Система подготовки студентов
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
к демонстрационному экзамену
Демонстрационный экзамен является критерием оценки качества подготовки и сформированности общих и профессиональных компетенций обучающегося. Вопрос о том, как подготовить обучающихся к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования. Поскольку демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills имеет свои особенности, то и подготовка к его проведению носит своеобразный характер. Проведение экзаменационных испытаний в формате демонстрационного экзамена является возможностью объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу образовательной организации, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки роста и дальнейшего развития образовательного учреждения. Исходя из особенностей организации демонстрационного экзамена, определяется важная педагогическая идея: организация и проведение эффективной подготовки обучающихся к итоговой аттестации на основе системы работы, включающей элементы личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий.
Демонстрационный экзамен по компетенции R 21 Преподавание в младших классах включал в себя (КОД 1.1 ) 2 Модуля: А и В. В Модуле А необходимо студенту показать свои умения в разработке технологической карты фрагмента урока, а также в проведении фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования. В Модуле В - разработать и продемонстрировать уровневые учебные задания, обеспечивающие усвоение конкретной темы по одному из учебных предметов. Как видим, ДЭ действительно является ведущим инструментом в оценке уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов, повышает мотивацию обучающихся и преподавателей, так как меняются подходы к организации образовательного процесса, осуществляется переход к самостоятельному обучению на рабочем месте при сопровождении квалифицированных преподавателей и ведущих специалистов школ, у которых студенты проходят педагогическую практику.
По результатам ДЭ все студенты показали, что владеют профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной педагогической деятельности.
Остановлюсь подробнее на опыте подготовки и организации тренировок студентов к демонстрационному экзамену в нашем колледже.
Тренировку студентов следует начинать на лабораторных и практических занятиях соответствующих профессиональных модулей, а также в рамках прохождения учебных и производственных практик.
Фрагменты заданий ДЭ по компетенции, в частности, работа над технологической картой и целевыми ориентирами урока обязательно включаются в занятия по частным методикам. В результате студенты при подготовке к занятию отрабатывают навык формулировки цели и задач урока русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с дидактическими и методическими правилами. После демонстрации ведется оценка студентами под руководством преподавателей фрагментов урока по критериям ДЭ. Наблюдая за выполнением того или иного критерия у студента, демонстрировавшего задания, каждый обучающийся приобретает бесценный опыт оценки действий другого педагога.
Проводится работа над ошибками, преподаватель отвечает на возникшие вопросы у студентов, а также выявляет наиболее неподготовленных обучающихся.
Возможен вариант, что первое задание выполняется преподавателем самостоятельно, а обучающиеся выступают в качестве наблюдателей или помощников. Далее проводится распределение практических заданий между небольшими группами студентов. На этом этапе каждый студент выступает как непосредственный участник экзамена, а преподаватель является консультантом, помощником, наставником. В задачи преподавателя входит озвучивание инструкций, предоставление подсказок. Затем студенты работают уже не в составе групп, а отдельно, выступая как участники демонстрационного экзамена.
Обучение в соответствии с этим подходом предполагает: самостоятельность студентов в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач урока самими обучающимися, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными; опору на имеющиеся знания; учёт особенностей студентов ; целенаправленное формирование учебных умений.
Преподаватели колледжа при проведении промежуточной аттестации студентов 3 курса включают в программу экзамена разработку и демонстрацию уровневых учебных заданий , обеспечивающих усвоение конкретной темы. Таким образом преподаватель отрабатывает варианты практических заданий, которые представлены в комплектах оценочных документов. Всё это в совокупности дает положительный результат и подготавливает студентов к ДЭ как с теоретической, так и практической стороны .
Таким образом, система подготовки в колледже должна быть сама по себе практичной, востребованной, интересной, что позволит получить хорошие результаты на ДЭ. Подготовка студентов к демонстрационному экзамену должна стать целенаправленной, последовательной и систематичной, а действия педагогов – согласованными.