Тема урока: Как люди открывали и изучали Землю
Цели урока:
• выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
• раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
1. Что означает слово «география»?
2. Что изучает география?
3. Какие задачи стоят перед наукой?
4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?
3.Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.
Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.
№ | Имя исследователя | Дата | Открытия |
|
|
|
|
Представления о Земле древних людей.
Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.
С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли. Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях. Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы.
Великие географические открытия.
Открытия особенно большого значения были сделаны в XV-XVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло. Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин.
Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (см. Презентацию). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении.
В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (см. Презентацию). В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область. И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.
Современные исследования.
В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве
Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.
Значение Великих географических открытий
Научное | Практическое | Социально-политическое | Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей | Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения | Мир поделили на Старый и Новый Свет | Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей.
Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке.
Географический диктант:
Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?
Назовите имя ученого, который дал название науке географии.
Кто автор первого глобуса?
Кто открыл Тихий океан?
Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?
Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?
Кто и когда открыл Новый свет?
Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались.
На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.
4.Домашнее задание
1. Изучить § 2.
2. Ответить на вопросы 2—7.