Школьная научно-практическая конференция
«Шаг в науку – 2020»
Проектно-исследовательская работа:
«Вода — это жизнь!»
Подготовила:
ученица 8 класса
МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково
Гашева Камилла
Руководитель:
учитель химии
МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково
Хашкулова Татьяна Александровна
2020г.
Содержание.
1. Введение
2. Актуальность. Цели и задачи. Гипотеза и методы исследования.
3. Водные ресурсы планеты.
3.1. Изучение общественного мнения.
3.2. Итоги опроса.
3.3. Анализ опроса.
4. Вода-источник жизни!
4.1. Значение воды для человека.
4.2. Вода в опасности!
4.3. Охрана воды.
5. Очистка воды.
5.1. Очистка воды от железа.
5.2. Жесткость воды.
5.3. Разные способы обеззараживания.
5.4. Очистка воды в домашнем хозяйстве.
6. Значение воды
6.1. Вода-составляющая организма.
6.2. Роль воды в протекающих биохимических реакциях в организме.
6.3. Защита внутренних органов водной средой.
6.4. Вода-источник кислорода.
7. Заключение
8. Список литературы
Цель исследования.
Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
Задачи исследования.
– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Актуальность. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
Гипотеза исследования.
Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
Методы исследования.
– сбор информации из книг, журналов, газет, интернет ресурсов;
– сравнение;
– обобщение.
Результаты исследования:
1.Водные ресурсы планеты
Чтобы представить, сколько воды участвует в круговороте, нужно охарактеризовать различные части гидросферы. Более 94% ее составляет Мировой океан. Другая часть (4%) - подземные воды, а пресные воды составляют 1/15 долю. Значителен также объем льда полярных ледников: 1,6% объема гидросферы. Озерной воды в 100 раз.
Мировой океан - основное замыкающее звено круговорота воды в природе. Он отдает большую часть испаряющейся влаги в атмосферу. Водные организмы, обеспечивают возврат в атмосферу значительной части свободного кислорода планеты. Наметившееся в отдельных районах загрязнение Мирового океана грозит нарушить естественный процесс влагооборота в его наиболее ответственном звене - испарении с поверхности океана.
2.Изучение общественного мнения.
Для полного раскрытия темы, мы провели опрос среди учащихся 7-9 классов МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково. В опросе приняли участие 46 человек.
Нам захотелось узнать, как хорошо наши учащиеся знают методы очистки воды, как беречь воду и значение воды в жизни человека. Ребята отвечали на следующие вопросы:
1. Какую воду вы употребляете?
2. Доверяете ли вы методам очистки?
3. Какие методы очистки воды вы знаете?
4. Знаешь ли ты какие примеси может содержать вода?
5. Что такое временная и постоянная жесткость?
6. Как можно в домашних условиях очистить воду?
7. Пригодна ли для питья дистиллированная вода?
3. Итоги опроса.
№ | Вопросы. | Положит. | Отриц. |
1. | Какую воду вы употребляете? (дистиллированную/из под крана ) | 33 | 27 |
2. | Доверяете ли вы методам очистки? | 51 | 9 |
3. | Какие методы очистки воды вы знаете? | 48 | 12 |
4. | Знаешь ли ты какие примеси может содержать вода? | 18 | 42 |
5. | Что такое временная и постоянная жесткость? | 9 | 51 |
6. | Как можно в домашних условиях очистить воду? | 57 | 3 |
7. | Пригодна ли для питья дистиллированная вода? | 36 | 24 |
4. Анализ результатов.
Анализ результатов опроса показал, что учащиеся имеют более полную информацию о том, как очистить воду в домашних условиях, но не знают какие примеси может содержать вода и что такое временная и постоянная жесткости воды. Мы решили помочь им разобраться в этом вопросе.
6. Вода-источник жизни!
Значение воды для человека.
Известно, что без воды нет жизни, вода есть в каждом живом организме. Организмы человека и животных почти на 2/3 состоят из воды. А в растениях воды еще больше.
Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. Без воды невозможно развивать сельское хозяйство, строительство, другие отрасли народного хозяйства. А какое большое значение имеет вода в спорте, в медицине!
7. Вода в опасности.
Сегодня уже не надо доказывать, какую роль играет вода в жизнедеятельности человека: от ее качества зависит состояние здоровья людей. Анализ состояния питьевого водоснабжения в стране свидетельствует о том, что качество питьевой воды во многих регионах страны ухудшается. В числе причин продолжающиеся загрязнения водо-источников, низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки, высокая (более 50%) изношенность разводящих сетей, региональная особенность источников водоснабжения, связанные с дефицитом или избытком биогенных элементов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения.
За последние 30 лет продолжительность жизни россиян сократилась на 7 лет. Действительно, проблема дефицита качественной питьевой воды остро стоит уже в масштабах всей планеты.
8. Вода в опасности.
К сожалению, вода практически никогда не бывает чистой, то есть всегда содержит какие-то примеси и растворенные вещества. Она растворяет в себе огромное количество химических веществ, как органических, так и неорганических. Существуют различные методы очистки воды для приведения ее к норме. требуется проведение тщательной предварительной очистки, которая включает в себя:
• первичное отстаивание с применением или без применения реагентов, в зависимости от состава исходной воды.
• коагуляция (т.е. введение в обрабатываемую воду солей алюминия, железа или полиэлектролитов), для укрупнения взвешенных и коллоидных частиц и перевода их в фильтруемую форму.
• механическая очистка воды с помощью фильтрования.
9. Очистка воды.
Очистка воды от железа.
Наиболее часто используемыми методами при очистке воды от железа являются
- аэрация,
- обработка воды сильными окислителями – озон, хлор, гипохлорит натрия, перманганат калия.
- фильтрование через модифицированную загрузку.
Игнорирование проблемы железа в воде оканчиваются плохо, и стоит дорого: потеря «белизны» ванн, отказ импортной бытовой техники, систем отопления и нагрева воды.
10. Жесткость воды.
С жесткой водой сталкивается каждый, достаточно вспомнить о накипи в чайнике. В жесткой воде хуже пенится стиральный порошок и мыло.
Жесткость воды определяется суммарным содержанием в ней растворенных солей кальция и магния. Гидрокарбонаты кальция и магния образуют карбонатную или временную жесткость воды, которая полностью устраняется при кипячении воды в течение часа. В процессе кипячения растворимые гидрокарбонаты переходят в нерастворимые карбонаты, выпадающие в виде белого осадка или накипи, с выделением при этом углекислого газа. Соли же сильных кислот, например, сульфаты и хлориды кальция и магния - образуют некарбонатную или постоянную жесткость, не изменяющуюся при кипячении воды.
Высокая гидрокарбонатная (временная) жесткость воды делает её непригодной для питания газовых и электрических паровых котлов и бойлеров. Стенки котлов постепенно покрываются слоем накипи.
Снижение теплоотдачи ведет к увеличению расхода топлива или электроэнергии, что в свою очередь ведет к образованию прогаров, трещин на трубах и стенках котлов, выводя преждевременно из строя системы отопления и горячего водоснабжения.
В тех случаях, когда вода слишком жесткая и её необходимо умягчить, применяют следующие методы очистки воды:
• термический, основанный на нагревании воды;
• дистилляция или вымораживание;
• реагентный;
• ионообменный;
• обратный осмос;
• электродиализ;
• и комбинированный.
11. Различные способы обеззараживания.
Обеззараживание воды является заключительным этапом подготовки воды питьевой кондиции.
Обычными методами обеззараживания при очистке воды являются:
• хлорирование;
• озонирование воды;
• ультрафиолетовое облучение.
12.Очистка воды в домашнем хозяйстве.
Самый надёжный, эффективный и современный способ очистки питьевой воды - это установка бытовых фильтров для очистки воды. Выбор фильтров достаточно многообразен – фильтры - накопители и проточные фильтры. Фильтры-накопители в виде кувшинов удобны в использовании, не дороги, картридж (кассета), отслуживший свой срок легко заменяется. Проточные фильтры - это фильтры, которые подсоединяются к крану, и фильтрация происходит под давлением воды.
Из народных средств самый доступный способ - кипячение. Воду кипятить следует не больше 15 минут. Слишком долго хранить кипячёную воду не рекомендуется, в кипячёной воде быстрее развиваются микробы. Ещё один минус кипячения воды – это содержание вредных органических примесей.
13. Вода -составляющая организма.
Вода — основа жизни на Земле и основа для существования любого живого существа на планете. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Человеческий организм состоит из 70-80% воды, в некоторых растениях воды содержится до 90% и более.
Вода активно участвуют практически во всех жизненно важных процессах, находится в постоянном движении. С водой в организм поступают все необходимые для жизни элементы и выводятся из организма не нужные, отработанные отходы. Поэтому организм постоянно нуждается в пополнении воды.
Кроме того, вода не вступает во взаимодействие с транспортируемыми ею веществами.
14. Роль воды в биохимических реакциях, протекающих в организме.?!
Биохимические реакции в организме способны протекать только в определенном интервале температур. Среда, которая могла бы поддерживать такую температурную стабильность, должна обладать высокой теплоемкостью и одновременно довольно низкой теплопроводностью. Именно такими свойствами и обладает вода.
15. Защита внутренних органов водной средой.
Жидкая водная среда поместила в эту среду свои жизненно важные органы. Органы оказались в этой водной среде в подвешенном свободном состоянии практически в невесомом состоянии, или, в соответствии с законом Архимеда, в состоянии минимального веса. Соответственно, инерциальные силы были скомпенсированы или сведены к минимуму, что и обеспечило практически полную защищенность внутренних органов от критических перегрузок. На этом примере можно лишний раз убедиться в разумности и рациональности решений природы при создании таких сложных систем, как живые организмы.
16. Вода-источник кислорода.
Кислород атмосферы - продукт разложения воды. Без воды не может быть и дыхания - первого и непременного условия жизни.
17. Заключение
В ходе исследования я расширила свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научилась бережно относиться к воде и экономить ее.
Очевидно, что жизнедеятельность человеческого организма прочно связана с водой.
Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!
Список литературы
1.Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия 2004 г»
Гладский Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте, планете шанс! «Просвещение» 1995 г.
Энциклопедия для детей. Том 17: Химия. - М.: Аванта+, 1999.
http://www.rusfilter.ru/
http://www.isvod.ru
http://www.istok-penza.ru
http://water.sevo44.ru