«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"История создания романа "Преступление и наказание". Образ Петербурга в произведении" (презентация к занятию по литературе).)

Данная презентация является частью оналайн-занятия по литературе.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

История создания романа “Преступление и наказание”. Образ Петербурга, изображённого в произведении

История создания романа “Преступление и наказание”.

Образ Петербурга, изображённого в произведении

“ ... О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует…”   Отзыв из газеты

“ ... О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует…” Отзыв из газеты "Гласный суд", 1867 год

“ Преступление и наказание” - один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов..” Е. Л. Марков ("О романе "Преступление и наказание", 1879 г.)

“ Есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга, а 1866 год, когда вышло в свет "Преступление и наказание". Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья”.

И. Ф. Анненский ("Искусство мысли", 1909 г.)

2

Из письма к брату:   “Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, которую я хотел писать после всех, говоря, что ещё самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля.  Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…” 3

Из письма к брату: “Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, которую я хотел писать после всех, говоря, что ещё самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения…”

3

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ  И Д Е Я Р О М А Н А Рабочее название «Пьяненькие» , писатель сообщает в письме к А. А. Краевскому летом 1865 года, предлагая его для публикации в «Отечественных записках».  По мысли Достоевского, в нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.». В сентябре 1865 года подробно излагает сюжет «повести» М. Н. Каткову, объясняет ее смысл и характер главного героя: «Это — психологический отчет одного преступления... Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. 4

КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ И Д Е Я Р О М А Н А

Рабочее название «Пьяненькие» , писатель сообщает в письме к А. А. Краевскому летом 1865 года, предлагая его для публикации в «Отечественных записках». По мысли Достоевского, в нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.».

В сентябре 1865 года подробно излагает сюжет «повести» М. Н. Каткову, объясняет ее смысл и характер главного героя: «Это — психологический отчет одного преступления... Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце.

4

Ж    А    Н    Р детектив    социально-  психологический, философский роман социально-бытовой роман    есть любовная линия, серьёзные философские, религиозные размышления, психологические исследования   5

Ж

А

Н

Р

детектив

социально- психологический, философский роман

социально-бытовой роман

есть любовная линия, серьёзные философские, религиозные размышления, психологические исследования

5

КОМПОЗИЦИЯ ШЕСТЬ ЧАСТЕЙ раскаяние 1 часть  - преступление.   2-6 части  - наказание ЭПИЛОГ 6

КОМПОЗИЦИЯ

ШЕСТЬ ЧАСТЕЙ

раскаяние

1 часть - преступление. 2-6 части - наказание

ЭПИЛОГ

6

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА НЕЛЬЗЯ ПРИЙТИ К БЛАГУ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ! 7

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА

НЕЛЬЗЯ ПРИЙТИ К БЛАГУ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ!

7

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО 8

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

8

ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ - это не просто фон, это ещё одно действующее лицо.    Город является свидетелем преступления и одновременно его соучастником. 9

ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ - это не просто фон, это ещё одно действующее лицо. Город является свидетелем преступления и одновременно его соучастником.

9

РОДИОН РОМАНОВИЧ РАСКОЛЬНИКОВ   “ замечательно хорош собой”   “ прекрасные тёмные глаза, тёмно-рус”   “ ростом выше среднего, тонок и строен”   “ худо одет”   “ высокая шляпа, круглая изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, заломившаяся на сторону”   “ опустился и обнеряшился” 10

РОДИОН РОМАНОВИЧ РАСКОЛЬНИКОВ

  • “ замечательно хорош собой”
  • “ прекрасные тёмные глаза, тёмно-рус”
  • “ ростом выше среднего, тонок и строен”
  • “ худо одет”
  • “ высокая шляпа, круглая изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, заломившаяся на сторону”
  • “ опустился и обнеряшился”

10

АЛЁНА ИВАНОВНА  (старуха-процентщица) “ крошечная, сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая”   “ белобрысые, мало поседевшие волосы, жирно смазаны маслом”   “ тонкая и длинная шея, похожая на куриную ногу”   “ истрёпанная, пожелтелая кацавейка 11

АЛЁНА ИВАНОВНА (старуха-процентщица)

  • “ крошечная, сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая”
  • “ белобрысые, мало поседевшие волосы, жирно смазаны маслом”
  • “ тонкая и длинная шея, похожая на куриную ногу”
  • “ истрёпанная, пожелтелая кацавейка

11

12

12

СЕМЁН ЗАХАРОВИЧ МАРМЕЛАДОВ “ человек лет уже за 50”   “ средний рост и плотное телосложение”   “ проседь”, “большая лысина”   “ отекшее от постоянного пьянства жёлтое, даже зеленоватое лицо”   “ припухшие веки”   “ крошечные красноватые глазки”   “ руки были грязны, жирные, красные, с чёрными ногтями” 13

СЕМЁН ЗАХАРОВИЧ МАРМЕЛАДОВ

  • “ человек лет уже за 50”
  • “ средний рост и плотное телосложение”
  • “ проседь”, “большая лысина”
  • “ отекшее от постоянного пьянства жёлтое, даже зеленоватое лицо”
  • “ припухшие веки”
  • “ крошечные красноватые глазки”
  • “ руки были грязны, жирные, красные, с чёрными ногтями”

13

14

14

КАМОРКА РАСКОЛЬНИКОВА “ приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”   “ крошечная клетушка шагов в десять длиной”   “ жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стены обои”   “ три старых стула”   “ не совсем исправный крашеный стол в углу”   “ неуклюжая большая софа в лохмотьях 15

КАМОРКА РАСКОЛЬНИКОВА

  • “ приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”
  • “ крошечная клетушка шагов в десять длиной”
  • “ жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стены обои”
  • “ три старых стула”
  • “ не совсем исправный крашеный стол в углу”
  • “ неуклюжая большая софа в лохмотьях

15

Дом Раскольникова сегодня ул. Гражданская, 19

Дом Раскольникова сегодня

ул. Гражданская, 19

16

16

КВАРТИРА СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ “ небольшая комната с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах”   “ мебель вся старая и из жёлтого дерева: диван с огромной выгнутой деревянной спинкой, круглый стол овальной формы, туалет с зеркальцем в простенке, стулья, две-три грошовые картинки в жёлтых рамках”   “ всё было очень чисто; всё блестело” 17

КВАРТИРА СТАРУХИ-ПРОЦЕНТЩИЦЫ

  • “ небольшая комната с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах”
  • “ мебель вся старая и из жёлтого дерева: диван с огромной выгнутой деревянной спинкой, круглый стол овальной формы, туалет с зеркальцем в простенке, стулья, две-три грошовые картинки в жёлтых рамках”
  • “ всё было очень чисто; всё блестело”

17

Дом старухи-процентщицы Набережная канала Грибоедова, 104.

Дом старухи-процентщицы

Набережная канала Грибоедова, 104.

18

18

КОМНАТА МАРМЕЛАДОВЫХ “ маленькая закоптелая дверь в конце лестницы”   “ беднейшая комната шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней”   “ всё было разбросано и в беспорядке”   “ в дальнем углу протянута дырявая простыня”   “ только два стула”   “ клеенчатый, очень ободранный диван”   “ старый кухонный стол, некрашенный и ничем не покрытый” 19

КОМНАТА МАРМЕЛАДОВЫХ

  • “ маленькая закоптелая дверь в конце лестницы”
  • “ беднейшая комната шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней”
  • “ всё было разбросано и в беспорядке”
  • “ в дальнем углу протянута дырявая простыня”
  • “ только два стула”
  • “ клеенчатый, очень ободранный диван”
  • “ старый кухонный стол, некрашенный и ничем не покрытый”

19

20

20

КОМНАТА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ “ большая комната, но чрезвычайно низкая”   “ походила как будто на сарай”   “ имела вид весьма неправильного четырёхугольника”   “ почти совсем не было мебели”   “ желтоватые. обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам”   “ бедность была видимая” 21

КОМНАТА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

  • “ большая комната, но чрезвычайно низкая”
  • “ походила как будто на сарай”
  • “ имела вид весьма неправильного четырёхугольника”
  • “ почти совсем не было мебели”
  • “ желтоватые. обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам”
  • “ бедность была видимая”

21

Дом Сони Мармеладовой Набережная канала Грибоедова, 73.

Дом Сони Мармеладовой

Набережная канала Грибоедова, 73.

22

22

Пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, образы горожан - всё это создаёт общее впечатление города, который враждебен человеку.   Город теснит, давит его (жителя), создаёт вокруг атмосферу безысходности, толкает на преступления.   Петербург Достоевского - город униженных и оскорблённых. 23

Пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, образы горожан - всё это создаёт общее впечатление города, который враждебен человеку. Город теснит, давит его (жителя), создаёт вокруг атмосферу безысходности, толкает на преступления. Петербург Достоевского - город униженных и оскорблённых.

23

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее