«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Исследовательская работа по теме "Национальный состав России, Хабаровского края и МОУ СОШ № 34. Определение уровня толерантности школьников" (Власова Полина, Лебедева Настя, ученицы 10 класса)

В работе представлен инетересный статистический материал и ананлиз по данным национального состава в России, в Хабаровском крае и в школе, в которой учится достаточно большое число детей из семй-мигрантов. Так жепредоставлен материал по определению уровня толерантности учащихся данной школы

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34

г.Комсомольска-на-Амуре





















НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

И УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

















Работу выполнили:

Власова Полина

Лебедева Анастасия

учащиеся 10 класса



Руководитель:

Власова Ирина Анатольевна





















2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..стр.3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Основы национальной политики Российской Федерации ………. стр.4

  2. Особенности национального состава Российской Федерации,

Дальневосточного ФО, Хабаровского края ……………………….стр.5

  1. Межнациональные отношения и способы мирного

существования этносов……………………………………………..стр.8

  1. Миграционная ситуация в мире и в России. Причины,

проблемы и пути их разрешения…………………………………..стр.10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Исследование национального состава учащихся школы. ………стр.15

  2. Исследование уровня этнической толерантности учащихся……стр.17

  3. Исследование уровня этнической идентичности старшеклассников …………………………………………………стр.23

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ………..стр.28

  1. Подборка разработок классных часов и бесед о толерантности

  2. Воспитание толерантности на уроках биологии (этнический компонент)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. стр.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ………………………………….стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….стр.















ВВЕДЕНИЕ.

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры) - ведет к перемещению средств и человеческих ресурсов. Огромные потоки мигрантов из бедных стран или государств с кризисной экономикой ищут лучшей жизни в благополучных местах. ООН сообщила, что общее количество мигрантов в мире превысило 230 млн. Проблемы миграции в современном мире настолько волнуют мировое сообщество, что многие страны считают демографию и эффективную миграционную политику приоритетами своей национальной безопасности. В последнее время в СМИ регулярно всплывают факты о взрывах миграционных потоков и проблемах, которые с ними связаны. Если обратиться к масштабам этого процесса, то мы видим, что рост мигрантов идет в геометрической прогрессии. По сведениям, обнародованным IOM (Международной организацией по миграции), в 1960 г. около 3,2 млн человек стали трудовыми мигрантами. К началу 1995 г. их число превысило 35 млн, в 2008 г. достигло 93 млн (что составляет 3% мировых трудовых ресурсов). К 2010 г. насчитывалось 215,8 млн официальных мигрантов и около 100 млн нелегальных трудящихся.

Кроме этого сама Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов. Самый многочисленный народ в России — русские, второй по численности народ Российской Федерации — татары, на третьем месте находятся украинцы. Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и нормах международного права.

Поэтому нас заинтересовал вопрос: «Как изменилась миграционная ситуация, а с ней и национальный состав населения в России, на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, городе и в школе?»

В 2011-12 учебном году в школе было проведено исследование национального состава учащихся, уровня их этнической идентичности и толерантности, были получены интересные результаты и сделаны выводы, которые вывели главную миссию школы и сформировали модель школы, основанную на технологиях диалога культур и полифокусного видения мира.

Нам показалось интересным и полезным провести аналогичное исследование, спустя пять лет, сравнить результаты современные и пятилетней давности.

ПРОБЛЕМА: последние события в мире и России (взрыв миграционных процессов и их последствия) могли сказаться на изменении национального состава края, города, школы.

ГИПОТЕЗА: если в мире и России появляются различные ситуации (чаще всего негативные) на фоне миграционных процессов, то это может сказаться и на особенностях национального состава и уровне толерантности в школе.

ЦЕЛЬ: проанализировать национальный состав и уровень толерантности школьников в сравнении с прошлыми данными, сделать выводы и дать рекомендации по повышению уровня толерантности, что особенно актуально в наше время.

ЗАДАЧИ:

  1. Определить национальный состав России, Дальнего Востока, Хабаровского края, города Комсомольска, а также основы национальной политики Российской Федерации.

  2. Проанализировать миграционную ситуацию в мире, России и на Дальнем Востоке (в Хабаровском крае, в частности) через анализ СМИ

  3. Выявить проблемы межнациональных отношений и способы мирного существования этносов, проблемы миграции в России и пути их разрешения

  4. Провести исследование на предмет определения национального состава школы, сравнить данный с прошлыми результатами

  5. Провести исследование на предмет выявления уровня толерантности и этнической идентичности учащихся школы, сравнить данный результат с прошлыми результатами

  6. Сделать выводы по итогам исследования.

Методы исследования: основные методы – опрос учащихся и классных руководителей, методики «Индекс толерантности» и «Типы этнической идентичности».

В качестве выводов, мы предоставим результаты основных исследований, а в качестве рекомендаций – продукт проекта: подборка разработок классных часов и бесед о толерантном поведении и отношении к людям разных национальностей; подборка этнического компонента на уроках биологии с целью воспитания толерантного отношения средствами предмета «Биология»



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Основы национальной политики Российской Федерации

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства (1).

Национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.

В Конституции России закреплены следующие основы национальной политики:

  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности (глава 2, ст. 19);

  • каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (глава 2, ст. 26);

  • каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (глава 2, ст. 26);

  • не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие расовую или национальную ненависть и вражду; запрещается пропаганда расового, национального, языкового превосходства (глава 2, ст. 29);

  • государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (гл. 3, ст. 69);

  • государство регулирует и защищает права национальных меньшинств (гл.3,ст. 71).

Основной источник данных о национальном составе населения России — переписи населения. Организатором переписи является Федеральная служба государственной статистики. После распада СССР переписи населения на территории России проводились дважды: в 2002 и 2010 годах.

В ходе переписи, проведенной в октябре 2010 года, были собраны данные о численности городского и сельского населения, мужчин и женщин, по национальности, родному языку, владению русским и другими языками. Согласно статье 26 Конституции РФ, опрашиваемые пользовались правом самостоятельно определить свою национальную принадлежность либо добровольно отказаться от ответа на этот вопрос: в переписных листах содержался вопрос о национальной принадлежности, но был предусмотрен вариант «отказ от ответа». (Приложение 1. Национальный состав РФ)

  1. Национальный состав Российской Федерации, Дальневосточного ФО, Хабаровского края

Российская Федерация — многонациональное государство. Национальный состав населения России отличается значительным культурным и языковым разнообразием: на территории страны проживают более 180 народов. Национальный состав — распределение населения страны по признаку национальной принадлежности. Принадлежность человека к той или иной этнической общности (национальности) определяется по совокупности следующих признаков: этническое самосознание, язык, культура, территория расселения, особенности психологии, традиции и обычаи, образ жизни.

По данным переписи 2010 года, самый многочисленный народ — русские, второй по численности этнос — татары, на третьем месте находятся украинцы.

В первое десятилетие 21 века группа крупнейших национальностей России осталась неизменной: к 2010 году в нее по-прежнему входили русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва. Однако численность и процентное соотношение этих народов в национальном составе населения России изменились. Численность русских, татар, украинцев, башкир, чувашей, мордвы сократилась. Наиболее заметно уменьшилось число украинцев, проживающих на территории России: по сравнению с 2002 годом их стало меньше на 1 млн человек. В то же время увеличилась численность чеченцев, армян и аварцев (таблица 1.)


Таблица 1. Изменение численности основных народов РФ

Национальность

1989

2002

2010

Все население

147 020 000

145 170 000

142 860 000

Указавшие национальную принадлежность

147 000 000 (100 %)

143,71 (100 %)

137,23 (100 %)

Русские

119 870 000 (81,53 %)

115 890 000 (80,64 %)

111 020 000 (80,9 %)

Татары

5 520 000 (3,76 %)

5 550 000 (3,87 %)

5 310 000 (3,87 %)

Украинцы

4 360 000 (2,97 %)

2 940 000 (2,05 %)

1 930 000 (1,41 %)

Башкиры

1 350 000 (0,92 %)

1 670 000 (1,16 %)

1 580 000 (1,15 %)

Чуваши

1 770 000 (1,21 %)

1 630 000 (1,14 %)

1 440 000 (1,05 %)

Чеченцы

900 000 (0,61 %)

1 360 000 (0,95 %)

1 430 000 (1,04 %)

Армяне

530 000 (0,36 %)

1 130 000 (0,79 %)

1 180 000 (0,86 %)

Аварцы

540 000 (0,37 %)

810 000 (0,57 %)

910 000 (0,66 %)

Мордва

1 070 000 (0,73 %)

1 840 000 (0,59 %)

740 000 (0,54 %)

Казахи

640 000 (0,43 %)

650 000 (0,46 %)

650 000 (0,47 %)

Азербайджанцы

340 000 (0,23 %)

620 000 (0,43 %)

600 000 (0,44 %)

Даргинцы

350 000 (0,24 %)

510 000 (0,35 %)

590 000 (0,43 %)

Удмурты

710 000 (0,49 %)

640 000 (0,44 %)

550 000 (0,4 %)

Марийцы

640 000 (0,44 %)

600 000 (0,42 %)

550 000 (0,4 %)

Осетины

400 000 (0,27 %)

510 000 (0,23 %)

530 000 (0,39 %)

Национальный состав населения Дальнего Востока и Хабаровского края

Этнический состав населения Дальнего Востока смешанный, с преобладанием русских. Национальные меньшинства представлены коренными народами Крайнего Севера — чукчами, коряками (имеют автономные округа), а также очень малочисленными — нивхами, эвенами, нанайцами и удэгейцами. Эти народы входят либо в палеоазиатскую языковую семью {большинство северных народов), либо в эскимосско-алеутскую семью (эскимосы и алеуты), либо — в тунгусо-маньчжурскую группу алтайских языков (эвены, удэгейцы, нанайцы). Обособленный язык имеют нивхи (4).

На территории Дальнего Востока проживают следующие коренные народы: 
- алеуты (Камчатская обл., Корякский АО), 
- алюторцы (Корякский АО), 
- долганы (Республика Саха (Якутия), 
- ительмены (Корякский АО, районы Камчатской области, Магаданская область), 
- камчадалы (Районы Камчатской области, Корякский АО), 
- кереки (Чукотский АО), 
- коряки (Корякский АО, районы Камчатской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область), 
- нанайцы (Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область), 
- негидальцы (Хабаровский край), 
- нивхи (Хабаровский край, Сахалинская область), 
- ороки (ульта) (Сахалинская область), 
- орочи (Хабаровский край), 
- удыгейцы (Приморский край, Хабаровский край), 
- ульчи (Хабаровский край), 
- чуванцы (Чукотский АО, Магаданская область), 
- чукчи (Чукотский АО, Корякский АО), 
- эвенки (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область), 
- эвены (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский АО, Корякский АО, районы Камчатской области), 
- эскимосы (Чукотский АО, Корякский АО), 
- юкагиры (Республика Саха (Якутия), Магаданская область).



Таблица 2. Национальный состав населения ДВФО и Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре по итогам переписи населения 2010 года (народы с численностью более 0,10 %)

Национальный состав ДВФО, согласно переписи 2010 года.

Всего — 6 293 129 чел.

Национальный состав Хабаровского края, согласно переписи 2010 года.

Всего — 1 343 869 чел

Национальный состав г.Комсомольска н/А, согласно переписи 2010 года.

Всего — 263906 чел

  1. Русские — 4 964 107 (78,88 %)

  2. Якуты — 469 897 (7,47 %)

  3. Украинцы — 154 954 (2,46 %)

  4. Корейцы — 56 973 (0,91 %)

  5. Татары — 40 003 (0,64 %)

  6. Эвенки — 27 030 (0,43 %)

  7. Белорусы — 24 502 (0,39 %)

  8. Эвены (ламуты) — 22 172 (0,35 %)

  9. Узбеки — 19 561 (0,31 %)

  10. Армяне — 19 157 (0,30 %)

  11. Азербайджанцы —

16 150 (0,26 %)

  1. Чукчи — 15 396 (0,24 %)

  2. Нанайцы — 11 784 (0,19 %)

  3. Буряты — 10 942 (0,17 %)

  4. Киргизы — 9 562 (0,15 %)

  5. Китайцы — 8 788 (0,14 %)

  6. Мордва — 8 618 (0,14 %)

  7. Немцы — 8 141 (0,13 %)

  8. Таджики — 7 891 (0,13 %)

  9. Коряки — 7 723 (0,12 %)

  10. Чуваши — 7 402 (0,12 %)

  11. Башкиры — 6 784 (0,11 %)

    1. Русские - 1 182 721 (88,05 %)

    2. Украинцы – 26 803 (1,99 %)

    3. Нанайцы – 11 009 (0,82 %)

    4. Корейцы – 8 015 (0,60 %)

    5. Татары – 7 836 (0,58 %)

    6. Белорусы – 4 804 (0,36 %)

    7. Эвенки- 4 654 (0,35 %)

    8. Китайцы – 3 898 (0,29 %)

    9. Азербайджанцы –

3 618 (0,27 %)

    1. Узбеки - 3 212 (0,24 %)

    2. Армяне – 2 943 (0,22 %)

    3. Ульчи - 2621 (0,20 %)

    4. Нивхи – 2 149 (0,16 %)

    5. Немцы – 1 793 (0,13 %)

    6. Таджики – 1 707 (0,13 %)

    7. Мордва – 1 702 (0,13 %)

    8. Евреи – 1 433 (0,11 %)

    9. Якуты – 1 417 (0,11 %)

    10. Чуваши – 1 388 (0,10 %)

  1. Русские – 230097 (87,18%)

  2. Украины – 4607 (1,74%)

  3. Татары – 1861 (0,71%)

  4. Белорусы – 1042 (0,39%)

  5. Нанайцы – 986 (0,37%)

  6. Азербайджанцы – 821 (0,31%)

  7. Корейцы – 719 (0,27%)

  8. Мордва – 504 (0,19%)

  9. Чуваши – 340 (0,13%)

  10. Узбеки – 302 (0,11%)

  11. Немцы – 282 (0,11%)

  12. Китайцы – 262 (0,09%)




  1. Межнациональные отношения и способы мирного существования этносов

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях (2):

— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами.

В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы. Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, достижение общечеловеческих ценностей.

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:

— отказ от насилия и принуждения;

— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;

— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;

— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями

В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция (2).

Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.

Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлиянии и взаимообогащение национальных культур.

Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры). Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов. Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий.

Основные причины возникновения межнациональных конфликтов: неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам; несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов; быстрое изменение в соот­ношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения; принадлежность к разным религиям и конфессиям; этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими; прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды; крайние формы национализма в официальной политике; предрассудки и стереотипы обыденного сознания; неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов (2).

Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.

Различают несколько форм национализма (2).

1. Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности.

2. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.

3. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов. В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов. Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей (2).

1. Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.

2. Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.

3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.

  1. Миграционные процессы в России и на Дальнем Востоке: особенности и закономерности, проблемы и пути выхода.

Миграционные процессы в России имеют свои закономерности и особенности. Сама по себе миграция оказывает довольно положительное влияние на развитие общества; по большому счету, она выполняет важные функции, которые выражаются в: равномерном перераспределении трудовых ресурсов; преодолении существенных отличий в уровне жизни граждан; взаимном обогащении культур; решении демографического кризиса. Первоисточник этого термина переводится как «странствовать, путешествовать пешком». В более узком понимании, которое миграция приобрела сегодня, ее можно рассматривать как передвижение населения в рамках своего государства или за его пределы.

Миграционные процессы в современной России берут свое начало еще в бывшем Союзе Социалистических Республик, точнее, в процессах после его распада. Именно в тот момент граждане уже несуществующего государства были вынуждены покинуть одну территорию, чтобы обосноваться на другой и не оказаться отрезанными от своих родственников. Кроме того, дальнейшее экономическое и политическое развитие вновь образовавшихся государств, которые некогда были братскими республиками, происходило с разной интенсивностью и сопровождалось разными процессами, которые не всегда заканчивались мирными демонстрациями. В результате такого неравномерного становления возникла ситуация, когда одни республики оказались менее развитыми и пригодными для жизни, чем другие. Это обусловило большой поток мигрантов в РФ из таких, к примеру, стран, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, чьи граждане покидают родные дома в поисках работы и возможности обеспечить свою семью.

Регулярно проводимые исследования в данной области позволяют выделить такие особенности миграционных процессов в России: увеличились масштабы постоянных миграций; повысилась активность в рамках внутреннего перемещения граждан; наибольшее число перемещаемых лиц стало составлять трудоспособное население; количество въехавших в РФ граждан существенно превысило число выехавших из нее; значительно увеличилось число вынужденных переселенцев и беженцев; основной причиной перемещений внутри государства стал поиск работы. (Приложение 2. Итоги международной миграции РФ за 2010-2015 гг. )

Роль государства

Государственное регулирование миграционных процессов в РФ стало первостепенной задачей правительства. Исполнительным и контролирующим органом в этих вопросах является Федеральная миграционная служба, обязанности которой включают: контроль порядка пересечения российской границы; учет прибывших граждан; временную регистрацию иностранцев и россиян; выдачу документов на постоянное и временное проживание; оформление рабочих патентов; присвоение гражданства; выдачу всех видов документов, легализующих статус российских граждан и лиц иностранной принадлежности. Нельзя не отметить и роль самого государства в регулировании всех переселенческих процессов. Речь идет о таких мерах: создание условий для переселения на российскую территорию на постоянной основе соотечественников; разработка индивидуальных механизмов привлечения иностранной рабочей силы; содействие развитию внутренних перемещений граждан, особенно оказание всяческой помощи для переезда в дальневосточные регионы, где наблюдается резкая нехватка рабочей силы и населения в целом; оказание содействия образовательной миграции и академической мобильности граждан; гуманитарная поддержка внутренне перемещенных лиц; правовое регулирование миграционных процессов в РФ, которое отражается в упрощении процедур легализации иностранных граждан; всесторонняя помощь в адаптации мигрантов к новым условиям и их интеграции в российское общество; формирование взаимодействия между принимающим населением и новыми членами общества; противодействие нелегальным перемещениям граждан.

Миграция глазами местных жителей

В последнее время россияне начали испытывать беспокойство в связи с увеличением числа иностранцев. Согласно данным Всемирного Банка, по количеству мигрантов Россия занимает второе место в мире. В будущем ожидается рост численности приезжих из других стран. Чего боятся наши соотечественники? Как правило, это: рост преступности. Среди опасностей, связанных с миграцией, можно перечислить нелегальное использование денежных средств, ввоз оружия, терроризм; контрабанда наркотиков; рост безработицы среди местного населения. Учитывая, что 1/3 рабочих мест в Москве занята мигрантами, можно сделать вывод, что они отняли рабочие места у местных жителей. Однако в этом виноваты не мигранты, а нечестные работодатели, которые предпочитают нанимать нелегалов: те не требуют оплаты больничных, готовы трудиться без выходных за меньшую зарплату, чем местные; распространение болезней; угроза русской идентичности.

Миграция с точки зрения властей

Власти страны признают, что действующая политика (причем не только в отношении внешней, но и внутренней миграции) вызвала проблемы трудовой миграции в России, среди которых: нарушение демографического баланса, отток средств из казны, размывание границ российских социально-культурных ценностей, приток неквалифицированной рабочей силы, рост дешевой рабочей силы, сдерживающий процесс подготовки собственных трудовых резервов, обострение отношений между представителями разных национальностей и религий.

Нельзя не упомянуть и сложности статистического учёта. Несмотря на усилия государственных институтов, система миграционной статистики пока не отлажена. На данный момент сложно точно сказать, сколько мигрантов в России по состоянию на 2016 год. По заверениям экспертов, в начале года в стране находилось 10 000 000 иностранных граждан, причём порядка 4 000 000 из них жило здесь нелегально и ещё 860 000, оформив документы и обязавшись выехать через год, до сих пор остаются в России.

Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции

В международном обмене товарами, деньгами и научно-технической информацией важную роль играет трудовая миграция. Идея работы за границей очень популярна — мигрантов не останавливают ни границы между странами, ни расстояния. По разным причинам переезжают даже жители благополучных стран. Что толкает человека на такие перемены?

Согласно статистике, в 2016 году трудовая миграция в России охватила не только граждан страны, но и иностранцев, прибывших в РФ на заработки. По официальным данным, основными донорами стали следующие государства ближнего зарубежья: Узбекистан (свыше 2 млн мигрантов); Украины (более 2 млн); Таджикистан (около 1 млн). Следует ожидать, что количество приезжих из Украины будет расти.

Внутренняя трудовая миграция в России главным образом обусловлена: неравномерным распределением трудовых ресурсов в разных районах; разным уровнем образования; недостатком квалифицированных или неквалифицированных кадров; неравномерностью социально-экономического развития; отличиями в уровне заработной платы и социального обеспечения; безработицей.

Вынужденная миграция: причины и основные проблемы

Возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков. На поиск нового дома людей толкают главные причины вынужденной миграции: военные действия; межэтнические и религиозные конфликты; политические и другие преследования; стихийные бедствия; экологические и техногенные катастрофы. Согласно Федеральной миграционной программе, принятой Правительством РФ в 1996 году (№ 935), к субъектам вынужденной миграции относятся граждане СССР и постсоветских государств, других стран, лица без гражданской принадлежности и апатриды. Они могут находиться в РФ как на законных основаниях, так и нелегально.

Проблемы миграции в России

Главными проблемами миграции, с которыми столкнулась Россия, можно назвать следующие

Экономические проблемы


Трудовые мигранты все заработанные деньги вывозят из страны, что негативно сказывается на экономике. Труд нелегальных иностранных граждан выгоден только работодателям, потому что за них в бюджет не отчисляются налоги. Положительным моментом является то, что нет необходимости владельцам бизнеса платить большие зарплаты за малоквалифицированный труд, а это повышает конкурентоспособность продукции, выставляемой на продажу.

Культурные проблемы


Иностранцы, приезжающие на работу в Россию, зачастую имеют недостаточное образование, свой язык и веру. Им сложно интегрироваться в общество местных жителей, поэтому они объединяются в этнические группы, продолжая свои традиции. Чаще всего они даже не рассчитывают на взаимодействие с населением страны, а иногда и противопоставляют себя обществу. Толерантные граждане России находят плюсы в общении с мигрантами, таким образом узнавая новые культурные традиции других народов, изучая их язык или создавая интернациональные семьи, тем самым решая проблему прироста населения в России.

Криминогенные проблемы


Не найдя работу, удовлетворяющую личным запросам, или с целью заработка незаконным путем, часть мигрантов ведет криминальный образ жизни, участвуя в уголовных группировках или поставляя в страну наркотики.

Проблемы внутренней миграции

Из-за упадка производства в небольших населенных пунктах России работоспособное население переезжает в крупные города в поисках работы. При этом россияне вынуждены работать за минимальные зарплаты, которые вполне устраивают иностранцев, а мелкие города продолжают деградировать.

Проблема миграции из страны

В США, Канаду и развитые страны Европы отправляются высококлассные специалисты, претендующие на достойные должности в престижных компаниях и соответственно проходящие жесткий отбор.

Пути решения проблем миграции

Чтобы решить миграционные проблемы в России и сделать сотрудничество взаимовыгодным, необходимо позаботиться о создании приемлемых условий для мигрантов, помочь им в получении официальных разрешений на работу. Не менее важно сформулировать перечень востребованных профессий и усовершенствовать методы статистики. В целом приток мигрантов выгоден России, ведь они производят до 12% ВВП страны. Пользу из труда мигрантов извлекают как наниматели, так и многие учреждения: банки, телефонные операторы, авиалинии и пр. Кроме того, приезжие готовы выполнять тяжелую физическую работу, которая не привлекает местных жителей. Сложности с прибытием рабочих из-за рубежа дополняют проблемы межрегиональной миграции в современной России. Возникла тенденция перемещения жителей северной части страны, Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы. Демографы назвали это явление Западным дрейфом. Более 66% мигрантов двинулись в Центральный федеральный округ, тогда как миграционный баланс остальных округов приблизился к нулю.

Столкнувшись с проблемами миграции, Правительство России в 2015 году ужесточило миграционное законодательство. Теперь каждый желающий приехать на заработки из стран ближнего зарубежья должен:

  • сдать интеграционный экзамен на знание русского языка, истории и основ права России;

  • въезжать на территорию РФ только по загранпаспорту;

  • приобрести патент на работу в регионе проживания.

Все эти меры значительно пополняют бюджет государства и позволяют более тщательно контролировать поток мигрантов. Кроме того, нововведения предусматривают огромные штрафы за привлечение нелегалов к труду и депортацию за нарушение миграционных законов.

Для граждан России Правительство внедрило ряд стимулирующих мероприятий:

  • выплату субсидий и сокращение налогов для работодателей, привлекающих к работе россиян из других регионов;

  • выплату «подъемных» для желающих переселиться в развивающиеся области страны;

  • программу переселения соотечественников.

Проблемы с миграцией в России существуют. Целый комплекс мероприятий должен помочь интегрировать в общество иностранцев, узаконить их нахождение, а также стимулировать россиян к работе в России, вкладывая свой опыт и профессионализм в развитие экономики и культуры страны.



Миграционные процессы на Дальнем Востоке.

Динамика численности населения на Дальнем Востоке отражает общероссийскую тенденцию, с 1991 г. Происходит его постоянное сокращение (Приложение 3. Численность населения Дальнего Востока). Темпы падения численности населения за период с 1992 по 1997 г. составляют от 1% до 2% в год, что выше общероссийского показателя. Наибольшая численность населения проживает в Приморском крае, доля Приморского края в общей численности населения, проживающего на Дальнем Востоке, по сравнению с другими регионами увеличивается. Хабаровский край по данному показателю занимает второе место (21% в 1998г.)

Миграция всегда была базовым источником формирования населения на Дальнем Востоке. Тезис привлечения и закрепления населения присутствовал в Программах развития российского Дальнего Востока 1987 и 1992 гг. В последней Программе до 2010 г. этого тезиса уже нет. За 1991-2002 гг. миграция составила 88,5 % (945,0 тыс. чел.) от общего сокращения числа жителей на Дальнем Востоке. Почему такое происходит? Исчезли два стимула у населения: первый - ощущение нужности и второй - преимущество в доходах. Картина территориального движения населения в России изменилась коренным образом, прервав надолго движение населения на север и восток страны. Поэтому не случайно, что на столь обширной территории Дальнего Востока проживает населения меньше, чем в Москве.

Пик миграционного оттока пришелся на 1992-1995 гг., когда шел процесс интенсивного оттока населения из северных территорий региона, обусловленный тем, что былые установленные государством льготы и надбавки к заработной плате в условиях галопирующей инфляции не только потеряли стимулирующую роль, но и не обеспечивали поддержание достойного уровня жизни. За годы рыночных преобразований российский Дальний Восток потерял более 1,4 млн. чел. В настоящее время демографическая и миграционная ситуация в регионе продолжает ухудшаться, что в некоторых научных и политических кругах интерпретируется в виде вопроса «быть или не быть в долгосрочной перспективе региону в составе России»

Вместе с тем наблюдается ситуация сокращения объемов отрицательного сальдо миграции. Можно было бы расценивать эту ситуацию как позитивную. Однако здесь дело в том, что сократились объемы миграции по прибытию. Значит, уменьшилась и возвратная миграция. И еще: население, ориентированное на выезд, в основном уже покинуло регион. Но потенциальных мигрантов у нас еще много. Так, миграционный отток в 2003 г., превысил прибывших на 18,6 %.

За последние годы произошли изменения в направленности миграционных потоков: сокращается миграционное партнерство с регионами России и растет доля внутрирегиональных взаимодействий.

Основные внутрирегиональные миграционные потоки сосредоточены в южной зоне Дальнего Востока. Наиболее притягательными для мигрантов являются Хабаровский и Приморский края ( Приложение 4. Миграция на Дальнем Востоке)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Исследование национального состава учащихся школы.

Цель: установить национальный состав учащихся школы, сравнить полученные данные с результатами 2012 года, соотнести с данными переписи населения в городе, крае и ДВФО (по итогам 2010 г.)

Методика: опрос классных руководителей, анализ личных дел учащихся


По данным 2011-12 учебного года

По данным 2016-17 учебного года

Количество учащихся, из них:

876 (1-9 классы)

954 (1-9 классы)

Представители славянской национальности (русские, украинцы, белорусы)

Более 800 чел (91%)

Более 900 чел (94%)

Представители кавказских народов (азербайджанцы, армяне)

40 чел (4,6%)

21 чел (2,2%)

Представители среднеазиатских народов (узбеки, казахи, таджики)

12 чел (1,4%)

3 чел (0,3%)

Представители коренных народов Дальнего Востока

5 чел (0,6%)

6 чел (0,6%)

Представители восточноазиатских народностей (корейцы)

3 чел (0,3%)

4 чел (0,4%)

Сравнение представителей разных национальностей в школе (2016 год), городе (2010 г), крае (2010 г), регионе (2010 г), в %


СОШ

№ 34

Г.Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край

Дальний Восток

Русские

Более 90

87,18

88,05

78,88

Украинцы

1,1

1,74

1,99

2,46

Нанайцы

0,6

0,37

0,82

0,19

Азербайджанцы

2,2

0,31

0,24

0,26

Корейцы

0,4

0,27

0,60

0,91

Узбеки

0,3

0,11

Менее 0,1

0,31

Татары

0,8

0,71

0,58

0,64

Вывод:

  1. В школе преобладают учащиеся-славяне

  2. Среди представителей неславянских этносов больше всего азербайджанцев

  3. Если сравнить данные национального состава в 2012 и 2017 годах, то видно снижение числа детей неславянской национальности почти в 2-3 раза. Это снижение характерно и для города в целом, что было связано с некоторыми изменениями в миграционной политике, когда несколько семей были депортированы обратно на родину, в связи с отсутствием у них права на жительство в РФ, а также введение новых требований для мигрантов (что снизило их поток на Дальний Восток, в частности)

  4. Если сравнить полученные данные национального состава по школе с данными переписи населения в 2010 году в городе, крае и регионе, то количество азербайджанцев в школе больше. Так, например, в городе представителей Азербайджана – 0,31% от общего числа жителей, а в школе – 2,2% от общего числа учащихся (в 7 раз больше среднегородской доли).

  5. Надо обратить внимание, что почти по всем основным категориям в школе % выше , чем в среднем по городу.

  6. Мы действительно можем считать свою школу – полиэтнической, несмотря на то, что количество детей других национальностей (неславянских) снизилось по сравнении с 2012 годом (причины в пункте 3)

Анкета для учащихся-азербайджанцев. Из всех представителей этносов, азербайджанцы составляют самую большую долю, поэтому мы предложили ребятам ответить на следующие вопросы. Анкету мы предложили 22 детям-азербайджанцам. Были получены следующие данные:

Вопрос анкеты

Ответы

  1. Мама. Национальность и место работы

Азербайджанка – 19

Не азербайджанка – 3

Домохозяйка – 19

Продавец – 3

  1. Папа. Национальность и место работы

Азербайджанец – 22

Предприниматель - 14

Таксист – 5

Парикмахер – 1

Безработный – 1

  1. Сколько лет живете в городе, причины переезда


Менее 5 лет – 3

5-10 лет – 4

Более 10 лет - 15

Работа родителей – 11

По желанию родителей – 6

С рождения живу - 5

  1. Какие национальные традиции соблюдаете дома

Праздники – 10

Другое – 12

  1. Разговариваете ли дома на своем языке и как часто

Всегда – 6

Часто – 5

Иногда – 9

Не разговаривают – 3

  1. Оценка по русскому языку. Какие трудности в обучении испытываете?

«5» - 2 «4» - 12 «3» - 6

Проанализировав ответы учащихся, мы пришли к следующему выводу:

  1. У всех детей отцы – азербайджанцы, но три семьи – смешанные (мамы – русские).

  2. В основном мамы – домохозяйки , только в трех семьях мамы работают в сфере торговли, а папы в большей степени являются предпринимателями (64%), а также таксистами (23%).

  3. Из опрошенных ребят 68% живут в городе более 10 лет, только14% - переехали в город недавно (живут меньше 5 лет). Основная причина – работа родителей.

  4. Почти во всех семьях стараются соблюдать национальные традиции, в первую очередь – праздники, и другие традиции (употребление блюд национальной кухни, молитвы и др.)

  5. На вопрос: «разговариваете ли вы дома на своем родном языке и как часто» - в 6 семьях всегда говорят на родном языке (27%), очень часто в 5 семьях (23%), только в 3 семьях не разговаривают на азербайджанском (это в смешанных семьях). Таким образом половина детей-азербайджанцев дома всегда или почти всегда говорят на родном языке.

  6. При этом у детей оценки по русскому языку достаточно высокие – 73% опрошенных имеют «4» и «5» и трудностей в обучении почти не испытывают. Хотя, отвечая на этот вопрос, допускали ошибки («нармально», «граматность», «некакие»). Но были и такие ответы: «трудно окончания в прилагательных, род существительных», мало уверенности и слабая языковая подготовка», «плохо понимаю русскую речь». Все дети, которые испытываю трудности в обучении, по ответам анкеты, дома разговаривают только на своем языке

    1. Исследование уровня этнической толерантности учащихся

Цель: определить уровень этнической толерантности учащихся 5-9-х классов и сравнить полученные данные с результатами опроса 2012 и 2014 годов.

Результаты исследования.

Класс

Высокий

Средний

Низкий

Класс

Высокий

Средний

Низкий

6

14

7

2

15

3

3

14

5

1

18

2

6

13

0

0

14

4

3

23

1

3

20

3

Итого в 5-х кл

18

64

13

Итого в 8-х кл

6

67

15

15

8

0

5

8

0

2

21

1

12

14

0

5

15

2

7

15

2

1

15

2

Итого в 9-х кл

24

39

2

Итого в 6-х кл

23

59

5

2

22

0

Итого в 5-9-х классах

439 чел

83/ 19%

308/70%

48/11%

3

15

0

0

14

4

6

16

4

1

12

5

Итого в 7-х кл

12

79

13



Диаграмма 1. Уровень толерантности учащихся школы (по параллелям)





Диаграмма 2 . Уровни этнической толерантности (по параллелям)





Вывод:

1) Всего в данном исследовании приняло участие 439 учащихся 5-9 классов

5 классы - 96 учащихся 6 классы - 87 учащихся

7 классы – 104 учащихся 8 классы - 88 учащихся

9 классы – 63 учащихся



2) Во всех возрастных группах преобладает средний уровень толерантности (от 62% до 76%).

      1. С большим процентом высокого уровня толерантности можно выделить параллель 9-х классов – 38% учащихся, особенно в 9Б классе (46%). Здесь же и самый низкий процент низкого уровня толерантности – 3%). Кстати, в 9Б классе наблюдается самый высокий процент учащихся другой национальности (14% азербайджанцев)

      2. В параллели 8-х классов наблюдается очень низкий процент учащихся с высоким уровнем толерантности (всего 5%) и на этом фоне – высокая доля учащихся с низким уровнем (19%).

      3. Если сделать анализ уровня этнической толерантности по классам, то:

- самый большой уровень высокой степени толерантности наблюдается в 6А классе (65% от всех шестиклассников с высоким уровнем) и в 9Б классе (50% от всех девятиклассников с высоким уровнем

      1. Самый большой процент учащихся с низким уровнем толерантности в 5А классе (54% от всех пятиклассников с низким уровнем), в 8 А классе (50% от всех восьмиклассников с низким уровнем)

      2. Однако есть классы, которые показали нулевой показатель низкого уровня – 5В, 6А, 7А, 7Б, 9А, 9Б.

Диаграммы 3-4. Индекс толерантности в 5-х классах

Вывод: в 5-х классах высокий уровень этнической толерантности составил 19% (так же как в среднем по школе). Больше всего учащихся с высоким уровнем наблюдается в 5А и 5В классах, а также в 5А классе много учащихся с низким уровнем.



Диаграммы 5-6. Индекс толерантности в 6-х классах

Вывод: в 6-х классах высокий уровень этнической толерантности составил 26%, что выше среднего по школе. Больше всего учащихся с высоким уровнем наблюдается в 6А, и ни одного учащегося с низким уровнем.

Диаграммы 7-8. Индекс толерантности в 7-х классах

Вывод: в 7-х классах высокий уровень этнической толерантности составил 12%, что ниже среднего по школе на 7% (это достаточно много). Больше всего учащихся с высоким уровнем наблюдается в 7Г классе, а в 7Д много учащихся с низким уровнем.

Диаграммы 9-10. Индекс толерантности в 8-х классах

Вывод: в 8-х классах высокий уровень этнической толерантности составил всего 7%, что ниже среднего по школе в 2,5 раза (что очень плохо). В 8В нет ни одного учащегося с высоким уровнем, а в 8А много 6 человек с низким уровнем.

Диаграммы 11-12. Индекс толерантности в 9-х классах

Вывод: в 9-х классах высокий уровень этнической толерантности составил 37%, что выше среднего по школе в 2 раза (это очень хороший результат). Больше всего учащихся с высоким уровнем наблюдается в 9Б и ни одного учащегося с низким уровнем. В 9К есть 2 человека с низким уровнем, в остальных классах учащихся с низким уровнем нет.

Первые «пилотные» классы, которые в 2012 году начали работать по новым образовательным стандартам, проходили такое тестирование в 2012 (когда учились 5 классе, в 2014 году - учились в 7 классе и сейчас, в 2017 году, на выпуске 9 класса). Мы провели сравнение показателей этнической толерантности в 9А,Б,К классах (в сравнении с результатами в 2012, 2014 годах) и получили следующие данные (см. таблицу и диаграммы 13-14 )

Таблица . Индекс этнической толерантности в 9-х классах

в сравнении с прошлыми данными, в %

Уровень

2012г

2014г

2017г

2012г

2014г

2017г

2012г

2014г

2017г

Высокий

0

22

38

12

23

46

4

13

29

Средний

62

70

62

75

73

54

54

52

63

Низкий

38

7

0

13

4

0

41

35

8







Диаграмма 13. Изменение индекса толерантности в 9-х классах

(в сравнении с прошлыми данными). Высокий уровень, в %

Диаграмма 14. Изменение индекса толерантности в 9-х классах

(в сравнении с прошлыми данными). Низкий уровень, в %

Вывод:

  1. Приятно было отметить тот факт, что во всех классах показатель высокого уровня постепенно увеличивался: в 9А на 38%, в 9Б – на 34%, в 9К – на 25%.

  2. При этом мы видим, что также постепенно снижалось количество учащихся с низким уровнем толерантности: в 9А с 38% до 0%, в 9Б с 13% до 0% (здесь уже с пятого класса всегда был маленький % учащихся с низким уровнем), в 9К с 41% до 8%.

    1. Исследование уровня этнической идентичности старшеклассников

Цель: выявить степень этнического самосознания путем выявления типов этнической идентичности учащихся 9-11 классов и сравнить полученные данные с результатами опроса 2012 года

Методика. Методика диагностики типов этнической идентичности

(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) – (Приложение )

Результаты.

Уровень

Класс

Гипоидентичность

Норма

Гиперидентичность

Этнони-гилизм

Этно-индиф-фирент-ность

Позитив-ная этн. идентич-ность

Этно-эгоизм

Этно-изоляци-онизм

Этно-фанатизм

Низкий

10

1

0

14

15

9

22

0

1

20

22

12

21

1

2

18

19

14

10

16

0

3

10

17

10

11

22

1

1

12

17

16

итого

91

3

7

74

90

61

Средний

10

14

14

6

5

10

2

22

1

3

2

12

4

11

8

6

5

10

10

6

18

19

10

5

12

11

2

20

12

11

7

7

итого

24

85

54

33

24

51

Высокий

0

5

6

0

0

1

0

2

20

1

0

0

1

13

16

2

2

2

10

0

4

2

2

0

0

11

0

3

11

1

0

1

итого

1

27

55

6

2

4

Диаграмма 15. Норма (позитивная этническая идентичность), %

Вывод: во всех классах наблюдается высокая доля нормального (позитивного) отношения к своей этнической принадлежности (особенно в 9Б, 9К классах высокий уровень составляет 90% и 61% соответственно). Самый низкий % высокой позитивной этнической идентичности в 10 классе (всего 8%)

Диаграмма16. Этнонигилизм, %

Вывод: Почти во всех классах низкий уровень этнонигилизма составляет более 70% (это хороший показатель), в 9А классе число ребят с высоким и средним уровнем равное.

Диаграмма 17. Этническая индифферентность, %

Вывод: как видно из диаграммы во всех классах есть учащиеся, для которых характерна неопределенность этнической принадлежности, которые относятся безразлично к своей этнической принадлежности, больше всего таких ребят в 9К классе (50%), меньше в 9Б (всего 8%).

Диаграмма 18. Этноэгоизм, %

Вывод: низкий уровень этноэгоизма особенно высок в 9Б (83%) и в 9К (69%). Во всех классах, кроме 9А, есть ребята с высоким уровнем этноэгоизма (особенно в 10 и 9К классах), т.е. для этих ребят свойственно раздражение в общении с представителями других этнических групп

Диаграмма 19. Этноизоляционизм, %

Вывод: во всех классах наблюдается низкий уровень этноизоляционизма (особенно в 9Б классе), только в 9К классе есть ребята с высоким уровнем.

Диаграмма 20. Этнофанатизм, %

Вывод: как видно из графика низкий уровень этнофанатизма от 45 до 67% , однако в трех класс наблюдается небольшой процент и высокой степени фанатизма (в 9К, 9А, 11 классах).

Сравнение показателей этнического самосознания старшеклассников (в сравнении с результатами в 2012 года)


Низкий

Средний

Высокий


2012 год

2017 год

2012 год

2017 год

2012 год

2017 год

Этнони-гилизм

83%

78%

17%

21%

0%

1%

Этно-индиф-фирент-ность

2%

3%

68%

73%

30%

24%

Позитив-ная этн. идентич-ность

0%

6%

42%

47%

58%

47%

Этно-эгоизм

59%

63%

39%

28%

2%

9%

Этно-изоляци-онизм

68%

77%

24%

20%

8%

3%

Этно-фанатизм

42%

53%

48%

44%

10%

3%

Вывод:

  1. Если сравнить данные позитивной этнической идентичности (норма), то видно, что учащихся с высоким уровнем стало меньше на 11% и появились учащиеся с низким уровнем.

  2. Проявление гипоидентичности: этнонигилизм - повысился высокий и средний уровни на 5%, при этом высокий и средний уровни этноиндиффирентности практически не изменился.

  3. Гиперидентичность проявляется в трех состояниях и во всех них повысилось число учащихся с низким уровнем и снизилось число учащихся с высоким уровнем (кроме этноэгоизма), что очень хорошо.











РЕКОМЕНДАЦИИ. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.

Как мы видим, актуальность национального вопроса, миграции и толерантного отношения к людям разных этносов, с каждым годом в современном обществе возрастает. Поэтому мы считаем, что российское образование должно способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к людям другой этнической принадлежности, где в рамках поликультурного образования особое внимание необходимо уделять межэтническим отношениям. Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения является важной еще и потому, что в настоящее время происходит активизация международного терроризма и межнациональных конфликтов. Воспитание толерантности у современного российского ребенка – это гарантия безопасности российского государства в будущем.

В связи с этим мы предлагаем следующие продукты:



  1. Подборка разработок классных часов и бесед о толерантности.

Современное российское общество в силу своей полиэтничности, многоязычности и поликультурия требует усиления внимания к воспитанию межкультурной толерантности школьников, так как от её результативности зависит мирное сосуществование народов и взаимное обогащение различных культур. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции, воспитания толерантности. В сетях Интернета мы постарались подобрать различные классные часы и беседы для учащихся разного возраста. Хотелось бы отметить, что в интернете достаточно материала о толерантности, но если мы говорим об одном из проявлений толерантного поведения – это этнокультурная толерантность, то материал ограничен в количестве.

Название беседы/

классного часа

Класс

Название беседы/

классного часа

Класс

Путь к толерантности

1-4

Мы разные, но мы вместе

6-9

Мы – люди одной планеты

4-6

На планете «Толерантность» (+ презентация)

7-9

Этническая толерантность (+презентация к беседе)

5-7

День толерантности

9-11

Толерантность – путь к миру

6-8

Презентация «Беседа о толерантности»

7-9





  1. Материал, который можно использовать в качестве этнического компонента на уроках (на примере уроков биологии).

Изучение биологического разнообразия, раскрытие взаимоотношений между различными видами дает возможность показать школьникам, что все живые организмы существуют между двумя крайностями (оптимум-минимум) и вынуждены приспосабливаться к совместному существованию. Только это позволяет им выжить. Мы тоже живые существа и если не научимся искать компромисс, то в итоге это может привести нас к катастрофе. Анализ содержания школьного курса биологии показывает, что он содержит обширный и разнообразный материал, позволяющий продемонстрировать примеры и дающий возможность сформировать навыки толерантного поведения школьников. (Приложение )



Надеемся, что данная подборка материалов будет полезна и для классных руководителей, и для учителей-предметников (пока только для учителей биологии, но по нашему образцу можно составить перечень таких материалов по разным разделам учебной программы и по другим предметам).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Россия всегда была многонациональной страной. Особенностью структуры населения является многонациональность и наличие большого числа переселенцев из других регионов России и стран СНГ. Поэтому вопрос о взаимо​действии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ, всег​да был и остается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости от​дельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен​ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело​века с самого детства такого качества, как терпимость. Поэтому мы и решили предложить в качестве продукта к нашему проекту беседы, направленные на формирование толерантного поведения в обществе и, в первую очередь, к людям разных национальностей.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Национальный состав РФ (по итогам переписи населения 2010 г



Национальность

Количество

Национальность

Количество


Все население РФ

142 856 536


Указавшие национальную принадлежность

137 227 107


Не указали национальн принадлежность

5 629 429

1

Абазины

43 341

73

Мордва (в т. ч. мордва-мокша, мордва-эрзя)

744 237

2

Абхазы

11 249

74

Нагайбаки

8 148

3

Аварцы (в т.ч. 

андийцы, арчинцы, ахвахцы, 

багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндалы, хваршины, чамалалы)

912 090

75

Нанайцы

12 003

4

Агулы

34 160

76

Нганасаны

862

5

Адыгейцы

124 835

77

Негидальцы

513

6

Азербайджанцы

603 070

78

Немцы (в том числе меннониты)

394 138

7

Алеуты

482

79

Ненцы

44 640

8

Алтайцы (в т. ч. теленгиты, тубалары, челканцы)

238

80

Нивхи

4 652

9

Американцы

1 572

81

Ногайцы (в т. ч. карагаши)

103 660

10

Арабы

9 583

82

Орочи

596

11

Армяне (в т. ч. черкесогаи)

1 182 388

83

Осетины (в т. ч. осетины-дигорцы, осетины-иронцы)

528 515

12

Ассирийцы

11 084

84

Пакистанцы

507

13

Афганцы

5 350

85

Памирцы

363

14

Балкарцы

112 924

86

Персы

3 696

15

Башкиры

1 584 554

87

Поляки

47 125

16

Белорусы

521 443

88

Румыны

3 201

17

Бесермяне

2 201

89

Русины

225

18

Болгары

24 038

90

Русские (в т. ч. казаки, поморы)

11 101 6896

19

Боснийцы

256

91

Рутульцы

35 240

20

Британцы

950

92

Саамы

1 771

21

Буряты

461 389

93

Селькупы

3 649

22

Венгры

2 781

94

Сербы

3 510

23

Вепсы

5 936

95

Словаки

324

24

Водь

64

96

Словенцы

1 008

25

Вьетнамцы

13 954

97

Сойоты

3 608

26

Гагаузы

13 690

98

Среднеазиатские евреи

32

27

Горские евреи

762

99

Табасараны

146 360

28

Греки

85 640

100

Таджики

200 303

29

Грузинские евреи

78

101

Тазы

274

30

Грузины (в т. ч. аджарцы, ингилойцы, лазы, мегрелы, сваны)

157 803

102

Талыши

2 529

31

Даргинцы (в т. ч. кайтагцы, кубачинцы)

589 386

103

Татары (в т. ч. астраханские татары, кряшены, мишари, сибирские татары)

5 310 649

32

Долганы

7 885

104

Таты

1585

33

Дунгане

1651

105

Телеуты

2 643

34

Евреи

156 801

106

Тофалары

762

35

Езиды

40 586

107

Тувинцы (в т. ч. тувинцы-тоджинцы)

263 934

36

Ижорцы

266

108

Турки

105 058

37

Ингуши

444 833

109

Турки-месхетинцы

4 825

38

Индийцы

4 058

110

Туркмены

36 885

39

Испанцы

1 162

111

Удины

4 267

40

Итальянцы

1 370

112

Удмурты

552 299

41

Ительмены

3 193

113

Удэгейцы

1 496

42

Кабардинцы

516 826

114

Узбеки

289 862

43

Казахи

647 732

115

Уйгуры

3 696

44

Калмыки

183 372

116

Уйльта

295

45

Камчадалы

1 927

117

Украинцы

1 927 988

46

Караимы

205

118

Ульчи

2 765

47

Каракалпаки

1466

119

Финны (в т. ч. финны-ингерманландцы)

20 267

48

Карачаевцы

218 403

120

Французы

1 475

49

Карелы

60 815

121

Хакасы

72 959

50

Кереки

4

122

Ханты

30 943

51

Кеты

1219

123

Хемшилы

2 047

52

Киргизы

103 422

124

Хорваты

304

53

Китайцы

28 943

125

Цыгане

204 958

54

Коми (в т. ч. коми-ижемцы)

228 235

126

Цыгане среднеазиатские

49

55

Коми-пермяки

94 456

127

Черкесы

73 184

56

Корейцы

153 156

128

Черногорцы

181

57

Коряки

7 953

129

Чехи

1898

58

Крымские татары

2 449

130

Чеченцы (в т. ч. чеченцы-аккинцы)

1 431 360

59

Крымчаки

90

131

Чуванцы

1 002

6

Кубинцы

676

132

Чуваши

1 435 872

61

Кумандинцы

2 892

133

Чукчи

15 908

62

Кумыки

503 060

134

Чулымцы

355

63

Курды (в т. ч. курманч)

23 232

135

Шапсуги

3 882

64

Лакцы

178 630

136

Шорцы

12 888

65

Латыши (в т. ч. латгальцы)

18 979

137

Эвенки

37 843

66

Лезгины

473 722

138

Эвены

22 383

67

Литовцы

31 377

139

Энцы

227

68

Македонцы

325

140

Эскимосы

1 738

69

Манси

12 269

141

Эстонцы (в т. ч. сету)

17 875

70

Марийцы (в т. ч. горные марийцы, лугово-восточные марийцы)

547 605

142

Юкагиры

1 603

71

Молдаване

156 400

143

Якуты

478 085

72

Монголы

2 986

144

Японцы

888





Другие

66 648





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Графики итоги и структура миграции России









ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Численность населения Дальнего Востока

Численность населения

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

7 950 000

↗8 044 797

↗8 063 568

↘8 011 717

↘7 851 010

↘7 714 475

↘7 518 302

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

↘7 360 419

↘7 248 027

↘7 136 805

↘7 027 462

↘6 913 279

↘6 832 034

↘6 692 865

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

↘6 679 743

↘6 634 143

↘6 592 959

↘6 546 926

↘6 508 942

↘6 486 419

↘6 460 094

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

↘6 293 129

↘6 284 932

↘6 265 833

↘6 251 496

↘6 226 640

↘6 211 021

↘6 194 969

2017







↘6 184 538







ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Миграции на Дальнем Востоке





ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

  1. Национальный состав России. http://megabook.ru/article/

  2. Межнациональные отношения http://megabook.ru/article/

  3. Основные проблемы миграции в России и пути их разрешения http://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-informaciya/problemy-migracii.html

  4. Население Дальнего Востока. http://biofile.ru/geo/

  5. Население Хабаровского края. https://ru.wikipedia.org/wiki

  6. Национальный состав и владение языками, гражданство населения . Итоги всероссийской переписи населения 2010 года по Хабаровскому краю. Статистический сборник. Хабаровск, 2012

  7. Модель школы, основанная на технологиях диалога культур и полифокусного видения объекта. (Из опыта работы МОУ СОШ № 34). Хабаровск, 2013 год.

  8. Формирование толерантного поведения на уроках биологии. Будко М.В., http://festival.1september.ru/articles/630219/

  9. Вопросы толерантности в школьном курсе "Биология». Моритоева Г.Ц.,

http://festival.1september.ru/articles/569380/





























ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика диагностики типов этнической идентичности

(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.


Я – человек, который…

1) предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам.

2) считает, что межнациональные браки разрушают народ .

3) часто ощущает превосходство людей другой национальности.

4) считает, что права нации всегда выше прав человека .

5) считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения.

6) предпочитает образ жизни только своего народа .

7) обычно не скрывает своей национальности .

8) считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности .

9) часто испытывает стыд за людей своей национальности .

10) считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа .

11) не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную .

12) нередко чувствует превосходство своего народа над другими .

13) любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов .

14) считает строго необходимым сохранять чистоту нации .

15) трудно уживается с людьми своей национальности .

16) считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей.

17) безразлично относится к своей национальной принадлежности .

18) испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь .

19) готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия .

20) считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов .

21) часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности.

22) считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами.

23) считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории.

24) раздражается при близком общении с людьми других национальностей.

25) всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре.

26) считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур .

27) не уважает свой народ.

28) считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу.

29) никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам.

30) считает, что его народ не лучше и не хуже других народов


Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла; "скорее согласен" – 3 балла; "в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла; "скорее не согласен" – 1 балл; "не согласен" – 0 баллов.


Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).


В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности.

от 0 до 7 баллов – низкий уровень

от 8 до 15 балов – средний

от 16 до 20 балов – высокий



Методика. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)



Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, «не согласен» - 2 б, «скорее не согласен» - 3 б, «скорее согласен» - 4 б, «согласен» - 5 б, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

1. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

2. К людям других национальностей станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

3. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

4. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальн.

5. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

6. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

7. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

№ 1, 2, 3, 6 – обратные утверждения № 4, 5, 7 – прямые

36-42 балла – высокий уровень этнической толерантности

20-31 – средний 7 - 19 – низкий





28


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее