Тема урока: «Плоскостная кукла матрешка».
Цель: Научить учащихся изготовлению мягкой плоскостной игрушки «матрешка» с использованием ручных стежков.
Задачи:
Образовательная: познакомить с техникой выполнения ручных стежков вперед иголкой и петельные стежки; с историей её возникновения матрешки, с материалом для её изготовления.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность, умение преодолевать трудности, взаимопомощь, эстетическое восприятие учащихся.
Развивающая: Развивать у детей умение соблюдать последовательность изготовления плоской игрушки; развивать память, мышление, воображение; развивать мелкую моторику рук.
Словарь: матрешка, петельные стежки, шов вперед иголка
Методы и приемы:
Словесные: беседа, инструкция, рассказ, рассуждение, вопрос.
Наглядные: показ образца, схем – картинок последовательности изготовления матрешки; образцы тканей; синтепон
Оборудование: иглы, наперстки, ножницы, нитки, шаблоны; образцы тканей; синтепон.
1.Организационный момент: Приветствие. Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и подарим себе хорошее настроение.
II. Мотивация учебной деятельности
Сегодня я хочу предложить вам сделать мягкую игрушку. Ваши игрушки мы подарим пожилым людям на школьном празднике, посвящённом дню пожилого человека. В изготовление своей игрушки постарайтесь вложить все самые добрые чувства и самые лучшие пожелания этим людям.
III. Сообщение нового материала:
- А сейчас я немного расскажу вам о том, что будем делать с вами сегодня: о мягкой игрушке. Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления мягкой игрушки, сделанной из лоскутков, ткани, меха, кожи, ниток. Ткань – один из наиболее лёгких материалов в обработке. Мягкие игрушки бывают двух видов, объёмные и плоскостные. Педагог предъявляет к рассмотрению образцы готовых изделий. Возьмите в руки игрушки. Потрогайте и сравните. Скажите, чем они отличаются?
Одна игрушка толстая, внутри мягкая, другая тонкая и внутри пустая.
Да, одна из игрушек имеет объём, она внутри наполнена. Такая игрушка называется объемной. Другая не имеет объёма, она внутри пустая. Это плоскостная игрушка, которую мы сейчас будем изготавливать.
Педагог поясняет, что игрушки сшивают нитками, цвет которых должен отличаться от ткани. Это подчёркивает яркость поделки. Внутри игрушка остаётся пустой. Для отделки используют различные материалы: тесьму, бусины, кожу. Например, глаза можно сделать способом - вышить стежками, из ткани, пуговиц или использовать фабричные заготовки. Учитель предлагает рассмотреть плоскостную игрушку «матрешка». Предлагается для просмотра образец
- Из каких деталей состоит игрушка?
- Из какой ткани сшита игрушка?
Эта ткань плотная, мягкая, но края ткани не осыпаются.
Из чего сделаны глаза?
Каким способом сделаны глаза?
- Правильно. А теперь я предлагаю вам задание. Перед вами на столе разложено несколько видов ткани. Выберите те ткани, которые больше всего подходят для изготовления данной поделки.
Воспитанникам для рассматривания предлагаются образцы тканей: велюр, флок, драп, фетр, кримплен, ситец, шифон, шёлк, кожа. Учащиеся выбирают ткани: велюр, драп, фетр, флок, кримплен разных цветов.
- Скажите, почему вы выбрали именно эту ткань?
Предполагаемый ответ:
Она плотная, края не осыпаются.
- Рассмотрите и потрогайте руками образец другой ткани.
Предлагается образец шелковой ткани. Педагог просит определить, пригодна ли ткань для поделки.
Предполагаемый ответ:
Нет, непригодна. Эта ткань мягкая и её края сильно осыпаются.
- Правильно. А теперь каждый выберите, с какой тканью вы будете работать. Подберите для ткани, которую вы выбрали, нитки контрастного цвета. В этом вам поможет цветовой круг, в котором имеются все цвета. Воспитанникам выдаётся раздаточный материал в виде цветового круга и контрастных элементов. Воспитанники подбирают контрастный цвет ниток для дальнейшей работы.
- Вы правильно справились с заданием. А теперь отдохнем.
Физминутка.
- Я прошу вас выйти и встать в круг. Мы поиграем в игру, которая называется «Назови контрастные цвета». Я буду бросать вам мяч и называть цвет, а вы, ловя его и передавая мне, называете контрастный цвет. Например: я говорю – красный, вы ловите мяч и говорите – зелёный.
Педагог после игры подводит итог, подчеркивая, что дети правильно назвали контрастные цвета. Затем проводит упражнения на снятие напряжения и усталости мышц плечевого и поясничного отдела туловища.
- Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнять поочередные круги назад то правым, то левым плечом. (Повторить 4- 6 раз).
- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову. Выполнять медленные повороты туловищем вправо – влево.
IV. Практическая часть.
Учитель предлагает вспомнить, какие инструменты и приспособления применяются при выполнении ручных работ.
Предполагаемый ответ.
Ножницы, иголки, портновские булавки, напёрсток.
- Правильно. Теперь повторим правила безопасной работы с ручными инструментами. На нашей доске закреплены таблички с правилами по ТБ. Среди этих правил есть другие, которые не относятся к нашим видам работ. Я прошу вас подойти к доске и закрепить возле нужных правил зелёные магнитики, а возле правил, которые мы не применяем сегодня, закрепить красные магнитики.
Учащиеся подходят к доске и выполняют задание, выбирая нужные правила.
Предполагаемый ответ.
Не допускать потери иглы.
Запрещается брать иголку в рот или вкалывать её в одежду.
Ставьте утюг на специальную подставку.
Нельзя откусывать нитку зубами.
При шитье надо применять напёрсток.
Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Сломанную иглу надо отдать учителю.
Хранить ножницы в определённом месте.
Хранить иглы в определённом месте.
Во время работы машины не наклоняй близко голову.
Не держать ножницы острыми концами вверх.
Передавать ножницы надо кольцами вперёд
Не класть ножницы возле движущихся и вращающихся частей швейной машины.
Очень хорошо. Вы знаете правила по технике безопасности с ручными инструментами.
- Продолжаем наше занятие. Я предлагаю вам рассмотреть готовые детали шаблона матрешки.
Выдаётся раздаточный картонный материал – шаблоны.
Педагог обращает внимание учащихся, что на каждом шаблоне есть места с рассечками для совмещения с другими деталями. Для туловища нам необходимы две детали.
Педагог вместе с учащимися составляет план работы:
- Раскладываем шаблоны на ткани.
- Делаем обмеловку.
- Выкраиваем детали.
- Декорируем детали матрешки
- Сшиваем детали стежками.
- Набиваем игрушку синтепоном.
- Как вы думаете, какие стежки лучше подойдут для соединения наших деталей?
Предполагаемый ответ:
«Шов вперёд иголку», «шов за иголку», «петельные стежки»
- Правильно, но мы будем применять один шов – «вперёд иголку» и «петельные стежки»
Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ:
Потому что шов «вперёд иголку» одинаковый с лицевой и изнаночной стороны, а
- Мы с вами готовы приступить к практической работе. При выполнении практической работы нам поможет инструкционно-технологическая карта.
Педагог проводит пооперационный разбор изделия с применением инструкционно – технологической карты.
Педагог предлагает приступить к изготовлению поделки, обращая внимание учащихся на необходимость точного соблюдения всех инструкций и контроля аккуратного выполнения, советует, в случае затруднения, обращаться за помощью к учителю или товарищам. Во время выполнения работы учитель оказывает дозированную помощь учащимся, испытывающим затруднения.
V. Закрепление пройденного материала.
Педагог предлагает ответить на вопрос, используя изученные на уроке термины.
- Итак, скажите, какую игрушку сегодня мы делали на уроке?
Предполагаемый ответ:
Мы познакомились и изготовили плоскостную игрушку.
-Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны слова.
Используя эти слова, опишите свою игрушку.
(Красная, синяя, белая, плоскостная, пуговица, аппликация, бусина, иголка, нитка).
VI. Подведение итогов.
Педагог предлагает учащимся сравнить свои работы с образцом.
Совместная оценка качества работ учащихся проходит по вопросам:
1. Правильно ли выполнена раскладка шаблона на ткани.
2. Правильно ли выполнена обмеловка.
3. Аккуратно ли выполнен раскрой деталей.
4. Точно ли совмещены рассечки на деталях.
5. Правильно ли организовано рабочее место и соблюдались ли правила ТБ.
После самоанализа и анализа работ поделки раскладываются на столе и рассматриваются. Педагог подводит общий итог занятия.
- Несмотря на небольшие замечания, которые у нас были, посмотрите, какие красивые получились игрушки, сколько тепла и старания вы вложили в свои работы. Вы справились с заданием. Молодцы. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Спасибо вам за хорошую и дружную работу на уроке. До свидания.