«Зимний фестиваль знаний 2025»

Из опыта работы школьного методического объединения естественно-математических дисциплин по критериальному оцениванию проектной деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности

Из опыта работы школьного методического объединения естественно-математических дисциплин по теме:"Критериальное оценивание обучающихся на уроках и внеурочной деятельности".

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Сажина Светлана Яковлевна

БОУ «Чекрушанская СОШ»

село Чёкрушево

Тарский муниципальный район

Омской области


«Из опыта работы школьного методического объединения естественно-математических дисциплин по критериальному оцениванию проектной деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности»


Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов.

На страницах педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода. В своей работе я использую различные формы оценивания проектов на уроках технологии и изобразительного искусства. В данной статье я не ставлю задачу подробного анализа метода проектов на обобщающем уровне. Рассмотрим лишь некоторый компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и наименее разработанным, и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода.

Речь идет о критериях оценки проектной деятельности обучащихся, так как любой метод, в соответствии с современными подходами, должен быть диагностичным.

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей естественно-математических дисциплин. Тема, над которой работает наше ШМО «Критериальная система оценивания деятельности обучающихся на уроках естественно-математического цикла в условиях перехода ФГОС старшего звена». В начале этого учебного года учителями нашего ШМО были выбраны методические темы: Сажина Светлана Яковлевна – «Критерии оценивания деятельности обучающихся при выполнении проектов»; Иванова Светлана Владимировна – «Критерии оценивания деятельности обучающихся при выполнении контрольных работ»; Демчак Екатерина Владимировна – «Критерии оценивания деятельности обучающихся в группах при создании и защиты презентации»; Сотникова Алёна Владимировна – «Критерии оценивания деятельности обучающихся в парах при выполнении лабораторных работ»; Слепов Александр Андреевич – «Критерии оценивания групповой деятельности обучающихся в классе на уроках физической культуры».

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка способна дискредитировать самую прекрасную идею. Правильное, грамотное определение критериев оценки, показателей, использование адекватных им измерителей - залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Говоря о методе проектов, имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий.

Метод проектов, или метод учебных проектов, или метод творческих проектов - это различные названия ведущего метода обучения в образовательной области «Технология», встречающиеся в литературе. Думается, что наиболее удачное название этого метода обучения все-таки метод проектов. Этому предпочтению можно дать следующее объяснение.

Проект (в самой общей формулировке) — реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях.

  Виды проектов в школе:

      1. Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

     2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

     3. Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Прежде, чем говорить о критериях оценки проектной деятельности учащихся, дадим ей общую характеристику. Проектная деятельность обучащихся - высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются определенные свойства и качества личности, которые в совокупности (будучи развиты) позволяют осуществлять проектный подход к любой деятельности.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

Необходимо отметить, что в предлагаемой методике оценки ПДУ конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки ПДУ рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого, предлагается свой комплекс критериев.

Выделяем следующие аспекты оценки ПДУ и соответствующие им объекты оценивания, т.е. то, что непосредственно оценивается. Проанализировав множество литературы, просмотрев опыт работы других коллег, выбрала некоторые критерии оценивания обучающихся при выполнении проектов.


Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)


п/п

Аспект оценки

Объект оценивания

1

Продует (материализованный результат ПДУ)

Изделие, спектакль, стенд, рисунок, коллаж и т.д.

2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Защита проекта, пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)

3

Оформление проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

4

Защита проекта

Процесс защиты проекта

Поведение учащегося-докладчика

5

Руководство ПДУ

Проектные материалы

Анкета самооценки учителя как руководителя ПДУ

Ответы учителя на устные вопросы экспертов


1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося


Критерии

оценки




Показатели

1.1. Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

1.3. Эксплуатационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

1.4. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетич­ности и функциональности

1.5. Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от исполь­зованных материалов и эксплуатации продукта

1.6. Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности ис­полнителя)


Особо отметим последний в этом спис­ке аспект - руководство ПДУ, так как имен­но в его оценке, как представляется, и рас­крывается действенность метода.

Выделив аспекты и объекты оценки, пе­реходим к определению критериев и показателей оценки каждого аспекта ПДУ. Оговоримся, что намеренно приводим раз­вернутый комплекс критериев, так как чем конкретнее обозначить то, что оценивает­ся, тем точнее, определеннее и объектив­нее будет оценка. В реальной практике, опытным путем можно эти критерии укруп­нять.

В п. 1.6 оценивается уровень творчест­ва, проявленного учащимся-проектантом (субъективное или объективное творчест­во). Но совокупные критерии творчества (новизна, оригинальность, уникальность) намеренно разведены, так как имеют раз­личные оттенки смысла. Учитывая это, можно даже в субъективном ученическом творчестве находить элементы творчества объективного. К примеру, продукт учениче­ского проекта не отвечает критерию новиз­ны, его аналоги существовали ранее, но от­личается высокой степенью оригинальнос­ти в оформлении.


