Конспект урока географии.
тема урока: Из чего состоит земная кора
Класс: 5
тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование представлений о минералах и горных породах, о видах горных пород и способах их образования; способствовать формированию УУД через включение обучающихся в учебную деятельность.
Планируемые результаты:
предметные
дать понятие о горных породах и минералах, о способах их образования; научить называть и определять виды горных пород;
личностные
2) способствовать формированию умения
- устанавливать причинно-следственные связи, собирать, классифицировать информацию по теме, создавая схемы;
- планировать и оценивать учебные действия,
- правильно строить речь, презентовать свою работу;
метапредметные
3) способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- выход и поиск путей решения проблемы, самостоятельное определение задач урока;
- поиск информации из текста учебника;
- поиск информации из ЭОР;
- само и взаимооценивание.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, подключенный к сети интернет, проектор, учебники географии (Летягин А.А. География. Начальный курс 5 класс. - М.: Вентана–Граф, 2013.), интерактивная система PROClass, коллекция минералов и горных пород, информационный бюллетень для обучающихся начальных классов «Горные породы и минералы».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, настрой на рабочую атмосферу |
| |||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | Организует диалог по систематизации знаний обучающихся о горных породах и минералах, полученных в рамках изучения курса «Окружающий мир».
- Давайте изобразим все, что мы вспомнили о горных породах и минералах схематически.
| Работая с коллекцией «Горные породы и минералы» (на каждой парте одна коллекция) отвечают на вопросы: - Как вы думаете, из каких веществ состоит земная кора? (из горных пород и минералов) - Как мы можем определить понятие «горная порода»? минералы? (в случае затруднения, предлагается заглянуть в « Информационную бюллетень) - Чем отличаются горные породы и минералы?
О Вещества земной коры
? ? |
Умение слушать и вступать в диалог
Поиск необходимой информации
Моделирование информации в виде схемы
| ||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации.
Целеполагание | Конструирует проблемную ситуацию: 1) предлагает описать горные породы; подводит обучающихся к выводу, что горные породы разные по твердости, по цвету, по структуре; 2) предлагает посмотреть видеофрагмент «Разнообразие горных пород» http://video.mail.ru /mail/3832634/17810/18029.html и используя прием «Семь вопросов Квинтилиана», по просмотренному видеофрагменту предлагает сформулировать вопросы. Вопросы после просмотра, проецируются на экране.
Подводит к формулировке темы и задач урока: - значит, какова задача сегодняшнего урока. (к концу урока узнать: какие виды горных пород бывают, как они образуются, уметь различать горные породы по условиям образования) | - Описывают горные породы по твердости, по структуре, по цвету. Делают вывод о том, что горные породы разные.
Смотрят видеофрагмент
Формулируют вопросы (возможные варианты вопросов: какие виды пород бывают, как они образовались, почему они разные и т.д.)
Формулируют задачи, исходя из вопросов, сформулированных (и спроецированных на экран) по результатам просмотра видеофрагмента. Записывают тему урока в тетрадях. | Умение грамотно строить свою речь.
Поиск и выделение необходимой информации
Строить речевое высказываение
Умение ставить удерживать учебную задачу.
| ||||||||||||||||||
Открытие новых знаний | 1. Организация работы в группах. - Ребята, посмотрите на коллекции горных пород, ( на столах коллекции магматических и осадочных горных пород) попробуйте объяснить, почему их объединили в одну группу, как бы эти группы вы назвали. Выслушивает версии, наиболее удачные записывает на доске. 2. Предлагает проверить предложенные гипотезы. Организует работу с текстом учебника. Задание: прочитать текст учебника о видах горных пород по условиям образования на странице 41-42. и заполнить таблицу. (таблица на листочках раздается каждому ученику) 3. Обобщение по результатам работы обучающихся с тестом учебника. - На какие виды подразделяются горные породы по условиям образования? - Назовите какие породы относятся к магматическим? осадочным? метаморфическим? 4. Организует работу с дополнительной информацией. - Предлагаю послушать сообщение об образовании горных пород осадочного происхождения. Задание: дополнить таблицу недостающей информацией.
5. Проверка выполнения работы. Заполненная таблица проецируется на экране. | Озвучивают свои предположения.
Самостоятельная работа с текстом учебника: читают текст, заполняют таблицу
Называют виды горных пород, о которых узнали из текста учебника и называют породы, относящиеся к тем или иным видам пород.
Один подготовленный ученик рассказывает об образовании осадочных пород органического происхождения. Дополняют таблицу необходимой информацией.
Проверяют правильность внесенной в таблицы информации. |
Умение устанавливать причинно-следственные закономерности.
Поиск и выделение необходимой информации. Моделирование информации в виде таблицы.
Умение воспроизводить полученную информацию. Кратко и точно выражать мысли в устной форме
| ||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление | 1. Организует рассказ учащихся по таблице.
2. - Найдите в коллекции горных пород осадочные породы органического происхождения; химические; обломочные. породы 3. Самостоятельная работа в программе Notebook в группах Задание: Сгруппировать виды пород по происхождению. | Рассказывают о видах горных пород и способах их образования. Находят и называют горные породы.
Группируют виды осадочных пород.
| Умение строить монологическую речь, формулировать краткие, понятийные предложения. | ||||||||||||||||||
Первичный контроль знаний с использованием интерактивной системы PROKLAS | 1. Предлагает тест, состоящий из 7 заданий с выбором ответа. (приложение к конспекту урока) 2. Выявляются наиболее успешно справившиеся ребята, благодарит их за результативную работу. 3. Рассматривают «выпадающие» вопросы. | Выполняют тест.
Анализируют допущенные ошибки | Формирование навыков само- и взаимо-оценивания | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Организует работу по обобщению изученного материала. | Возвращаются к первоначальным версиям (гипотезам). Оценивают, какая версия была наиболее правильной. Озвучивают правильную версию, используя данные таблицы | Умение удерживать учебную задачу, обобщать и систематизировать полученные знания. | ||||||||||||||||||
Д/з | Комментирует д/з | 1)Подготовить рассказ по таблице. 2) вырезать 8 карточек (2 на 3 см) с названиями горных пород. |
|