поэтому их можно сравнивать.
Проведем небольшое исследование. У вас у каждого на столе лежит конверт с набором моделей углов разного цвета. Достаньте их! Рассмотрев модели углов, постарайтесь вспомнить, что вы узнали о сравнении углов из курса начальной школы и из других источников.
Действительно, чтобы сравнить два угла, их можно наложить друг на друга.
Мы всегда можем совместить вершины двух углов, а также одну сторону первого угла с любой из сторон второго угла. Тогда, если две другие стороны углов совместятся, то углы называются равными. Если же другие стороны углов не совместятся, то меньшим считается тот угол, который составляет часть другого. Мы научимся сравнивать углы на глаз, то есть будем развивать свой глазомер.
На следующих уроках мы научимся измерять углы с помощью специального чертёжного прибора для построения и измерения углов.
Сравниваем углы
1 .С помощью кальки найдите на рисунке угол равный ∠А
С Т
2. Начертите в тетради какой- нибудь угол и обозначьте его. А теперь от руки нарисуйте равный ему угол. С помощью кальки проверьте, действительно ли второй угол равен первому.
3. Вырежьте из бумаги разного цвета три неравных угла. Какой из них является наибольшим?
4. Начертите в тетради угол и обозначьте его АОС. Проведите луч ОВ так, чтобы он разделил угол АОС на два угла. Назовите эти углы. Сравните их.
IV. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке? Что вам особенно понравилось?
- Как сравнить углы?
-Как можно обозначать углы
V. Домашнее задание.
П.5.1 первый абзац Рабочие тетради №150,151