Урок чтения, 3 класс.
Тема: Изучение басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Цели урока: 1.Продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
2.Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
3.Находить мораль в произведении.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Речевая разминка.
3.Изучение новой темы.
4.Физкультминутка.
5.Продолжение работы над басней.
1.Беседа.
2.Выразительное чтение басни.
Итог урока.
Домашнее задание. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку.
Прочитаем текст на доске. Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип. - Что это? (Скороговорка.) - Прочитайте медленно. -Прочитайте орфографически. (как пишем) -Прочитайте орфоэпически(как произносим) -Прочитайте медленно, затем с ускорением. - Что высмеивает народ этой скороговоркой? (Пороки людей)
-Сегодня мы поработаем с ещё одной басней И. А. Крылова «Ворона и лисица». Разберём её смысл, будем учиться читать выразительно. На доске рисунок Лисицы. Давайте посмотрим, как она выглядит, какое у неё настроение. -Как думаете похожа она на Лисицу из басни? (Точно сказать не можем, так как на знаем о чём идет речь в басне.)
- Чтобы понять смысл басни, нам необходимо знать значение некоторых слов. -Давайте узнаем их. (Дети читают.) Лесть- угодливое восхваление; Льстец- человек, который восхваляет другого человека с пользой для себя; Гнусный- отвратительный; Взгромоздиться- взобраться на что-то высокое; Пленил- привлёк внимание; Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода.
-Хорошо. А теперь послушайте басню. (читаю) - Понравилась ли вам басня? - Похожи лисички? (Да, очень хитрые, радостные.) - Почему Ворона и Лисица написаны с большой буквы? (Это главные герои басни.) - Есть ли здесь юмор? (Да, Лисица ловко обманула Ворону.)
Давайте отдохнём, проведем физкультминутку. Включаю ритмичную музыку, дети танцуют, повторяя движения за ведущим.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда о тебе говорят правду.)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще всего изображается как ловкая, хитрая. А ворона воплощает в себе образ доверчивого человека.) - -Найдите в тексте и прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу.
(Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:)
Лисица очень хитро, чтобы не спугнуть, подходит к Вороне.
- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Ученики читают.) - Какую интонацию вы выбрали для чтения? (Нежную, медленно произносим слова, с хитринкой.) - Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Читают отрывок)
Ребята работаем в тройках. Ваша задача распределить роли (автор, Ворона, Лисица.) и подготовить выразительное чтение.
- Время подготовки 5 мин. - Прочитайте выразительно. В лицах. (Слушаю несколько выступлений)
- Прочитайте мораль басни. (Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
- В чём сила морали? (Мораль показывает, что человек очень доверчив, стоит его только похвалить и он сразу теряет внимание, и поэтому часто оказывается обманутым.) - Какую иллюстрацию можно нарисовать к басне? (Слушаю предположения детей.) Работаем в группах. -Нарисуйте иллюстрации. Оцените свою работу. Игра «Светофор».
Защита рисунков.
- Что высмеивает басня Крылова «Ворона и Лисица». (Лесть, лживость) - Чем отличаются друг от друга главные герои басни? (Слушаю ответы.)
- Подготовить сообщение об И.А. Крылове. (2 человека.) - Выучить басню «Ворона и Лисица». - Принести книги с другими баснями Крылова. (3 человека. Подготовить чтение 1 из басен.)
Урок подошёл к концу. Спасибо за внимание.
|