«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Изучение темы войны на уроках литературы

В статье обосновывается значимость изучения в школе произведений о войне. Осмысление школьниками событий Великой Отечественной и Гражданской войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Смирницких Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы;

Провоторова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы;

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП имени А.А. Угарова»,

г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия


ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ВОЙНЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье обосновывается значимость изучения в школе произведений о войне. Осмысление школьниками событий Великой Отечественной и Гражданской войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох.

Ключевые слова: тема войны, творчество М.Булгакова и А.Платонова, набор приемов и форм работы, «Красная корона», «Иван Великий», метод сравнительного анализа.

Война. Само слово говорит о беде и горе, несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Именно война с ее трагизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с её кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные качества, даёт художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Тема войны – она из основных тем в русской литературе. Обращение к ней - это проявление гуманизма и демократизма наших писателей.

Осмысление школьниками событий Великой Отечественной и Гражданской войны происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных эпох. «Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена».

Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы о войне не является исключением.

Тема урока в 7-ом классе «Мир и человек в русской литературе XX века» (программа под редакцией М.Б.Ладыгина для углубленного изучения) предполагает знакомство с творчеством писателей, в произведениях которых, с одной стороны, живет классическая национальная традиция в освещении проблемы мира и человека, а с другой - создаются новые художественные формы для выражения быстро меняющихся реалий жизни. Всё это нашло отражение в творчестве М.Булгакова и А.Платонова. Знакомство учеников с творчеством талантливейших русских писателей одно из первых, и от умения педагога наладить эмоциональный контакт с литературным произведением и писателем зависит, насколько глубоко будет их проникновение в художественное произведение.

Вначале обучающиеся знакомятся с новеллой М.Булгакова «Красная корона». В ней отразились личные впечатления писателя о Гражданской войне, вызывавшей у Булгакова глубокий протест своей бесчеловечностью. Революцию и последовавшие за ней события писатель рассматривает как трагедию русского народа. В качестве примера приведем вопросы для анализа этого произведения:

  • Почему повествование ведется от первого лица?

  • Против чего выступает в этой новелле М. Булгаков?

  • Какова композиционная роль образа матери в произведении?

  • Какая мысль не может вместиться в мозг нормального человека и приводит его к безумию?

На следующем уроке учащиеся знакомятся с новеллой А.Платонова «Иван Великий». Хотя имя русского писателя XX века А.Платонова ученикам уже знакомо по сказке «Волшебное кольцо», отразившее жизнь русского народа в начале века, его новелла производит на них при первом чтении неизгладимое впечатление. «Иван Великий» - рассказ, в котором война показана очень необычно. Писатель описывает в произведении день относительного затишья. Противоборство русских и немцев проявляется в новелле не в артиллерийской дуэли, а в борьбе за измученную лошадь, оказавшуюся на поле между траншеями воюющих сторон.

Помочь учителю донести до учащихся общую идею этих произведений, концепцию жизни, заложенную в творчестве великих русских писателей М.Булгакова и А.Платонова, может только метод сравнительного анализа, так как духовный опыт учеников еще очень скуден, а нравственные уроки этих произведений неизмеримо шире, чем может показаться детям на первый взгляд.

После анализа новеллы «Иван Великий», организованного учителем как эвристическая беседа с элементами комментированного чтения, учащиеся получают домашнее задание: ответить на вопросы:

  • Что объединяет новеллы М.Булгакова и А.Платонова?

  • «Что же все-таки нужно знать солдату?»

Целесообразно после знакомства с этими новеллами организовать урок развития речи «Что же все-таки нужно знать солдату…». Сравнительный анализ новелл М.Булгакова «Красная корона» и А.Платонова «Иван Великий» способствует созданию на уроке речевой ситуации, стимулирующей поисковую, исследовательскую работу обучающихся с текстом произведений. Сравнивая новеллы М.Булгакова и А.Платонова, необходимо обратить внимание учащихся на то, что если в «Красной короне» писатель изображает Гражданскую войну, то в «Иване Великом» показана Великая Отечественная война. И здесь обнаруживается огромная разница между сравниваемыми произведениями, что служит отправной точкой в построении рассуждений учащихся.

Само решение главной проблемы курса литературы в 7-ом классе «Человека и мир в XX веке» рассматривается у обоих писателей в пределах одной темы – темы войны. Война у М.Булгакова – это чудовищная трагедия русского народа, а его герой – человек с больной совестью, он не желает мириться с жесткостью и душевной черствостью. У А.Платонова война другая. Это «русская лошадь», тоже нуждающаяся в защите, это русские солдаты, взвалившие на плечи тяжкую ношу ответственности за свою Отчизну. Таким образом, сравнительный анализ новелл «Красная корона» и «Иван Великий» позволяет учащимся не только глубже проникнуть в гражданскую позицию писателей-современников и осмыслить изменения в общественной жизни страны, но и сделать обоснованные выводы о своеобразии их творческих методов.


Список литературы

 1. Королькова Е. «Это нужно не мертвым — это нужно живым...» Роль       знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании      современных школьников. /Народное  образование. № 4 — 2005/

2.Бочаров А. Человек и война. М., 1998

3.Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1993




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее