Из опыта работы по организации внеклассной работы по математике
Гусятникова Марина Дмитриевна,
учитель математики МБОУ СОШ № 4
рп Ванино Ванинского муниципального
района Хабаровского края
Слайд 1. Хотя математика прочно вошла в нашу жизнь, и повсеместно проводится большое количество различных мероприятий, связанных с математикой, организация внеклассной работы по-прежнему является одним из способов повышения мотивации учащихся.
Слайд 2. Наряду с уроком, основной формой учебного процесса в школе, все большее значение приобретает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышения математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации.
Внеклассная работа помогает учителю не только формировать знания, умения и навыки по математике, но и развивать логическое мышление, память, повышает интерес к предмету. Также внеклассная работа помогает проверять свои силы, математические способности и осознавать роль и значимость данного предмета и глубже его познавать.
Проведение внеклассной работы по математике является прекрасным средством повышения квалификации учителя. Помогает выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям математикой.
Слайд 3. Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Слайд 4. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости.
Слайд 5. При организации такой работы эффективны следующие положения.
занятия целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способности к обучаемости.
Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь)
Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.
Дополнительные занятия должны иметь обучающий характер, при их проведении полезно использовать дидактические материалы и учебные пособия.
Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся, изучать типичные ошибки.
Слайд 6. Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике. Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики.
Слайд 7. Так, например:
2.1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2.2. расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
2.3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
2.4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
2.5. развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
2.6. расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике, о культурно-исторической ценности математики.
2.7. Воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
2.8. Установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися.
2.9. Создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.
Слайд 8. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Третий вид внеклассной работы может носить цели двух первых видов, но главный упор учитель делает на развитие интересов в соответствии с возможностями конкретной группы учащихся.
Слайд 9. Я применяю следующие формы внеклассной работы:
Факультативные (элективные) занятия.
Олимпиады, конкурсы, викторины.
Математические недели.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии.
Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы.
Факультативные занятия по математике ведутся с пятого класса по 1 часу в неделю. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.
Основными формами проведения факультативных занятий являются изложение вопросов курса учителем, семинары, решение задач, рефераты учащихся, доклады и сообщения учащихся.
Учитель не должен отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения курса. Лучше делить занятия на две части. Первую часть посвящать изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. Вторую часть посвящать решению задач.
Школьные математические олимпиады охватывают учеников всех параллельных классов школы. Олимпиада в школе проводится каждый год.
Слайд 10. В 5-8 классах использую игровые формы занятий – соревнования, эстафеты, дидактические игры.
Слайд 11. «математическая мозаика»
Слайд 12. «Час веселой математики»
Слайд 13 и 14. «Математический КВН»
Слайд 15. Уроки старшеклассников в день самоуправления проводятся ежегодно два раза в год и очень нравятся ученикам, как младших, так и старших классов.
Слайд 16. К празднику Победы проводили конференцию «Математика и российские математики в годы великой отечественной войны».
Слайд 17. С учениками 11 класса провели «Устный журнал». Он состоял из трех страниц «Их истории математической мысли» на которой ребята рассказывали о российских ученых математиках, «Красиво не солгать – историю не рассказать», где ребята показали сценку-шутку урока математики первобытного человека и «Брейн-ринг» в форме вопросов и ответов.
Слайд 18. Родители – наши верные помощники, участники, зрители и спонсоры.