«Зимний фестиваль знаний 2025»

Исследование на тему: "Соблюдение норм литературного языка современными подростками"

презентация исследования по теме "Нормы литературного языка" с примерами и анкетированием старшеклассников, выполненная учащимися 9 класса

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Соблюдение норм литературной речи современными подростками Проект выполнили: ученики 9 класса В МОУ сош № 34 Руководитель: Воропаева Л. П., учитель русского языка и литературы

Соблюдение норм литературной речи современными подростками

Проект выполнили:

ученики 9 класса В

МОУ сош № 34

Руководитель: Воропаева Л. П.,

учитель русского языка и литературы

Оглавление Введение Основная часть 1. Теоретический материал 2. Методы исследования 3. Результаты исследования Выводы Заключение Список используемых источников

Оглавление

Введение

Основная часть

1. Теоретический материал

2. Методы исследования

3. Результаты исследования

Выводы

Заключение

Список используемых источников

Введение. Цель исследования – определить, соблюдают ли учащиеся речевые нормы языка, а также помочь им понять роль и значение русского языка - одного из наиболее богатых языков мира. Задачи

Введение.

Цель исследования – определить, соблюдают ли учащиеся речевые нормы языка, а также помочь им понять роль и значение русского языка - одного из наиболее богатых языков мира.

Задачи

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать». А. П. Чехов

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

А. П. Чехов

Правильность речи – что это? Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Это не единственное, но главное коммуникативное качество речи. В свою очередь правильность речи обусловлена соблюдением норм литературного языка, соответственно неправильность связана с отступлением от этих норм.

Правильность речи – что это?

Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Это не единственное, но главное коммуникативное качество речи.

В свою очередь правильность речи обусловлена соблюдением норм

литературного языка,

соответственно неправильность

связана с отступлением от

этих норм.

Нормы речи – что это? Нормы литературной речи – общепризнанные и закрепленные правила употребления языковых единиц. Нормы речи соответствуют языковой системе, относительно устойчивы, получают общественное одобрение и обязательны для определенного стиля речи.

Нормы речи – что это?

Нормы литературной речи – общепризнанные и закрепленные правила употребления языковых единиц.

Нормы речи соответствуют языковой системе, относительно устойчивы,

получают общественное

одобрение и обязательны для

определенного стиля речи.

Нормы литературной речи делятся на несколько типов: – л е к с и ч е с к и е; – о р ф о э п и ч е с к и е; – г р а м м а т и ч е с к и е; – о р ф о г р а ф и ч е с к и е; – п у н к т у а ц и о н н ы е; – с т и л и с т и ч е с к и е.

Нормы литературной речи делятся на несколько типов:

– л е к с и ч е с к и е;

– о р ф о э п и ч е с к и е;

– г р а м м а т и ч е с к и е;

– о р ф о г р а ф и ч е с к и е;

– п у н к т у а ц и о н н ы е;

– с т и л и с т и ч е с к и е.

одеть на кого-то предпринять меры принять меры (но предпринять шаги или действия)" width="640"

Лексические нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

плацкарт

плацкарта (ж. р.)

манжет

манжета (ж. р.)

ложить (бесприставочное употребление)

класть (или положить, сложить и т. д.)

одеть на себя

надеть на себя = одеть на кого-то

предпринять меры

принять меры (но предпринять шаги или действия)

Орфоэпические нормы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО средства́ сре́дства на́чала начала́ уде́лит удели́т позво́нят позвоня́т о́птовый опто́вый

Орфоэпические нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

средства́

сре́дства

на́чала

начала́

уде́лит

удели́т

позво́нят

позвоня́т

о́птовый

опто́вый

Грамматические нормы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО раздумчивый взгляд задумчивый взгляд более интереснее интереснее (или более интересно) ихний, егошний, еёшний их, его, её согласно законов согласно законам обоих кафедр обеих кафедр (т. к. ж. р.)

Грамматические нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

раздумчивый взгляд

задумчивый взгляд

более интереснее

интереснее (или более интересно)

ихний, егошний, еёшний

их, его, её

согласно законов

согласно законам

обоих кафедр

обеих кафедр (т. к. ж. р.)

Орфографические нормы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО начал одеватся начал одеваться (что делаТЬ?) симпотичный симпатичный (симпа́тия) вобщем в общем агенство агентство у меня так же есть эта книга у меня также есть эта книга (также = тоже)

Орфографические нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

начал одеватся

начал одеваться (что делаТЬ?)

симпотичный

симпатичный (симпа́тия)

вобщем

в общем

агенство

агентство

у меня так же есть эта книга

у меня также есть эта книга (также = тоже)

Пунктуационные нормы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Вертолёт может летать низко, и медленно Вертолёт может летать низко и медленно (однородные члены + союз «и», соединяющий их – знаки препинания в этом случае не ставятся) Мы посетили пруд освещенный лунным светом Мы посетили пруд, освещенный лунным светом (причастный оборот после зависимого слова выделяется запятой) Кто вчера солгал тому и завтра не поверят Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят (сложно предложение, между частями которого ставится запятая)

Пунктуационные нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Вертолёт может летать низко, и медленно

Вертолёт может летать низко и медленно (однородные члены + союз «и», соединяющий их – знаки препинания в этом случае не ставятся)

Мы посетили пруд освещенный лунным светом

Мы посетили пруд, освещенный лунным светом (причастный оборот после зависимого слова выделяется запятой)

Кто вчера солгал тому и завтра не поверят

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят (сложно предложение, между частями которого ставится запятая)

Стилистические нормы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Дорога каждая минута времени Дорога каждая минута (минута связана с понятием времени) В своих рассказах Н. Носов рассказывал о школьной жизни (тавтология) В своих рассказах На воскресной распродаже были дешевые цены Н. Носов писал о школьной жизни На воскресной распродаже были низкие цены (цена определяется прилагательными «высокий», «низкий»)

Стилистические нормы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Дорога каждая минута времени

Дорога каждая минута (минута связана с понятием времени)

В своих рассказах

Н. Носов рассказывал о школьной жизни (тавтология)

В своих рассказах

На воскресной распродаже были дешевые цены

Н. Носов писал о школьной жизни

На воскресной распродаже были низкие цены (цена определяется прилагательными «высокий», «низкий»)

Понятие молодежного сленга Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи.

Понятие молодежного сленга

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи.

Сленг разных поколений «Котлы» — наручные часы «Хилять» — неспешно прогуливаться «Мани», «манюшки» — деньги «Шнурки в стакане» — выражение, означавшее, что родители дома «Стилять» — танцевать 1960-е годы «Полис» — милиция «Хаеp» — длинные волосы «Фейc» —внешний вид, лицо «Пpикид» — одежда «Стебаться» — смеяться над кем-то, издеваться «Скипнуть» — уйти, сбежать 1970-е годы

Сленг разных поколений

«Котлы» — наручные часы

«Хилять» — неспешно прогуливаться

«Мани», «манюшки» — деньги

«Шнурки в стакане» — выражение, означавшее, что родители дома

«Стилять» — танцевать

1960-е годы

«Полис» — милиция

«Хаеp» — длинные волосы

«Фейc» —внешний вид, лицо

«Пpикид» — одежда

«Стебаться» — смеяться над кем-то, издеваться

«Скипнуть» — уйти, сбежать

1970-е годы

«Обломаться» — остаться ни с чем «Сeйшн» — концерт «Аскать» — просить деньги на улице у прохожих «Вписать» — пустить переночевать к себе домой хороших людей 1980-е годы «Лавэ» — деньги «Ездить по ушам» — говорить долго и нудно «Загрузить» — заставить задуматься «Поднимать кипеш» — суетиться «По ходу» — видимо «Стремный» — немодный, плохой «Штукатурка» — косметика 1990-е годы

«Обломаться» — остаться ни с чем

«Сeйшн» — концерт

«Аскать» — просить деньги на улице у прохожих

«Вписать» — пустить переночевать к себе домой хороших людей

1980-е годы

«Лавэ» — деньги

«Ездить по ушам» — говорить долго и нудно

«Загрузить» — заставить задуматься

«Поднимать кипеш» — суетиться

«По ходу» — видимо

«Стремный» — немодный, плохой

«Штукатурка» — косметика

1990-е годы

«Чел» — человек «Отпад», «улетно» — хорошо «Хата» — квартира «Брателло» — друг «Отстой» — плохо, неудачно «Клевый» — хороший, веселый «В лом» — лень, неохота что-либо делать «В натуре» — на самом деле 2000-е годы «Дикий» — странный «Параллельно» — без разницы «Гоу» — идём, пошли «Штука» — 1000 рублей «Баян» — повторение 2010-е годы

«Чел» — человек

«Отпад», «улетно» — хорошо

«Хата» — квартира

«Брателло» — друг

«Отстой» — плохо, неудачно

«Клевый» — хороший, веселый

«В лом» — лень, неохота что-либо делать

«В натуре» — на самом деле

2000-е годы

«Дикий» — странный

«Параллельно» — без разницы

«Гоу» — идём, пошли

«Штука» — 1000 рублей

«Баян» — повторение

2010-е годы

«Вчера с одной клюшкой познакомился, шебутная такая, ну прямо Забава Путятишна, трещит без умолку, прикид прикольный. Я сначала постебать ее думал, но она меня загрузила по самое не хочу. Понял, что с ней это не прокатит. Короче, на следующей неделе у друга сабантуй будет, пригласил ее туда». «Вчера с одной девушкой познакомился, веселая такая, ну прямо Забава Путятишна, болтает без умолку, одежда глаз радует. Я сначала поиздеваться думал, но она меня заставила голову поломать. Понял, что с ней это не пройдет. В общем, на следующей неделе у друга вечеринка будет, пригласил ее туда».

«Вчера с одной клюшкой познакомился, шебутная такая, ну прямо Забава Путятишна, трещит без умолку, прикид прикольный. Я сначала постебать ее думал, но она меня загрузила по самое не хочу. Понял, что с ней это не прокатит. Короче, на следующей неделе у друга сабантуй будет, пригласил ее туда».

«Вчера с одной девушкой познакомился, веселая такая, ну прямо Забава Путятишна, болтает без умолку, одежда глаз радует. Я сначала поиздеваться думал, но она меня заставила голову поломать. Понял, что с ней это не пройдет. В общем, на следующей неделе у друга вечеринка будет, пригласил ее туда».

Методы исследования. Для исследования было проведено анкетирование среди учащихся 10, 11 классов, в котором были проверены их знания каждой из речевых норм. Также было уделено отдельное внимание использованию сленга (что является отклонением от этих норм) подростками в возрасте 16 -18 лет. Результаты исследования представлены в виде диаграмм.

Методы исследования.

Для исследования было проведено анкетирование среди учащихся 10, 11 классов, в котором были проверены их знания каждой из речевых норм.

Также было уделено отдельное внимание использованию сленга (что является отклонением от этих норм) подростками в возрасте 16 -18 лет.

Результаты исследования

представлены в виде диаграмм.

Результаты исследования. Лексические нормы. а) Адресат получил письмо б) Ему представили высокую должность (предоставили) в) Он одел шляпу и вышел на улицу (надел)

Результаты исследования. Лексические нормы.

а) Адресат получил письмо

б) Ему представили высокую должность (предоставили)

в) Он одел шляпу и вышел на улицу (надел)

Орфоэпические нормы Звони́т, уве́домить, краси́вее, сре́дства, жалюзи́, начала́, опто́вый, догово́р, то́рты

Орфоэпические нормы

Звони́т, уве́домить, краси́вее, сре́дства, жалюзи́, начала́, опто́вый, догово́р, то́рты

Грамматические нормы а) Более интереснее (интересно) б) Ихний брат (их) в) Обоих кафедр (обеих)

Грамматические нормы

а) Более интереснее (интересно)

б) Ихний брат (их)

в) Обоих кафедр (обеих)

Орфографические нормы а) Аге нс тво (аген т ство) б) Им предложили искупа тся (искупа ться ) в) На улице то же было тепло (тоже)

Орфографические нормы

а) Аге нс тво (аген т ство)

б) Им предложили искупа тся (искупа ться )

в) На улице то же было тепло (тоже)

Пунктуационные нормы а) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве» б) Всё застыло в густом безмолвии_и даже время будто замерло в) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай_не то уханье филина

Пунктуационные нормы

а) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве»

б) Всё застыло в густом безмолвии_и даже время будто замерло

в) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай_не то уханье филина

Стилистические нормы а) Дорога каждая минута времени б) На рынке были дешевые цены (низкие) в) Он шел мне навстречу и улыбался широкой улыбкой

Стилистические нормы

а) Дорога каждая минута времени

б) На рынке были дешевые цены (низкие)

в) Он шел мне навстречу и улыбался широкой улыбкой

«Шарить» – хорошо разбираться в чем-либо, понимать «Изи» - легко, просто (от англ. easy) «По ходу» - видимо «Жиза» - жизненная ситуация «Мда» - разочарование в человеке или его поступке «Прикол» – нечто веселое, розыгрыш «Сорян» - извините, прошу прощение (от англ. sorry) «Спс» - спасибо (сокращение) «Внатуре» - в самом деле; так и есть; действительно «Заценить» - высказать свое мнение

«Шарить» – хорошо разбираться в чем-либо, понимать

«Изи» - легко, просто (от англ. easy)

«По ходу» - видимо

«Жиза» - жизненная ситуация

«Мда» - разочарование в человеке или его поступке

«Прикол» – нечто веселое, розыгрыш

«Сорян» - извините, прошу прощение (от англ. sorry)

«Спс» - спасибо (сокращение)

«Внатуре» - в самом деле; так и есть; действительно

«Заценить» - высказать свое мнение

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что лишь около 65% учащихся 10, 11 классов соблюдают речевые нормы языка, не делая ошибок (на письме) в словах, словосочетаниях и предложениях. Чтобы ознакомить учащихся с речевыми нормами, которые были нарушены, в проекте были озвучены правильные варианты расстановки знаков препинания в предложении, а также правильное написание слов и словосочетаний.

Выводы.

В ходе исследования было выявлено, что лишь около 65% учащихся 10, 11 классов соблюдают речевые нормы языка, не делая ошибок (на письме) в словах, словосочетаниях и предложениях.

Чтобы ознакомить учащихся с речевыми нормами, которые были нарушены, в проекте были озвучены правильные варианты расстановки знаков препинания в предложении, а также правильное написание слов и словосочетаний.

Заключение. Несколько правил, которые помогут вам сохранить культуру речи. – Избегайте многословия в любой ситуации общения . – Прежде чем вступить в разговор, четко сформулируйте для себя цель предстоящего общения. – Старайтесь всегда говорить кратко и точно. – Стремитесь к речевому разнообразию без использования слов-паразитов и жаргонизмов. – Читайте больше книг. Что бы кто ни говорил, у начитанного человека речь лучше.

Заключение. Несколько правил, которые помогут вам сохранить культуру речи.

– Избегайте многословия в любой ситуации общения .

– Прежде чем вступить в разговор,

четко сформулируйте для себя

цель предстоящего общения.

– Старайтесь всегда говорить кратко и точно.

– Стремитесь к речевому разнообразию

без использования слов-паразитов и жаргонизмов.

– Читайте больше книг. Что бы кто ни говорил, у начитанного человека речь лучше.

Список используемых источников Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki / Изображения в презентации - https://www.google.ru/imghp?hl=ru Решу егэ – русский язык - https://rus-ege.sdamgia.ru/ Русский язык. Учебник профильного уровня – Г. А. Богданова, Е. М. Виноградова Словарь молодежного сленга - http://teenslang.su /

Список используемых источников

Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki /

Изображения в презентации - https://www.google.ru/imghp?hl=ru

Решу егэ – русский язык - https://rus-ege.sdamgia.ru/

Русский язык. Учебник профильного уровня –

Г. А. Богданова, Е. М. Виноградова

Словарь молодежного сленга - http://teenslang.su /

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее