«Зимний фестиваль знаний 2025»

Исследовательская работа по истории "Александр Невский: князь, полководец, дипломат"

Наша страна, находясь между двух огней Западом и Востоком, не могла боротся против обоих из-за раздробленности княжеств и отсутствия единства между князьями. Цель состояла в выживании. Нужно было принять протекторат одной, чтобы противостоять другой. Этот нелегкий выбор выпал именно Александру Невскому. У него было два пути: заручится поддержкой Запада и выступить, потеряв свои свои западные территории, против монголо-татар или пользуясь поддержкой Востока сохранить свою территорию и Русскую суть, но пытаться восстановить единую и целостную Русь

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казеннное общеобразовательное учреждение

«Малодербетовская средняя общеобразовательная школа №2»
















Исследовательская работа по истории

Александр Невский: князь, полководец, дипломат.



Работу выполнил: ученик 6 «А» класса

Пересада Денис

Руководитель: Амоскаев Валерий

Николаевич, учитель истории







с.Малые Дербеты

2018




Содержание.

  1. Введение.

  2. Александр Невский:

  1. Род Александра и начало его княжения

  2. Невская битва

  3. Ледовое побоище

  4. Александр Невский и Дипломат

  5. Святой русской православной церкви

  6. Защитник, строитель и собиратель русских земель

  1. Заключение.

  2. Приложения


























Введение.


Россия, находясь между западом и востоком, соединяет в себе черты Восточных и Западных культур, но в тоже время индивидуальна. Также не похожа на других наша история. Наша страна за годы своего существования участвовала во многих войнах, в некоторых из них присоединяли новые земли, а в некоторых наоборот их теряли. В 1230 годах монголо-татары захватили Русь. Однако в 1240-1250 годах над Россией стала угроза не только потерять территорию, но и саму Русскую суть, индивидуальность, непохожесть на других. Наша страна, находясь между двух огней Западом и Востоком, не могла бороться против обоих из-за раздробленности княжеств и отсутствие единства между князями. Цель состояла в выживании. Нужно было принять протекторат одной, чтобы противостоять другой. Этот нелёгкий выбор выпал именно Александру Ярославовичу. У него было два пути: заручится поддержкой Запада и выступить, потеряв свои западные территории, против монголо-татар или пользуясь поддержкой Востока сохранить свои территории и Русскую суть, попытаться восстановить единую и целостную Русь. Он выбрал Восток и выступил вместе с монголо-татарами против Запада, понимая, что только так Русь сохранит свою индивидуальность, неповторимость, духовную целостность. Этот факт привёл к дискуссии, которая продолжается и по сей день: какое нападение составляло большую угрозу для целостности и самостоятельности нашего государства, почему Александр Невский назвал более опасным нашествие ливонского ордена, а не монголов. В чём же заслуги Александра Невского перед Россией.

За минувшие века отношение к князю менялось. В Московской Руси Александр был одним из наиболее чтимых святых князей. Признавалось его величие и в имперскую эпоху. Но уже с 19 века, сначала на волне Романтизации новгородских вольностей, которые Александр отнюдь не жаловал, восприятие его впервые стало меняться. Пика эта тенденция достигла после 1917 года – и резко спала во второй половине 1930-х. Тогда Александр был включен в новый патриотический пантеон как борец за независимость Руси против внешней угрозы с Запада.

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

















Род Александра и начало его княжения



Князь Александр Ярославич (1220 – 1263) 
– сын Ярослава II Всеволодовича и смоленской княгини Ростиславы Мстиславовны
Князь новгородский (1236 – 1251).
Великий князь киевский (1248 – 1263).
Великий князь владимирский (1252 – 1263). 
Александр Ярославич родился 13 мая 1220 года . По решению отца княжил  Александр Невский в Переяславле и Новгороде. Большую часть своего детства и юности Александр провел именно в Новгороде, поэтому интересы северных русских земель всегда были ему очень близки.
Отношения новгородцев с князьями были непростые. Отец Александра, Ярослав II Всеволодович, четырежды княжил в Новгороде, неоднократно ссорился и вновь мирился с гражданами непокорного Новгорода. Александра эти ссоры также задевали, поскольку вынуждали его еще в детстве несколько раз спешно покидать Новгород (например, во время смуты 1228 года).
В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр был наместником в Новгороде вместе со старшим братом Федором. 

В 1236 году отец ушел на княжение в Киев, а в Новгороде посадил Александра, который правил там пять лет. Несколько раз Александр был вынужден ездить в Орду получать ярлыки на княжение – сначала в Киеве, а потом и во всей Северо-Восточной Руси.


Невская битва


В 1240 году для Александра Ярославовича выпало первое испытание, шведы решили напасть на Новгородское княжество. Их целью было подчинить себе Новгород и создать там опорный пункт для дальнейшего завоевания Руси. Высадившись, они послали ультиматум с требованием подчиниться новгородскому князю. Александр провёл быструю и удачную битву, неожиданно атаковав шведов. Он изгнал их с территории Руси на долгое время. Эта победа дала прозвище «Невский» Александру. Победа была достигнута благодаря внезапности и умению русских дружинников. А также за счёт разведки и продуманному плану князя. Историки описывают битву, как гениальную тактическую операцию, которая имела очень большое значение. 

Рост славы молодого князя вызвал опасение новгородской знати , тогда как сам Александр не терпел своеволия новгородцев. В том же 1240 году князь – победитель вынужден был покинуть город. Он отправился в Переяславль к отцу, который вынужден был восстанавливать Владимиро – Суздальскую Русь после нашествия монголов. Ярослав Всеволодович унаследовал великокняжеский престол от своего погибшего в битве с монголами на реке Сити брата Юрия, но не мог противостоять ордынской угрозе и в конченом счете признал власть Бату-хана.

Между тем еще до ухода Александра из Новгорода пограничные столкновения псковичей с немецким епископом Дерпта Германом переросли в войну. Крестоносцы разгромили псковское войско и подступили к Пскову. Новая опасность — в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241.В городе были сильны сторонники мира с Орденом, и, в конце концов, псковичи решили сдаться. Взяв штурмом Псков и Копорье, а также отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям (преимущественно Тевтонского ордена) решающий бой 5 апреля 1242 на льду Чудского озера («Ледовое побоище»)


Ледовое побоище


А в 1242 году на Русь опять пришла беда. В 1241 году ободренные первым успехом крестоносцы атаковали западные владения Новгорода – долину Луги и южное побережье Финского залива. Планировался захват земель по берегам Невы и Карелии. Под лозунгом уничтожения неверных и прикрытием католической веры, они грабили Новгородские и Псковские земли.

Новгородцы, узнав о нападении на пограничье, отправили посольство к Ярославу – просить назад Александра. Отец убедил Александра согласиться на мольбы новгородцев. Вернувшись в город, князь первым делом выбил немцев из новгородских земель, а затем освободил Псков. В помощь Александру отец направил его брата Андрея.. Александру, призванному новгородцами, снова пришлось защищать независимость России. Весной 1242 года новгородская рать под водительством Александра вторглась уже в орденские земли. Герман призвал рыцарей к оружию. Русские отступили на лед Чудского озера, где 5 апреля 1242 года и дали бой. Битва эта известна как Ледовое побоище. Приведя в исполнение гениальный план и использовав нестандартное оружие (телеги, связанные цепями, багры), преимущества в пешей силе и неповоротливость конного рыцарского клина – «свиньи», Александр разбил крестоносцев на Чудском озере, немцы потеряли 500 человек убитыми (в том числе 20 рыцарей) и 50 пленными( из них 6 рыцарей), союзных им эстов погибло «без числа»; русские тоже потеряли «много храбрых мужей». Заключил мир с Ливонским орденом и его союзниками.  Мир был подписан в Новгороде. После этого крестоносцы не вступали с Русью в прямые конфликты до 1253 года – 11 лет.

Немцы не только признали защищенные князем границы Новгорода, обещали регулярно платить дань за владение городом Юрьевом, но и уступили ему захваченные ранее земли Латгалии к юго-западу от Чудского озера.

После Ледового побоища, оговорив условия выкупа нескольких десятков пленных, Александр провел их от Пскова до Новгорода подле коней, разутых, с непокрытыми головами и веревками на шеях. Пленных кнехтов, происходивших большей частью из финских племен чуди, жестокий победитель князь Александр велел умертвить.
Победа на Чудском озере имела большое значение для дальнейшей истории Руси. Ливонский орден отказался от планов завоевания русских земель. Кроме того, эта победа позволила Руси сохранить самобытность и православную культуру, ведь немецкие рыцари не отличались веротерпимостью и распространяли на завоеванных землях католицизм. Вот почему православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Александр Невский и ДИПЛОМАТ


Александр правил в Новгороде до 1252 года – самое долгое правление в истории Новгородской республики. Во время войны с немцами начались набеги на новгородские земли литовцев. В 1245 году Александр в двух сражениях разбил литовских князей – «семь ратей одним выездом».

Зависимость русских земель от Золотой Орды проявлялась по-разному. Князья были вынуждены получать ярлык на свое княжение, население платило дань. Для поддержания ордынской власти татары нередко отправляли карательные войска на Русь.
В 1246 году был отравлен в Монголии отец Александра, великий князь Ярослав. На следующий год Андрей Ярославович отправился в Орду, не удовлетворенный распределением русских земель, произведенным вокняжившимся во Владимире дядей Святославом. Следом за ним в Орду поехал и Александр. Согласно Житию, его вызвал Бату, который был недоволен тем, что он как будто «один не хочет покориться». Однако оценив Александра, хан сменил гнев на милость, «почтил» обоих братьев и отправил их к великому хану за решением об уделах. Только через два года вернулись братья на Родину, осыпанные милостями: Александр получил разрешение на княжение в Киеве и Южной Руси, Андрей - на Великое княжение Владимирское. В итоге переговоров в Каракоруме за Александром признавалось формальное старшинство, и ему достался Киев. Владимир же получил в обход дяди и старшего брата добившийся этого первым Андрей. Андрей недолго усидел. Он тут же перессорился с татарами. Кончилось это опустошением Владимирского края карательным отрядом татар. Сам Андрей бежал в Швецию. Александр не оставался в опустошенной древней столице и в 1250 году вернулся в Новгород. Как - бы там ни было, эта поездка, вероятно, привнесла много полезного для политика Александра. Выражаясь образно, он научился сидеть с монголами за столом, уживаться с ними, изучил те качества характера иноверцев, которые теперь необходимо было усвоить русичам, чтобы ужиться с непобедимыми завоевателями. Договор с монголами можно назвать первой дипломатической победой Александра. Значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Вместе с тем «Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи, для противостояния нажиму Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославич готов был платить, и платить дорого». Нелегко было смелому и гордому князю управлять Русью в эту мрачную пору. Тут-то и проявился дипломатический талант Александра. Пока Александр еще находился в Орде, в 1248 году, он получил послание от римского папы Иннокентия IV, предлагавшего союз против монголов. Иннокентий ссылался на выдуманное, судя по всему, при его дворе предсмертное обращение к католичеству Ярослава. Соглашение предусматривало обращение князя и Руси в католицизм, допуск на русские земли крестоносцев и борьбу с врагом под главенством папства. Иными словами, Русь предлагалось превратить в поле битвы внешних сил с одновременным неизбежным религиозным конфликтом внутри страны и её элиты. Первый ответ Александра на это предложение был, видимо, уклончивым, к тому же условия в ставке Бату едва ли не располагали к подобным антимонгольским переговорам. Иннокентий спешно, в том же году, отправил второе послание с призывом признать папскую церковную власть и принять на Русь католического епископа. Это послание Александр получил уже по возвращении из Каракорума – и после совета с православными «Мудрецами» наотрез отказался. Александр видел бессмысленность борьбы обессиленных княжеств против превосходящих сил Орды. За монгольское иго он исторической ответственности не несет: система ордынского управления Русью устоялась еще при его отце и была закреплена поездкой за ярлыком Андрея Ярославовича. Принятие же сомнительных посулов Рима противоречило как религиозным чувствам Александра, так и здравому политическому смыслу. Едва ли отказу от весьма спорной сиюминутной «независимости» под папским скипетром стоит придавать черты исторического выбора в пользу «Востока» и едва ли не «деспотизма». Почти издевательское назначение в княжение разоренного Киева тяготило князя, и в 1252 году он последовал примеру Андрея, отправившись за признанием действительного старшинства в Одру. Бату к тому времени удалось посадить на престол в Каракоруме своего ставленника, что давало золотоордынскому хану возможность самостоятельно распоряжаться делами Руси. К Александру хан был расположен и признал за ним «Старейшинство во всей братии его». Опасавшийся именно такого решения Андрей тем временем восстал против хана и направился на север Руси, надеясь заручиться поддержкой там или на Западе. Разгневанный Бату отправил против Андрея рать во главе со своим полководцем Неврюем. Андрей едва бежал в Швецию. Когда Александр, наконец, получил дозволение вернуться в отныне свой Владимир, то должен был восстанавливать вновь опустошенные русские земли. В 1255 году новгородцы прогнали от себя Василия Александровича, взяв вместо него в князья обосновавшегося в Пскове младшего брата Александра, Ярослава. Тогда Александр единственный раз за свою жизнь двинул полки на русский город – но Ярослав благоразумно бежал. Александр после сложных переговоров согласился не карать своих врагов в Новгороде. В то же время Александр и его сыновья продолжали отстаивать границы Руси на Западе. Последней известной войной Невского был поход в 1256 году на финскую область Хяме (Емь), к тому времени покорившуюся Швеции. Это был ответ на основание шведами и датчанами с помощью покоренных финнов крепости к Нарве, на рубежах Новгородчины. Как и во всех своих войнах, Александр одержал победу. В 1257 – 1259 годах Александр вынужден был проводить на Руси с посланцами каракорумского великого хана перепись населения, затеянную для учета данников. Именно тогда он вынудил платить дань Орде и взбунтовавшихся новгородцев. Возмущался Новгород дважды. В 1257 году Ордынский хан прислал в Новгород переписчиков и велел обложить город десятиной, а торговую пошлину – тамгу – забрать себе.
Новгородцы восстали, убили своего посадника и татарских переписчиков. 
Старший сын Александра Невского Василий, который княжил в Новгороде, встал на сторону восставших. Александр, узнав об этом, сильно разгневался. Сколько сил и подарков он потратил на установление мира с Ордой! И теперь из-за нелепой оплошности его сына великий хан Мункэ мог снова послать на Русь свое войско. Собрав татарское посольство, Александр отправился в Новгород разбираться: кто прав и кто виноват. 
Узнав, что отец едет в Новгород, Василий бежал в Псков. Он сам осознал опасность, которой подверг Русскую землю, и ему было стыдно и горько до слез.
Александр нашел сына.
- Почему ты бежал из Новгорода? – спросил он Василия.
- Испугался тебя, отец, ответил Василий.
- Не зови меня отцом. Сейчас я тебе великий князь, которому ты должен повиноваться. А ты что устроил?
Александр не стал слушать объяснений сына.
- Что татары творят, я сам знаю. Что Новгороду это не нравится, тоже понимаю. Но князю, помимо сердца, надо еще и голову иметь. А подумал ты о том, что за переписчиками, которых вы убили, стоит целая Орда? Судить вас всех надо, бунтовщиков! Александр сурово расправился с дружинниками сына, внесшими, по мнению князя, раздор между ним и его первенцем. Александр знал, что в Орде так дело не оставят и будет новый набег. При этом пострадает и Суздальский край, через который шел путь к Новгороду. И Александр пошел на крайне жесткую меру, необычную для русских. Главарям мятежа отсекли руку, лишили глаз, то есть нанесли видимые всем увечья. Надо было показать недоверчивым ордынцам, что мятежники не остались безнаказанными.
Александр выгнал Василия из Пскова и подверг опале, отправив в Суздальскую землю. Новгородцы же отделались тем, что дали в пользу хана «дары» и «почтили» Александра. Князь остался в Новгороде, убеждая новгородцев согласиться на перепись, с ним согласились и новгородские бояре. Но прибытие переписчиков в 1259 году вызвало бунт уже городских низов. Александру, однако, удалось решить дело миром, хотя уже начались столкновения между беднотой и отрядами знати. Предотвратив, таким образом, гражданскую распрю и новый ордынский погром, князь вернулся во Владимир.
В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. 
Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. 
В 1262 году Александр, отправив сына Дмитрия против немцев к Дерпту,сам в четвертый раз поехал в Орду, чтобы убедить хана Берке освободить русских князей от обязанности поставлять хану воинов в его многочисленных походах и усобицах между Чингисидами. Он ехал с твердым намерением избавить Русь от участия в чуждой ей войне. Он ехал, чтобы «отмолити людии от беды тоя». Свой долг Александр исполнил. В летописях нет сообщений об угоне русских полков в татарское войско. Незадолго до того на Руси вспыхнуло очередное восстание против монгольских сборщиков дани. Во многих городах они были перебиты. Берке неблагожелательно отнесся к прибывшему князю и задержал его в Орде. Отпустили его. Случилось худшее: после приема «удержа его Берке, не пустя в Русь». Александру пришлось мыкаться с Ордой по зимовищам, зимой 1262/1263 года Александр «разболелся», «и зимова в Татарех и разболеся». Больного князя Берке отпустил только по осени наконец на родину. По ноябрьским холодам возвращался тяжелобольной, умирающий князь. "Велми нездравя" добрался он из Нижнего Новгорода до Городца. В последний раз проехал по его прибрежью вдоль Волги, в которую двумя концами упирался мощный крепостной вал. Почувствовав, что умирает, он первый из суздальских князей принял постриг в схиму под именем Алексея и скончался 14 ноября 1263 года. Было ему сорок три года. Он умер, как и жил - трудно, непреклонно «перемогаясь» с Ордой. Из Городца тело Александра через Стародуб повезли во Владимир. Весь народ, князья и бояре, митрополит с церковным чином, с кадилами и свечами в руках встречали скорбный возок за 10 верст от стольного города в Боголюбове. После торжественных поминальных служб во Владимире князь был погребен 23 ноября 1263 года, вероятно согласно его завещанию, в монастыре рождества богородицы. За санями дружинники вели коня и несли прославленные в битвах меч и доспехи. Обращаясь к осиротевшему народу, митрополит Кирилл сказал: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце Земли Русской!». Народ долго оплакивал его кончину. Теперь уже речи о каких-то недовольствах в сторону великого князя и быть не могло. Народ понял, что погиб великий князь владимирский, прославленный полководец и истинный патриот. Церковь причислила Александра к лику Святых. Его гробница четыре века находилась во Владимире. Даже сильнейший пожар в 1491 г. пощадил прах князя, лишь опалив его. Но чтобы поклониться теперь праху великого предка, надо ехать не во Владимир, а в Санкт-Петербург. Петр 1, считая себя продолжателем воинской и государственной славы Невского, приказал соорудить Александро-Невский монастырь, куда и был перевезен прах святого Александра. Святой Александр стал небесным покровителем города, будущей столицы Российской империи. Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он - родоначальник политики московских князей, политики возрождения России.

Святой русской православной церкви


Почитание Невского началось едва ли не сразу после его смерти. Созданное к концу XIII века Житие однозначно показывает вполне сложившуюся уверенность в святости великого князя. Уже в нем фигурируют связываемые с его именем чудеса. Это и явление святых Бориса и Глеба, предупредивших о нападении шведов, и «полк Божий», помогший Александру на Чудском озере, и принятие им в руку уже после смерти духовной грамоты от митрополита. В начале XIV века Житие Александра было включено в летописный свод, созданный при дворе великого князя Михаила, его племянника и соперника его московских внуков, во Владимире. В XV веке, когда успехи объединения Руси уже могли оказать свое воздействие на культ предка московского дома, культ этот, включая и почитание мощей, мы застаем уже вполне сложившимся.

Основания выделить Александра как одного из наиболее почитаемых князей у образованных людей Руси имелись изначально. Это были ратные успехи на западных рубежах, не омраченные ни одним поражением и заградившие путь католическим крестоносцам. В то же время ни в одной междоусобице Александр за свою жизнь не участвовал и монголов на Русь не призывал – в отличие, к примеру, от собственных сыновей и внуков. На счету Александра не только самое долгое и стабильное после Батыева нашествия правление в самом Владимире (1252 – 1263). А помимо этих политических причин, имелось и более важное для церковного мышления – слава радетеля о делах церкви, почитателя духовенства и храмостроителя, защитника православной веры. Для православного сознания Руси святость Александра была несомненна так же, как для сознания исторического – значение его деяний.



Защитник, строитель и собиратель русских земель


В истории каждого народа есть события, имена, которые со временем не исчезают и не стираются. Напротив, становятся все более почитаемыми, передаются из поколения в поколение как самое дорогое наследие.

30 августа мы отмечаем День памяти национального героя русского

народа – Святого благоверного великого князя Александра Невского, чье имя неразрывно связано с Новгородской землей. Петр I постановил отмечать память Александра Невского 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. 

На Рюриковом городище, в резиденции древних новгородских князей (ныне это археологический памятник IX века), прошло его детство. В Новгороде он освоил ратное ремесло, науку управления, здесь княжил, здесь шло его становление как государственного деятеля.

Интерес к Александру Невскому, яркой, неординарной фигуре, выдающейся личности, с годами не ослабевает. И это неудивительно: Новгородская земля, которая была духовным центром Древней Руси, выпестовала сильного, целеустремленного, мужественного человека, мудрого политика, в котором гармонично соединились многие таланты.

Доблестный воин: не случайно еще до того, как назвать «Невским», его звали «Храбрым». Блестящий военачальник: за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, защищая северо-западные рубежи Руси. Видный мужчина: известно, что он был высоким – «паче иных человек» - и обладал громким, убедительным голосом, «аки труба в народе». А также – достойный сын достойных родителей, воспитанный на примере своих великих предков и унаследовавший их лучшие качества.

Основой политики Александра Невского был не столько меч, сколько умелая дипломатия. Он положил начало объединению русских земель, завершенному его потомками. Предпринял первые шаги для развития взаимовыгодных торгово-экономических и духовно – культурных связей со всеми странами Евразии.

Именно Александр Невский заключил первое в российской истории соглашение с представителями Ганзы – «предшественника» Европейского экономического сообщества.

Не поддаются сомнению миссионерские заслуги великого князя: его стараниями на севере распространилось христианство, он способствовал созданию православной епархии в Золотой Орде.

Словом, Александр Невский – это истинный образ «защитника, строителя и собирателя русских земель», причисленного православной церковью к лику святых.

Думаю, что с годами будет происходить все более глубокое осмысление значения его личности и роли в основании российской государственности. Подтверждение тому – постоянно растущий интерес к этому герою русского Средневековья. О его популярности у наших современников говорит и тот факт, что по итогам народного голосования в телепроекте «Имя России» в 2008 году новгородский князь был назван самой знаковой фигурой в истории государства. Более 520 тысяч россиян отдали свои голоса за Александра Невского.

Именем святого воина Александра Ярославовича, нареченного невским, по всей земле названы сотни соборов, храмов, часовен. Его носят улицы, переулки, площади, мосты во многих городах России. В самые трудные времена нош город обращался к образу великого князя как к источнику сил, мужества, патриотизма.

Орден Александра Невского – единственная награда, сохранившаяся в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Его были удостоены десятки новгородцев.
В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного. 
В СССР во время войны, в 1942 г. был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. 
О преемственности традиции воинов нового поколения свидетельствуют установленные в новгородском храме Александра Невского мемориальные доски с именами новгородцев-военнослужащих, геройски погибших в локальных военных конфликтах.

Новгородцы многое делают для увековечения памяти великого князя. Гостей Великого Новгорода, едва ступивших на Новгородскую землю, встречает образ Александра Невского: на здании железнодорожного вокзала расположен горельеф, а на привокзальной площади – бюст князя. На стеле, установленной в честь присвоения Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы», отражены героические подвиги Александра Невского. Фигура великого полководца – среди важнейших государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России» в центре новгородского кремля. Именем князя названы набережная и мост через реку Волхов. На берегу реки установлен памятник Александру Невскому, у подножия которого проходят митинги в Дни воинской славы.

В память о замечательном полководце на Новгородчине реализуется целый ряд проектов. Это межрегиональный исторический фестиваль « Собор ратных дружин» - в ознаменование годовщины победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере; традиционные турниры всероссийского масштаба на приз Александра Невского, где молодежь показывает свою силу и борцовские качества; новый туристический маршрут с посещением Рюрикова городища, экскурсионные проекты «От Александра Невского до Александра Панкратова» - по памятным местам, связанным с именами защитников Отечества. В 1993 году Новгород стал первым официальным членом возрожденного Ганзейского Союза Нового времени, у истоков которого стоял Александр Невский.

Это лишь часть той огромной работы, что проделывают новгородцы для поддержания и развития интереса к отечественной истории, её выдающимся личностям. И конкретно - к великому полководцу Александру Невскому, ставшему символом ратного подвига и беззаветного служения России, родиной которой по праву считается Великий Новгород. И тот город ждет всех, кому дорого имя этого выдающегося человека.



Заключение.



Александру Невскому приписывают изречение "Не в силе Бог, а в правде". По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. 
Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. 
За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.
Я думаю, что современной России нужны правители, обладающие терпением, выдержкой, мудростью и решимостью Александра Невского.

В самые трудные времена для России его имя всегда упоминалось как пример стойкого и мужественного защитника веры православной и отечества. Даже отрицавшие национальную историю и православные традиции в угоду классовый интересам большевики в годы Великой Отечественной войны вынуждены были вспомнить его имя и подвиги.

Образ благоверного князя Александра в схимнических ли одеждах или в доспехах воина, молящегося за землю русскую, навсегда стал для православного русского человека иконой благочестия и школой истинного патриотизма.














Список использованной литературы


1. Российский исторический журнал «Родина» №8, август 2013

2. Голубева Т. Царские династии. - М.: Издательский дом «РОСМЭН-ЛИГА», 2001. - 143 с.: ил. - (От Руси к России).

3. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.21.

4. Крутогоров Ю. Александр Невский. - М: Белый Город (2000), 48 с.

5. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., «Молодая гвардия», 1974.

6. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII-XIV веках. – М., 1988.

7. Жизнь и деяния Александра Невского. – М., 2005.



Интернет - ресурсы:


  1. http://www.pravmir.ru


  1. http://www.aphorisme.ru


  1. http://fpvestnik.ru


  1. http://biofile.ru


  1. http://www.fomacenter.ru/articles/1999/





















Приложения





  1. Александр Невский. Икона.

  1. Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре

4.Битва на Чудском озере. Миниатюра XVI в. из «Жития Александра Невского»

5.Мемориал на Чудском озере

6.Орден Александра Невского, 17250год





7. Орден Александра Невского,1942 год


18



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее