Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
Вариант 1.
1.Укажите, в каком предложении производный предлог пишется вместе.
1) (В)отличие от многих он выполнил задание вовремя.
2) (По) причине задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.
3) Продолжать занятия (в)течение недели.
4) Ошибка была допущена (в)следствие невнимательности
2.Укажите вариант, где во всех случаях на месте пропусков пишется буква Е.
1) н… на что не обижаюсь, н… о каком происшествии не слышал
2) н… в ком не сомневаюсь, н… для кого петь
3) н… от кого бежать, н… с кем поговорить
4) н… перед кем отчитываться, н… о чем не рассказал
3.Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) Я пошла в парк, что(бы) встретиться с подругой.
2) Теперь я тебе не поверю, что (бы) ты ни сделала.
3) Он купил то (же), что и Мишка.
4) Сегодня так (же) пасмурно, как и вчера.
4.Укажите, какой союз не может употребляться с однородными членами
1) также 2) тоже 3) чтобы 4) однако
5.Укажите, какой из приведённых примеров является словосочетанием
1) под снегом 2) жёлтый мяч 3) после встречи 4) заяц убежал
6.Укажите словосочетание с подчинительной связью согласование
1) зелёная трава 2) его мнение 3) посмотрел на солнце. 4) след медведя
7.Укажите вариант, в котором правильно указано сказуемое в предложении:
Твердое сознание долга есть основа характера
1) твердое сознание 2) есть основа
3) есть 4) основа характера
8.Укажите простое неопределённо-личное предложение.
1) Уходим завтра в море
2) Меня вызвали к директору.
3) Смеркалось.
4) В воздухе тишина.
9.Укажите предложение с обстоятельством причины.
1) Кругом кричали коростели.
2) Кораблей не видно было из-за тумана.
3) Вчера я приехал в Пятигорск.
4) Неожиданно он почувствовал боль.
10.Укажите вариант, в котором правильно указаны все определения предложения:
От каждого подчиненного Суворов требовал быстрого соображения и точного ответа.
1) каждого, подчиненного, точного
2) каждого, быстрого, подчиненного
3) подчиненного, быстрого, точного
4) точного, быстрого, каждого
11.Укажите предложение с косвенным дополнением
1) Бабушка вязала теплый свитер
2) Я расскажу о своей победе
3) Я нарисую добрую картину
4) С горы хорошо видно дом и школу
12.Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет
2) Сила свет красота ночи стали ослабевать
3) Все последнее время стояли пасмурные серые дни
4) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет
13.Укажите предложение, в котором нет обособленного оборота (знаки препинания не расставлены).
1) Возмущенный до глубины души мальчишка стиснул зубы.
2) Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину ночи.
3) Дорога изрытая глубокими колеями шла вдоль реки.
4) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче
14.Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Вера(1)улыбаясь(2)шла по улице(3)глядя на луг(4) украшенный цветами.
1) 1,4 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
15.Укажите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки препинания не расставлены).
1) Сладковатый вкус этого чая казалось принадлежит совсем другому сорту
2) Это сияние казалось ему знакомым.
3) Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли наперерыв мерцая.
4) Болезнь казалось с каждым днем все более отступала
.
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком на бланке ответов рядом с номером каждого задания (№№ 16-24)
Передо мной серело пустынное поле. 2) Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. 3) С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. 4) Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. 5) За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. 6) Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. 7) Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. 8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости. 9) За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. 10) Есть что-то чистое и весёлое в этих апрельских болотцах. 11) Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. 12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. 13) Курган был дикий. 14) Ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием 15) «Время его навсегда проходит, - подумал я. – 16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей
16 Определите стиль текста
17 Разделите текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются второй и третий абзацы.
18 Выпишите все наречия из предложений 3-5. по-весеннему, картинно
19 Выпишите сказуемое из предложения 13
20 Укажите количество словосочетаний в предложении 7
21 Из предложений 1,2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
22 Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
23 Укажите каким членом предложения является ВЕЛИЧИЕМ в предложении 14
24 Среди предложений текста найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения в форме косвенного падежа. Напишите номер этого предложения.
25 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. | А) Простое предложение, осложненное уточняющим дополнением |
14) Ещё ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием | Б) Простое предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами |
16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей | В) Простое предложение, осложненное обособленным определением |
8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости | Г) Простое предложение, осложненное обособленными нераспространенными однородными определениями |
| Д) Простое предложение с обособленным приложением |
Вариант 2.
1.Укажите, в каком предложении производный предлог пишется вместе.
1) (В)отличие от многих он выполнил задание вовремя.
2) (По) причине задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.
3) Продолжать занятия (в)течение недели.
4) Ошибка была допущена (в)следствие невнимательности
2.Укажите вариант, где во всех случаях на месте пропусков пишется буква И.
1) н… на что не обижаюсь, н… о каком происшествии не слышал
2) н… в ком не сомневаюсь, н… для кого петь
3) н… от кого бежать, н… с кем поговорить
4) н… перед кем отчитываться, н… о чем не рассказал
3.Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) Я пошла в парк, что(бы) встретиться с подругой.
2) Теперь я тебе не поверю, что (бы) ты ни сделала.
3) Он купил то (же), что и Мишка.
4) Сегодня так (же) пасмурно, как и вчера.
4.Укажите, какой союз не может употребляться с однородными членами
1) также 2) тоже 3) чтобы 4) однако
5.Укажите, какой из приведённых примеров является словосочетанием
1) под снегом 2) жёлтый мяч 3) после встречи 4) заяц убежал
6.Укажите словосочетание с подчинительной связью согласование
1) зелёная трава 2) его мнение 3) посмотрел на солнце. 4) след медведя
7.Укажите вариант, в котором правильно указано сказуемое в предложении:
Твердое сознание долга есть основа характера
1) твердое сознание 2) есть основа
3) есть 4) основа характера
8.Укажите простое неопределённо-личное предложение.
1) Уходим завтра в море
2) Меня вызвали к директору.
3) Смеркалось.
4) В воздухе тишина.
9.Укажите предложение с обстоятельством причины.
1) Кругом кричали коростели.
2) Кораблей не видно было из-за тумана.
3) Вчера я приехал в Пятигорск.
4) Неожиданно он почувствовал боль.
10.Укажите вариант, в котором правильно указаны все определения предложения:
От каждого подчиненного Суворов требовал быстрого соображения и точного ответа.
1) каждого, подчиненного, точного
2) каждого, быстрого, подчиненного
3) подчиненного, быстрого, точного
4) точного, быстрого, каждого
11.Укажите предложение с косвенным дополнением
1) Бабушка вязала теплый свитер
2) Я расскажу о своей победе
3) Я нарисую добрую картину
4) С горы хорошо видно дом и школу
12.Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет
2) Сила свет красота ночи стали ослабевать
3) Все последнее время стояли пасмурные серые дни
4) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет
13.Укажите предложение, в котором нет обособленного оборота (знаки препинания не расставлены).
1) Возмущенный до глубины души мальчишка стиснул зубы.
2) Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину ночи.
3) Дорога изрытая глубокими колеями шла вдоль реки.
4) Одетая в легкое белое платье она сама казалась белее и легче
14.Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Вера(1)улыбаясь(2)шла по улице(3)глядя на луг(4) украшенный цветами.
1) 1,4 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
15.Укажите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки препинания не расставлены).
1) Сладковатый вкус этого чая казалось принадлежит совсем другому сорту
2) Это сияние казалось ему знакомым.
3) Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли наперерыв мерцая.
4) Болезнь казалось с каждым днем все более отступала
.
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком на бланке ответов рядом с номером каждого задания (№№ 16-24)
Передо мной серело пустынное поле. 2) Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. 3) С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. 4) Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. 5) За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. 6) Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. 7) Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. 8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости. 9) За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. 10) Есть что-то чистое и весёлое в этих апрельских болотцах. 11) Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. 12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. 13) Курган был дикий. 14) Ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием 15) «Время его навсегда проходит, - подумал я. – 16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей
16 Определите стиль текста
17 Разделите текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются второй и третий абзацы.
18 Выпишите все наречия из предложений 3-5. по-весеннему, картинно
19 Выпишите сказуемое из предложения 13
20 Укажите количество словосочетаний в предложении 7
21 Из предложений 1,2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
22 Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
23 Укажите каким членом предложения является ВЕЛИЧИЕМ в предложении 14
24 Среди предложений текста найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения в форме косвенного падежа. Напишите номер этого предложения.
25 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
12) В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. | А) Простое предложение, осложненное уточняющим дополнением |
14) Ещё ни разу не тронутый плугом, он поражал своим величием | Б) Простое предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами |
16) В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей | В) Простое предложение, осложненное обособленным определением |
8) Степь увлекала, овладевая душой, наполняя её чувством радости | Г) Простое предложение, осложненное обособленными нераспространенными однородными определениями |
| Д) Простое предложение с обособленным приложением |
Кодификатор
элементов содержания итоговой работы по русскому языку 8класс
№п/п | Проверяемые умения |
1 | Непроверяемые гласные, согласные |
2 | Нормы орфоэпии |
3. | Нахождение словосочетаний |
4. | Определение типа сказуемого |
5 | Определение вида простого односоставного предложения |
6. | Тире в простом предложении |
7. | Знаки препинания при однородных членах |
8 | Знаки препинания при обращениях, вводных словах |
9 | Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах |
10. | Употребление грамматических норм |
11. | Вид связи в словосочетаниях |
12. | Нахождение односоставных простых предложений |
13. | Способы выражения сказуемого |
14. | Нахождение предложений с обособленными определениями, обстоятельствами |
15. | Нахождение в предложении однородных членов |
Спецификация
итоговой работы по русскому языку 8 класс
1 Назначение тестовой работы
Назначение контрольной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 8 классов образовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
2 Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), Закон Российской Федерации «Об образовании».
3 Характеристика структуры и содержания работы
Общее количество заданий в работе – 25.
Характеристика структуры работы
Контрольная работа разделена на 2 части и включает задания разных типов.
Часть 1 включает 15 заданий (1-15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 состоит из 9 заданий (16-24) требующих краткого ответа и одного (25) задания на соответствие. Ответы к этим заданиям должны быть сформулированы самостоятельно. В заданиях этой части ответ дается в виде комбинации цифр или букв. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | 15 (1-15) | 15 | с выбором ответа |
Часть 2 | 9 (16-24) | 18 | с кратким ответом |
Часть 2 (установить соответствие) | 25
| 4 | С кратким ответом |
Итого: | 25 | 37 |
|
4 Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по предмету. Все задания содержат элементы содержания, изучаемые в 8 классе.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста, осуществлять компрессию текста).
1. Элементы содержания, относящиеся к коммуникативной компетенции учащихся:
текст как продукт речевой деятельности: основные признаки текста, функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение), функциональные стили речи, содержание текста, структура текста.
2. Элементы содержания, относящиеся к языковой и лингвистической компетенциям учащихся:
состав слова (морфемика) и словообразование: морфема как минимальная значимая единица языка;
морфология: система частей речи в русском языке, самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, основные морфологические нормы русского литературного языка;
синтаксис: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды сказуемых, предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные, вставные слова и конструкции, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка;
орфография: правописание гласных и согласных в составе морфем, слитное, раздельное и дефисное написание слов;
пунктуация: знаки препинания, их функции, разделительные и парные знаки препинания, знаки препинания в конце предложения, в простом предложении (обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, однородные члены предложения), при прямой речи, цитировании, диалоге, сочетание знаков препинания.
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функциональные стили речи и функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления,
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, функциональные стили речи, анализировать структуру.
Распределение заданий контрольного теста работы по содержанию и видам деятельности
Таблица 2.Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Морфология | 2 | 3 | 8,1 |
Морфемика | 1 | 2 | 5,4 |
Синтаксис | 11 | 15 | 40,6 |
Орфография | 3 | 3 | 8,1 |
Пунктуация | 5 | 8 | 21,6 |
Текст. | 3 | 6 | 16,2 |
Итого: | 25 | 37 | 100% |
Задания итогового теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.
Таблица 3 Распределение заданий по видам работ с языковым материалом
Виды работ с языковым материалом | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу |
Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений | 1-15 | 15 | 40,6 |
Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) | 16-25 | 22 | 59,4 |
Итого: | 25 | 37 | 100% |
7.Распределение заданий работы по уровню сложности
В таблице 4 представлено распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности.
Таблица 4. распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 15 | 15 | 40,6 |
Повышенный | 10 | 22 | 59,6 |
Итого: | 24 | 39 | 100% |
Время выполнения работы – 60 минут (без учета организационного момента)
Дополнительное оборудование не требуется.
8. Необходимое количество вариантов КИМ
Итоговая работа представлена в двух вариантах.
9. Время выполнения и условия проведения работы
Время выполнения работы – 90 минут (2 урока).
Дополнительное оборудование не требуется.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть 1
За верное выполнение заданий первой части итоговой работы (задание 1-15) обучающийся получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов
Часть 2
За верное выполнение заданий второй части итоговой работы (задание 16-24) обучающийся получает по 2 балла за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 2 балла выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
За каждую правильно указанную позицию в задании на соответствие 25 выставляется 1 балл. Максимальный балл за задание на соответствие – 4 балла. максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 10 тестовых заданий второй части работы (задания с кратким ответом), – 22 балла
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение всей итоговой работы, – 37 баллов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 28 баллов (от 14 до 28) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 29 и не более 34 баллов (от 29 до 34) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 35 и не более 37 баллов (от 35 до 37) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Ключи к заданиям
Номер задания | ответ | Номер задания | ответ |
1 | 4 | 16 | художественный |
2 | 3 | 17 | 9,13 |
3 | 1 | 18 | по-весеннему, картинно |
4 | 3 | 19 | был дикий |
5 | 2 | 20 | 3 |
6 | 1 | 21 | вдалеке |
7 | 2 | 22 | навсегда приходит |
8 | 2 | 23 | дополнение |
9 | 2 | 24 | 11 |
10 | 4 | 25 | А -16 |
11 | 2 | Б - 8 | |
12 | 3 | В - 14 | |
13 | 2 | Г – 12 | |
14 | 3 | Д - | |
15 | 2 |
|