2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося


Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектиру­емого результата

2.2. Проблем кость

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологичес­кая разработанность

2.4. Соответствие объемам учеб­ного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, от­ходов в процессе изготовления продукта

2.6. Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

2.7. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

2.9. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

2.10. Разработанность

Глубина проработки темы

2.11. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.12. Наличие творческого ком­понента в процессе проектиро­вания

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; не­стандартные исполнительские решения и т.д.

2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ро­лей, отношения ответственной зависимости и т. д.

2.14. Самостоятельность

Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю - руководи­телю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя


3. Оценка оформления проекта


Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видео­ряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3-6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей


4. Оценка защиты (презентации) проекта




Критерии оценки

Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления до­кладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи


Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)


п/п

Критерии

оценки

ПДУ

Показатели

Объекты оценивания

Аспекты ПДУ









Продукт



Процесс

Оформление проекта

Защита проекта

Руководство ПДУ

1.1

Функциональ­ность

Соответствие назначению, возможная сфера использо­вания

Изделие, спектакль, стенд и т.д.






1.2

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принци­пов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

Тоже







1.3

Эксплуатацион­ные качества

Удобство, простота и без­опасность использования


Тоже






1.4

Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

Тоже






1.5

Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия

Тоже






1.6

Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

Тоже







Итого:







2.1

Актуальность

Современность тематики

проекта, востребованность проектируемого результата

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.2

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Обоснование

проблемы

в докладе






2.3

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.4

Соответствие

объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка







2.5

Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

Тоже






2.6

Экономичность

Оптимальные затраты

на материалы и изготовление

Тоже






2.7

Безопасность

Соблюдение правил ТБ

Пояснительная записка, доклад,

видеоряд






2.8

Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

Пояснительная записка,

доклад,

видеоряд






2.9

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная

записка

Видеоряд

(эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)






2.10

Разработан­ность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графи­ки, рисунки, макеты и т.д.)







2.11

Завершенность

Законченность работы, до­ведение до логического окончания


Пояснительная записка






2.12

Наличие творче­ского компонен­та в процессе проектирования

вариативность первоначаль­ных идей, их оригиналь­ность; нестандартные испол­нительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад






2.13

Коммуникатив­ность (в группо­вом проекте)

Высокая степень организо­ванности группы, распреде­ление ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.


Доклад






2.14

Самостоятель­ность

Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю -руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя

Ответы на во­просы экспертов






Итого:






3.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заклю­чения, словаря терминов, библиографии

Пояснительная записка Видеоряд






3.2

Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозави­симость, взаимодополне­ние текста и видеоряда

Пояснительная записка






3.З

Лаконичность

Простота и ясность изложе­ния

Пояснительная записка






3.4

Аналитичность

Отражение в тексте причин­но-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка






3.5

Дизайн

Композиционная целост­ность текста, продуманная система выделения; художественно -графичес­кое качество эскизов, схем, рисунков

Пояснительная записка Видеоряд






3.6

Наглядность

Наличие видеоряда, четко­го, доступного для воспри­ятия с учетом расстояния до зрителей

Графики, схемы, макеты и т.п.









Итого:






4.1

Качество

доклада

Системность, композиционная целостность; полнота

представления процесса,

подходов к решению проблемы; краткость, четкость,

ясность формулировок

Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика






4.2

Ответы

на вопросы

Адекватность ответов

поставленным вопросам;

аргументированность;

полнота, убедительность;

содержательность, краткость


Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика






4.3

Личностные про-

явления

докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;

культура речи, поведения.

Удержание внимания

аудитории; импровизационность, находчивость;

эмоциональная окрашенность речи

Процесс защиты

проекта

Поведение

учащегося -

докладчика









Итого:






5.1

Ответы

на вопросы учащегося- докладчика

См. критерии в п.4 защита

Ответы

на вопросы






5.2

Ответы учителя

на вопросы анкеты

Компетентность в области

проектной методики, критичность, рефлексивность

Анкета самооценки






5.3

Ответы учителя

на вопросы экспертов

Компетентность в области

проектной методики, критичность, рефлексивность

Ответы на вопросы экспертов






Итого:






Всего:







Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев в гра­фах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.

Он исчисляется так:

если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;

при частичном присутствии — 0.5 балла;

если отсутствуют — 0 баллов.

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделе­ны жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оцени­вания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.


Литература

К о м а р о в а Т.С., С а в е н к о в А.И. Коллек­тивное творчество детей. — М., 1998.

П а х о м о в а Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М., 2003.

С е р г е е в И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.:АРКТИ, 2003.

Н а г е л ь О.И., канд. пед. наук, Москва, материал с интернет-сайта



14


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее