История создания романа “Преступление и наказание”.
Образ Петербурга, изображённого в произведении
“ ... О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует…” Отзыв из газеты "Гласный суд", 1867 год
“ Преступление и наказание” - один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов..” Е. Л. Марков ("О романе "Преступление и наказание", 1879 г.)
“ Есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет "Преступление и наказание". Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья”.
И. Ф. Анненский ("Искусство мысли", 1909 г.)
2
Из письма к брату: “Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, которую я хотел писать после всех, говоря, что ещё самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…”
3
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ И Д Е Я Р О М А Н А
Рабочее название «Пьяненькие» , писатель сообщает в письме к А. А. Краевскому летом 1865 года, предлагая его для публикации в «Отечественных записках». По мысли Достоевского, в нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.».
В сентябре 1865 года подробно излагает сюжет «повести» М. Н. Каткову, объясняет ее смысл и характер главного героя: «Это — психологический отчет одного преступления... Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце.
4
Ж
А
Н
Р
детектив
социально- психологический, философский роман
социально-бытовой роман
есть любовная линия, серьёзные философские, религиозные размышления, психологические исследования
5
КОМПОЗИЦИЯ
ШЕСТЬ ЧАСТЕЙ
раскаяние
1 часть - преступление. 2-6 части - наказание
ЭПИЛОГ
6
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА
НЕЛЬЗЯ ПРИЙТИ К БЛАГУ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ!
7
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
8
ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ - это не просто фон, это ещё одно действующее лицо. Город является свидетелем преступления и одновременно его соучастником.
9
РОДИОН РОМАНОВИЧ РАСКОЛЬНИКОВ
- “ замечательно хорош собой”
- “ прекрасные тёмные глаза, тёмно-рус”
- “ ростом выше среднего, тонок и строен”
- “ худо одет”
- “ высокая шляпа, круглая изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, заломившаяся на сторону”
- “ опустился и обнеряшился”
10
АЛЁНА ИВАНОВНА (старуха-процентщица)
- “ крошечная, сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая”
- “ белобрысые, мало поседевшие волосы, жирно смазаны маслом”
- “ тонкая и длинная шея, похожая на куриную ногу”
- “ истрёпанная, пожелтелая кацавейка
11
12
СЕМЁН ЗАХАРОВИЧ МАРМЕЛАДОВ
- “ человек лет уже за 50”
- “ средний рост и плотное телосложение”
- “ проседь”, “большая лысина”
- “ отекшее от постоянного пьянства жёлтое, даже зеленоватое лицо”
- “ припухшие веки”
- “ крошечные красноватые глазки”
- “ руки были грязны, жирные, красные, с чёрными ногтями”
13
14
КАМОРКА РАСКОЛЬНИКОВА
- “ приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”
- “ крошечная клетушка шагов в десять длиной”
- “ жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стены обои”
- “ три старых стула”
- “ не совсем исправный крашеный стол в углу”
- “ неуклюжая большая софа в лохмотьях
15
Дом Раскольникова сегодня
ул. Гражданская, 19
16
КВАРТИРА СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ
- “ небольшая комната с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах”
- “ мебель вся старая и из жёлтого дерева: диван с огромной выгнутой деревянной спинкой, круглый стол овальной формы, туалет с зеркальцем в простенке, стулья, две-три грошовые картинки в жёлтых рамках”
- “ всё было очень чисто; всё блестело”
17
Дом старухи-процентщицы
Набережная канала Грибоедова, 104.
18
КОМНАТА МАРМЕЛАДОВЫХ
- “ маленькая закоптелая дверь в конце лестницы”
- “ беднейшая комната шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней”
- “ всё было разбросано и в беспорядке”
- “ в дальнем углу протянута дырявая простыня”
- “ только два стула”
- “ клеенчатый, очень ободранный диван”
- “ старый кухонный стол, некрашенный и ничем не покрытый”
19
20
КОМНАТА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
- “ большая комната, но чрезвычайно низкая”
- “ походила как будто на сарай”
- “ имела вид весьма неправильного четырёхугольника”
- “ почти совсем не было мебели”
- “ желтоватые. обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам”
- “ бедность была видимая”
21
Дом Сони Мармеладовой
Набережная канала Грибоедова, 73.
22
Пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, образы горожан - всё это создаёт общее впечатление города, который враждебен человеку. Город теснит, давит его (жителя), создаёт вокруг атмосферу безысходности, толкает на преступления. Петербург Достоевского - город униженных и оскорблённых.
23