«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Исследовательская работа "Односоставные предложения и их роль в поэме А. Т. Твардовского "Василий Тёркин". Выполнила ученица 9Д класса МОАУ "СОШ № 15" Г. Орска Гайданка Полина. Руководитель: Полякова С. Д.

Работа над этим исследованием длилась 3 месяца. Консультации по корректировке работы проходили 2 раза в неделю. Большая работа была проведена по исследованию произведения А. Т. Твардовского "Василий Тёркин". Большое количество односоставных предложений в этом произведении придают ему динамичность.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки











Исследовательская работа


«Односоставные предложения и их роль

в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»



Гайданка Полина, учащаяся 9 «Д» класса

МОАУ «СОШ №15» г. Орска







Руководитель:

Полякова Светлана Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МОАУ «СОШ «15» г. Орска.







г. Орск, 2022/2023 учебный год



Содержание

Введение………………………………………………………………...…….с.1

II. Особенности структуры и семантики односоставных предложений отдельных типов:

1. Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым.

  1. Определенно-личные предложения……………………….….с.6

  2. Неопределенно-личные предложения………………………. с.6

  3. Обобщенно-личные предложения…………………………....с.7

  4. Безличные предложения……………………………………....с.8

  5. Инфинитивные предложения………………………………...с.9

2. Односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим.

  1. Номинативные (назывные) предложения…………………...с.9

  2. Типы номинативных предложений………………………….с.9

3. Различение односоставных и двусоставных предложений……….......с.11

III. Характеристика односоставных предложений в речи автора-повествователя в главах поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и условия их употребления

  1. Определенно-личные предложения…………………………с.12

  2. Неопределенно-личные предложения………………………с.14

  3. Обобщенно-личные предложения…………………………..с.15

  4. Безличные предложения……………………………………..с.16

  5. Инфинитивные предложения…………………………….….с.18

  6. Номинативные (назывные) предложения…………………..с.18

VI. Выводы………………………………………………………………...…с.20

Список литературы……………………………………………………......…с.22













Введение

Тема: «Односоставные предложения и их роль в речи автора-повествователя в главах поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Подход к изучению предложений с точки зрения их состава разработал российский лингвист Алексей Александрович Шахматов1. С тех пор многие ученые-лингвисты исследовали односоставные предложения: выдвигались разные точки зрения на типологию этих предложений, рассматривались особенности разных типов односоставных предложений. Кроме того, вставал вопрос о разграничении односоставных предложений с их синтаксическими синони­мами двусоставных предложений. Именно особенности односоставных предложений и их функционирование в речи обусловливает интерес к изучению темы. Также вызывает интерес вопрос использования односостав­ных предложений в тексте художественного произведения. Это определяет актуальность работы.

Гипотеза: изучение односоставных предложений показывает богатство средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки. Краткость односоставных предложений, способность актуализировать что-то одно, наиболее важное для сообщения (действие, состояние, признак, предмет или явление) и создают их особые свойства. Учитывая это и особенности поэтической речи, предполагаем, что в поэме «Василий Теркин» используются различные типы односоставных предложений и можно определить их функции.

Объектом главы поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»: 4 главы «От автора», «О себе», «Переправа».

Предмет исследования - структура, семантика и употребление односо­ставных предложений в речи автора-повествователя в названном произведении.

Цель работы - рассмотреть структуру и грамматическую семантику односоставных предложений, употребленных в речи автора-повествователя в главах «От автора», «О себе», «Переправа» поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», и установить условия их использования.

Данная цель обусловила задачи исследования:

  • изучить учебную литературу по теме «Односоставные предложения»;

  • выделить из текста А. Твардовского подлежащие анализу синтаксические единицы;

  • определить принадлежность выделенных односоставных предложений
    к определенным структурно-семантическим типам, рассмотреть формы и способы выражения их главных членов;

  • определить грамматические значения односоставных предложений в
    речи автора-повествователя поэмы «Василий Теркин»;

  • определить факторы, влияющие на употребление тех или иных односоставных предложений;

  • сделать выводы.

Новизна данного исследования заключается в том, что, на­сколько нам известно, односоставные предложения в авторской речи поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» не были объектом специального изучения.

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при изучении синтаксиса на уроках русского языка, а также на занятиях кружка при изучении языка художественного произведения.



II. Особенности структуры и семантики односоставных предложений отдельных типов:

1. Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым.

1) Определенно-личные предложения.

Определенно-личные—односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи — говорящего или собеседника. Форма глагола-сказуемого и смысл предложения указывают, что действие совершается определенным лицом. Сказуемое в определенно-личных предложениях выражается формой 1-го или 2-го лица глагола единственного или множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти.

Предложения эти по своему значению синонимичны двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, ты, мы, вы. Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев). Вихрем помчимся сквозь тучи…(Ф.Тютчев).

2) Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личные — это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады. ... Например: По улицам слона водили… (И. Крылов). И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется. Действующее лицо не важно для сообщения или неизвестно: Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне. (Есенин). Часто деятель намеренно представлен как лицо неопределенное: Меня в кино пригласили.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости. 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу. 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут. 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать. Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату. Ему здесь рады. Сейчас его приведут сюда.

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

3) Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, выполняемое широким, обобщённым кругом лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения - предложения, в которых действие относится к любому, всякому лицу или группе лиц, ко всем лицам вообще. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах, правилах, советах, приказах, адресуемых ко всем. Изучайте язык! Соблюдайте пожарную безопасность.

4) Безличные предложения

Безличные — это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. В безличных предложениях деятель не подразумевается. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу.); состояние человека или животного (Мне не спалось. Ему холодно.); состояние окружающей среды (Темнеет. Тянет свежестью.); состоянии дел (Плохо с кадрами. Нельзя откладывать эксперименты.) и т. д.

Главный член безличного предложения может быть выражен:

  1. формой 3-его лица единственного числа безличного глагола или личного глагола в значении безличного, а также формой среднего рода: Уже светает. Ночью несколько стихнет. Замело тебя, счастье, снегами.;

  2. возвратной формой личного глагола: Еще чуть брезжится.(Остр.);

  3. глаголом бытия, существования нет, не было, не будет в сочетании с родительным падежом имени: И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет. (Н. Гумилёв);

  4. категорией состояния (составное именное сказуемое): И скучно и грустно... (М. Лермонтов);

  5. сочетанием слова категорий состояния с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн);

  6. кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

  7. инфинитивом в сочетании с вспомогательным глаголом, местоимением или наречием: Вам будет на что посмотреть и подивиться. (Н.Остр). Так вот, в Ольховку ехать незачем.(Буб.)

По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности». Мне темно/ За мольбертом. / И дует в окно. (Бунин) – деятеля нет, на первый план выходит состояние окружающего мира (темно, холодно, дует в окно), а через него раскрывается состояние лирического героя (темно и холодно одинокому человеку).

5) Инфинитивные предложения

Инфинитивным называется односоставное предложение, главный член которого выражен независимым инфинитивом. Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов).

Инфинитивные предложения могут выражать:

  1. значение неизбежности действия: Уж над тобою быть греху.(Кр.);

  2. значение необходимости, желательности действия: Теперь-то себя и показать. (Фонв).;

  3. значение невозможности действия: Не расти траве после осени…(Кольцов);

  4. значение приказа: Повесить его! (П.);

  5. условно-следственные отношения: Казнить так казнить, миловать так миловать.(П.);

  6. риторический вопрос: Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов).;

  7. эмоциональные значения (сильное желание, удивление, возмущение и др.): Улететь бы вольной птицей…(Ч).

Не все ученые выделяют инфинитивные предложения в особый разряд односоставных предложений, включая их в состав безличных предложений с глагольным сказуемым.

2. Односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим.

1) Номинативные (назывные) предложения

Назывные или номинативные предложения — это тип односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежа существительного или словосочетания, включающего именительный падеж: Поздняясень. Ночь. Тишина.озможно и использование местоимений, обычно в разговорной речи: Вот и я! Значение  назывных предложений — сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Могут в русском языке обозначать настоящее время или неконкретное время (вечность), в других временах им соответствуют двусоставные с глаголом «быть»: Ночь.Была ночь.

2) Типы номинативных предложений

Различают несколько типов назывных предложений:

  1. Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…Синее раздолье. Голубые весны.

  2. Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы вот или вон: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

  3. Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно-эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Что за мороз!

  4. Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы только бы, лишь бы и др.: Только бы не контрольная!

  5. Побудительные (Внимание! Привет!) и побудительно-повелительные -используются в ситуации, исключающей многословие, требующей немедленной реакции: Огонь! Шприц. Скальпель.

  6. Собственно-назывные (именительный представления) – называют предмет речи, мысли, чтобы вызвать в сознании собеседника представление о нем, воспоминание: Москва!.. Как много в этом звуке Для сердца русского слилось…(П.)

Односоставные номинативные предложения широко используются в художественной литературе и являются изобразительно-выразительным средством, выполняют различные функции.

  1. Привносят в художественный текст значение бытийности, (сейчас и всегда): Чудная картина, / Как ты мне родна: / Белая равнина, \ Полная луна… (Фет).

  2. Запечатлевают момент бытия: Шепот, робкое дыханье,/ Трели соловья…(Фет).

  3. Стремительно вводят в обстановку действия: Черный вечер./ Белый снег./Ветер! Ветер! (Блок).

  4. Кратко, емко, точно описывают картину, подчеркивают главное в повествовании: Мороз и солнце! День чудесный!(Пушкин).

  5. Передают эмоции говорящего: Какая ночь! Как воздух чист! (Фет).

  6. Выразительно описывают движение, быстроту смены событий: Вираж. Разворот.

3. Различение односоставных и двусоставных предложений

Приступая к исследованию, необходимо научиться различать двусоставные и односоставные предложения. Алгоритм различения представим в виде таблицы.

1. Односоставные назывные

Двусоставные

Различаются местоположение прилагательного или второстепенными членами предложения

Прилагательное является определением и стоит перед подлежащим: Белая равнина. Полная луна.

Прилагательное стоит после подлежащего и является сказуемым:

Равнина белая. Луна полная.

Нет обстоятельств и дополнений:

Мороз и солнце!

Есть обстоятельства или дополнения, поскольку они зависят от сказуемого, предложение двусоставное неполное:

На улице мороз и солнце!

2. Односоставные безличные

Двусоставные

Различаются местоположением инфинитива

Инфинитив стоит после категории состояния и является сказуемым:

Приятно думать у лежанки…

Инфинитив стоит перед категорией состояния и является подлежащим:

Думать у лежанки приятно.

3. Односоставные определенно-личные

Двусоставные

Различаются формой глагола

Сказуемое - глагол 1 и 2 лица настоящего или будущего времени:

Сказуемое – глагол 3 лица или прошедшего времени

Редко шагаю, да твердо ступаю. (Глагол 1 лица).

Редко шагаешь, да твердо ступаешь. (Глагол 2 лица).

Редко шагай, да твердо ступай. (Глагол повелительного наклонения).

И редко шагает, да твердо ступает. (глагол 3 лица). Предложение двусоставное неполное.

И редко шагал, да твердо ступал. (Глагол прошедшего времени). Предложение двусоставное неполное.

4. Односоставные неопределенно-личные

Двусоставные

Различаются значением глагола

Значение неконкретного лица «они какие-то»: В этом доме свет не зажигали. (Не важно кто, важно действие).

Значение конкретных лиц, сведения о которых восстанавливаются из контекста:

Сидели, пили чай, свет не зажигали. Предложение двусоставное неполное.



III. Характеристика односоставных предложений в речи автора-повествователя в главах поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и условия их употребления

В пределах настоящей работы исследуются 4 главы «От автора» и глава «О себе», поскольку в них повествование ведется от лица автора, о чем свидетельствуют заголовки. Также мы анализируем авторскую речь в главе «Переправа», чтобы выяснить, какую нагрузку получает авторская речь в тексте, повествующем о событиях. Речь героев поэмы и несобственно-прямая речь в пределах данной работы не рассматривается.

1) Определенно-личные предложения

В главах «От автора», «О себе», «Переправа» поэмы «Василий Теркин» автором-повествователем употреблено 22 определенно-личных предложения.

Таблица 1

Глагольная форма

Число употреблений

лицо, число

время, наклонение




1л., ед. число

настоящее или будущее время, изъявительное наклонение

8

1 л., мн. число

настоящее или будущее время, изъявительное наклонение

2

1л., мн. число

повелительное наклонение

1

2 л.,ед. число

2 л.,ед. число

настоящее или будущее время, изъявительное наклонение

0

2 л.,ед. число

повелительное наклонение

10

2 л., мн. число

настоящее или будущее время, изъявительное наклонение

0

2л.,мн. число

повелительное наклонение

1

Всего:


22

Формы изъявительного и повелительного наклонения встречаются в 20 предложениях и употребле­ны в одинаковых количествах.

Рассмотрим выделенные нами определенно-личные предложения, исходя из формы их главного члена, так как нам представляется, что она определяет условия употребления предложений в тексте.

Прежде всего, односоставные предложения, какими бы они ни были по виду, являются средством лаконичности.

1) форма глагола 1л., ед. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения употреблена в предложениях:

Как же вдруг тебя покину? Спорить здесь нужды не вижу. И скажу тебе, не скрою. Про себя поберегу. Лучше не могу. Лишь дня не знаю,/ Но приду, тебя верну.

Главы с определенно-личными предложениями более приближены к читателю, имеют доверительную интонацию. Предложения с главным членом в форме 1 л. ед. ч. изъявительного наклонения называют действия самого повествователя.

2) форма 1 л., мн. числа, настоящего или будущего времени изъявительного наклонения встречается редко, возможно, потому что речь идет от лица «Я»-автора. Такие предложения употребляются только в диалоге с читателем, автор приглашает читателя к совместному действию.

Словом, книгу с середины/И начнем. И теперь, как смолкли пушки, Предположим наугад…

3) форма 1 л., мн. числа, повелительного наклонения передает призыв к читателям:

Но давайте скажем честно!

4) формы 2 л., единственного и множественного числа, настоящего или будущего времени изъявительного наклонения в авторской речи не встречаются.

5) форма 2 л., ед. и мн. числа повелительного наклонения чаще употребляется в предложениях с обращениями и служит для побуждения к активным действиям:

Стой-ка, брат. Дай с войны прийти обратно при победе над врагом. Дай вернуться. Дай вздохнуть. Мерзлый грунт долби, лопата, танк - дави, греми - граната, штык - работай, бомба - бей. Тем, однако, дорожи. Дайте срок.

У определенно-личных предложений особый контекст употребления - монолог, обращенный к читателю, рассчитанный на читательское восприятие и отклик.

Анализируя имеющиеся в нашем материале определенно-личные пред­ложения с обращением, можно сказать следующее: определенно-личные предложения придают речи лаконизм, динамич­ность, создают интонацию доверительности, активизируют восприятие читателей, как бы вовлекая их в ход мыслей рассказчика.

2) Неопределенно-личные предложения

В последней главе «От автора» неопределенно-личное предложение встречается 1 раз:

Пусть в какой-нибудь каптерке/ У кухонного крыльца/ Скажут в шутку: "Эй ты, Теркин!"/Про какого-то бойца.

Неопределенно-личное предложение обозначает желаемое для автора коллективное действие, передающее отношение к герою.

В главе «О себе» неопределенно-личные предложения употребляются только при авторской передаче чужой речи:

А слыхали так… Говорили, что фугас… Без аттестата/ Признают нас …

Такие предложения указывают на неизвестное лицо, подчеркивают, что не важно, кто деятель.

В главе «Переправа» 5 неопределенно-личных предложений:

Положили для просушки,/Стали спиртом растирать. /Растирали, растирали.../Дали стопку…

Вначале говорится о конкретных деятелях («два бойца», «командир»): Подхватили, обвязали,/ Дали валенки с ноги./ Пригрозили, приказали…

Автор использует двусоставные неполные предложения. Но когда автор описывает действия, происходящие в штабной избушке, все сосредоточено на действии, действующие лица намеренно устранены из речи, намеренно представлены как неопределенные, хотя понятно, что и там имеются в виду бойцы, все, кто ждал известий с того берега.

В роли главного члена преобладают формы про­шедшего времени. Это объясняется тем, что неопределенно-личные предложе­ния используются преимущественно в по­вествовании о событиях, произошедших до момента речи. Все неопределенно-личные предложения являются распространенными, используются и дополнения, и обстоятельства.

Таким образом, в этих главах в речи автора-повествователя 9 раз встретились неопределенно-личные предложения. В этих предложениях действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости. Неопределенно-личные предложения обозначают действие безотносительно к конкретному лицу, позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, используются для обозначения коллективного действия. Семантика неопределенно-личных предложений отвлеченнее и шире, чем двусоставных.

3) Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения встречаются в последней главе «От автора» только в одном эпизоде:

Рыбаку лишь о путине, /Печнику дудят о глине,/ Леснику о древесине,/ Хлебопеку о квашне,/ Коновалу о коне,/ А бойцу ли, генералу -/ Не иначе - о войне.

Глагол «дудят» в форме множественного числа настоящего времени употреблен в значении «постоянно говорят, твердят». А обобщенно-личные предложения (1 полное и 5 неполных) имеет значение «как правило», «обычно». В них частное наблюдение представлено как закон.

Обобщенно-личные предложения обозначают действия, которые относятся к любому лицу, помогают передать автору свой жизненный опыт

4) Безличные предложения

Безличные предложения употребляются в речи автора-повествователя чаще односо­ставных предложений других типов. Рассмотрим частоту употребления предложений в зависимости от способа выражения главного члена.

Таблица 2

Способ выражения главного члена

Число употреб­лений









Безличный глагол или личный в значении безличного

6

Нет или бытийный глагол с отрицанием

15

категория состояния

категория состояния + инфинитив

20

Глагол-связка + краткое страд. причастие

1

Всего

42

Дадим комментарии к таблице.

1) Сказуемое выражено безличным глаголом или личным в значении безличного:

В тот же миг его снарядом бронебойным - наповал (Предложение неполное, подразумевается глагол «убило». Вот уже на середине их относит и кружит... Сапогами пахнет, потом, /Мерзлой хвоей и махрой. Ни зубами, ни губами/ Не работает - свело. Вот уж нынче повелось.

Как видим, в речи автора-повествователя используются предложения с главным членом в форме прошедшего и настоящего времени.

2) Предложения со сказуемым, выраженным глаголом нет или бытийным глаголом:

И тогда-то/ Сказки нет ему иной. Нету прав. Да и не было помехи/ Взять и вспомнить наугад/ Старый лес… Да и не было запрета. Но покуда вздох в запасе,/ Толку нет о смертном часе. В том беды особой нету. Без которых нет меня. Скольких их на свете нету. Нет ли где ошибки. Ни приметы, ни следа. Нет дороги/ Ни вперед и ни назад...На войне, в пыли походной,/В летний зной и в холода,/Лучше нет простой, природной/Из колодца, из пруда,/Из трубы водопроводной,/ Из копытного следа,/Из реки, какой угодно,/ Из ручья, из-подо льда, -/Лучше нет воды холодной,/Лишь вода была б - вода. В трудной жизни боевой,/ На снегу, под хвойным кровом,/ На стоянке полевой, -/Лучше нет простой, здоровой,/ Доброй пищи фронтовой.

Значение всех предложений – отсутствие чего-то. Особую группу составляют предложения, в которых сказуемое, выражено сочетанием глагола нет со сравнительной степенью категории состояния лучше. Они антонимичны предложениям с отрицанием и имеют значение «лучше всего».

3) Предложения со сказуемым, выраженным категорией состояния или категорией состояния и инфинитивом:

Только вскоре стало тихо. И покамест неизвестно... Густо было там народу -/Наших стриженых ребят... Жить без пищи можно сутки. Что сроку мало/Начинать ее сначала. Просто жалко молодца. Без передышки/ Невозможно. Трудно слушать по порядку/Сказку длинную одну/ Все про то же - про войну. Всего нельзя. Разве можно брать в расчет,/ Угадать вперед нельзя. Как легко все это было/ Взять и вспомнить год назад. Не под проволкой немецкой/Нужно было проползать. Так же не легко мне. Жаль…(предложение повторяется трижды). Не могло того случиться. Не похоже. На войне живущим людям/Было, может быть, теплей. Мертвым все равно.

В этих предложениях описывается стояние людей, чувства, дается авторская оценка происходящего. Безличные предложения вносят в текст ощущение предопределенности событий.

4) Предложения со сказуемым, выраженным кратким страдательным причастием: Давно его не слышно.

В этом предложении реализуется значение стихийно совершаемого действия, не связанного с деятелем.

Следует отметить, что большим числом представлены отрицательные
предложения, главный член которых выражен словом нет или бытийным глаголом с отрицанием. Самую многочисленную группу безличных предложений в речи автора-повествователя составляют предложения, главный член которых включает три компо­нента: категорию состояния, инфинитив и связку.

5) Инфинитивные

В речи автора-повествователя выделено 15 инфинитивных предложений.

Не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой. Чтобы с лаской, хоть не детской, вновь обнять старуху мать. Что молвить бы герою. По которой речке плыть, - той и славушку творить... Нам бы/ Поуправиться с войной,/ Отодвинуть эту дамбу/ За предел земли родной./Рассказать еще о друге/Кое-что успеть бы мне. Но порой/ На войне одной минутки/ Не прожить без прибаутки,/ Шутки самой немудрой. Не прожить, как без махорки,/От бомбежки до другой/ Без хорошей поговорки/Или присказки какой. Не прожить наверняка -/Без чего? Помирать? И сказать, помыслив здраво… Поглядеть - и впрямь - ребята! Не видать конца ночлегу.

Инфинитивные предложения характерны для устной речи. Автор говорит от лица простого солдата, всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

6) Номинативные предложения

Номинативные предложения встречаются в главе «Переправа» 14 раз. Выбор именно этой главы для анализа употребления номинативных предложений в речи автора-повествователя определен тем, что А.Твардовский в статье «Ответ читателям «Василия Теркина» показывает, как, работая над поэмой, он остановился именно на варианте текста с односоставными предложениями. Автор пишет: «"Переправа" начиналась, между прочим, и так:

Кому смерть, кому жизнь, кому слава,/

На рассвете началась переправа./

Берег тот был, как печка, крутой,/

И, угрюмый, зубчатый,/

Лес чернел высоко над водой,/

Лес чужой, непочатый./

А под нами лежал берег правый,-/

Снег укатанный, втоптанный в грязь,/ -

Вровень с кромкою льда. Переправа/

В шесть часов началась...

Здесь налицо многие слова, из которых сложилось начало "Переправы", но этот стих у меня не пошел. "Очевидно, что размер этот явился не из слов, а так "напелся", и он не годится", - записывал я, отказываясь от этого начала главы… Первой строкой "Переправы", строкой, развившейся в ее, так сказать, "лейтмотив", проникающий всю главу, стало само это слово - "переправа", повторенное в интонации, как бы предваряющей то, что стоит за этим словом: Переправа, переправа… Я так долго обдумывал, представлял себе во всей натуральности эпизод переправы, стоившей многих жертв, огромного морального и физического напряжения людей и запомнившейся, должно быть, навсегда всем ее участникам, так "вжился" во все это, что вдруг как бы произнес про себя этот вздох-возглас: Переправа, переправа... И "поверил" в него. Почувствовал, что это слово не может быть произнесено иначе, чем я его произнес, имея про себя все то, что оно означает: бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей, идущих на смерть за Родину… Явилась строка, без которой я уже не мог обойтись».

Как видно из сравнения вариантов, основная смысловая нагрузка приходится именно на односоставные назывные предложения, более емкие по сравнению с двусоставными, составлявшими первый вариант главы.

Предложение «Переправа» повторяется в тексте 8 раз с разной интонацией:

Переправа, переправа! Переправа, переправа...

В контексте строфы предложения, в которых прилагательные стоят после существительного, являющегося подлежащим, можно рассматривать как определения, а предложения - как назывные бытийные, рисующие обстановку страшной ночи:

Берег левый, берег правый,/Снег шершавый, кромка льда.

Целостность картины создается с помощью назывных предложений «Темень, холод».

Таким образом, с помощью номинативных предложений автор-повествователь быстро вводит читателей в обстановку действия, создает картину происходящего, оказывает эмоциональное воздействие на читателей.

VI. Выводы

Рассмотрев структуру и грамматическую семантику односоставных предложений, употребленных в речи автора-повествователя в главах «От автора», «О себе», «Переправа» поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», мы установили следующее:

  1. В указанных главах автором употреблено 22 определенно-личных предложения. У определенно-личных предложений особый контекст употребления - монолог, обращенный к читателю, рассчитанный на читательское восприятие и отклик. Определенно-личные предложения придают речи лаконизм, динамич­ность, создают интонацию доверительности, активизируют восприятие читателей, как бы вовлекая их в ход мыслей повествователя.

  2. Неопределенно-личные предложения в речи автора-повествователя встретились 9 раз. В неопределенно-личных предложениях действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости. Неопределенно-личные предложения обозначают действие безотносительно к конкретному лицу, позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, используются для обозначения коллективного действия. Семантика неопределенно-личных предложений отвлеченнее и шире, чем двусоставных.

  3. Обобщенно-личные предложения встречаются только в последней главе «От автора» 1 раз. Обобщенно-личные предложения обозначают действия, которые относятся к любому лицу, помогают передать автору свой жизненный опыт.

  4. Безличные предложения употребляются в речи автора-повествователя чаще односо­ставных предложений других типов - 42 раза. Большим числом представлены отрицательные предложения, главный член которых выражен словом нет или бытийным глаголом с отрицанием. Самую многочисленную группу безличных предложений в речи автора-повествователя составляют предложения, главный член которых включает три компо­нента: категорию состояния, инфинитив и связку. В этих предложениях описывается стояние людей, чувства, дается авторская оценка происходящего. Безличные предложения вносят в текст ощущение предопределенности событий, в них реализуется значение стихийно совершаемого действия, не связанного с деятелем.

  5. В речи автора-повествователя выделено 15 инфинитивных предложений. Инфинитивные предложения характерны для устной речи. Автор говорит от лица простого солдата, всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

  6. Номинативные предложения встречаются только в главе «Переправа» - 14 раз. С помощью номинативных предложений автор-повествователь быстро вводит читателей в обстановку действия, создает картину происходящего, оказывает эмоциональное воздействие на читателей.

Таким образом, в рассмотренных главах поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» встречаются все виды односоставных предложений, которые играют важную роль в произведении.

















Список литературы

Источник текстов:

Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы в двух томах. – М.: «Художественная литература», 1957.

Научная литература:

  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. «Рус. Яз. И лит.». – М.: Просвещение, 1981. С.113.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. - С. 52.

  3. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис осложненного предложения. - М, 1990. - С. 165.

  4. Резвая А.Ю. Роль односоставных предложений в художественном тексте http://rus.1september.ru

  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2005. С.329.

  6. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009. С.74.

  7. Ступникова Л. Г. Разговорно-просторечные компоненты в поэзии А.Т. Твардовского: Форма, семантика, функции. / диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук.- М.: Московский государственный областной университет,2011.

  8. Энциклопедия для детей . Т.10. Языкознание. Русский язык./ Гл.ред. Л.В. Аксенова.- М.:Аванта+, 2002. С.224.

  9. http://www.licey.net/Автор и его герой в поэме Твардовского "Василий Теркин". Ритм, рифма, язык и стиль поэмы Твардовского "Василий Теркин".

1 Энциклопедия для детей . Т.10. Языкознание. Русский язык./ Гл.ред. Л.В. Аксенова.- М.:Аванта+, 2002. С.224.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее