Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе.
«Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать.
(Н. Нильсон)
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель общества и государства. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и заменить их ничем нельзя. Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.
Современное состояние общества , высочайшие темпы его развития, предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.
Здоровьесберегающие технологии-
это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем21 века, и как совокупность приёмов ,форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья ,и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. «Здоровьесберегающие образовательные технологии»-это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить учащихся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий.
Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность.) Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и нравственное развитие личности.) Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию , повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся.) Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе , в быту.)
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Десять правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня.
Обращайте больше внимания на питание.
Больше двигайтесь.
Спите в прохладной комнате.
Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу.
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
Гоните прочь уныние и хандру.
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
Желайте себе и окружающим только добра.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
-
отсутствие назидательности и авторитарности
-
воспитание, а не изучение культуры здоровья
-
элементы индивидуализации обучения
-
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-
интерес к учебе, желание идти в школу
-
наличие физкультминуток
-
наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
-
Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
-
Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа,
уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Здоровьесберегающая самоподготовка должена: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на самоподготовке:
1.Оптимальная плотность
-
количество видов учебной деятельности
-
их смена
-
длительность и чередование
-
отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
-
чтение,
-
письмо,
-
слушание,
-
рассказ,
-
рассматривание пособий,
-
ответ на вопрос,
-
решение примеров.
-
просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
-
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
-
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на самоподготовке:
-
физкультминутки, динамические паузы
-
минутки релаксации
-
дыхательная гимнастика
-
гимнастика для глаз
-
массаж активных точек
-
речевая гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение самоподготовки рационально использовать 2-3 разрядки.
-
поговорка,
-
высказывание,
-
веселое четверостишие,
-
юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
-
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
-
высота ножек стула должна равняться длине голени.
-
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
-
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
-
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
-
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
-
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
-
позвоночник опирается на спинку стула.
-
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
-
надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на самоподготовке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
-
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
-
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.