Использование современных подходов в подготовке учащихся к ГИА и ЕНТ по русскому языку и литературе.
ГИА и ЕНТ – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому сегодня главная позиция – учитель-помощник, учитель-партнер.
Жизнь показала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
Система подготовки к ГИА и ЕНТ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:
Тестовые технологии
Групповые технологии
Информационно - коммуникационные технологии
Технология дифференциации
Тестирование – это один из видов контроля знаний. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Так, решая тесты по всем темам, учащиеся ведут личный диагностический контроль, где отмечают всякий раз западающие темы с тем, чтобы повторять теорию, получить консультацию учителя, пройти тестирование по этой же теме снова. И так до тех пор, пока тема не будет совершенно освоена. В связи с этим активно ввожу тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. В условиях онлайн-тестирования, результат которого выпускник видит сразу, так как в электронном тренажёре существует система оценивания, учащийся имеет возможность сам видеть свои ошибки и повторить теоретический материал по данной теме. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты, для самоподготовки к экзамену. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Выбираю различные виды тестов: с выбором ответов, и без выбора ответов, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности и ложности.
Применение ИКТ при подготовке к ГИА– это активизация самостоятельной деятельности учащихся, возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, повышение мотивации обучения, создание положительного настроя и ситуации успеха, применение дифференцированного подхода в обучении.
Использование возможностей уроков литературы.
Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса. Словарная работа на уроках литературы (заменить данные учителем слова из текста изучаемого произведения контекстуальными синонимами) также способствует успешному выполнению заданий по читат.грамотности. Из своего опыта хочу отметить, что при условии кропотливой и системной работы можно добиться значительных результатов по читат.грамотности.
Обучение грамотности.
Следует помнить, что при ГИА основными критериями оценивания всё же остается соблюдение языковых норм. Из этого следует, что первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена. В своей практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения можно считать наиболее эффективными?
1. «Взаимопроверка усвоения правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры)
2. «Горячий стул». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.
3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.
4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела при формативном оценивании. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические опросы.
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость.
Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).
Обогащение словарного запаса – один из важных аспектов развития речи школьников. Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас. Работа по определению лексического значения слова, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены очень важна сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения. Недаром подобные задания сейчас включены в задания по читательской грамотности. На уроках русского языка и литературы провожу работу по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функций в тексте необходимо не только при подготовке к ЕНТ, но и для успешной сдачи ГИА. Создавая тексты эссе, ребята также учатся использовать в своей речи художественно-выразительные средства языка. Работа в группах над эссе – рассуждением строится следующим образом: в группах по 3 человека распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения. Готовлю «карты-помощницы» - языковые клише, различные памятки, схемы-опоры (преимущественно для детей с особыми образовательными потребностями)
Работа с текстом учит слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом, создание собственного текста. Также включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большая роль отводится упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Создание ситуации успеха.
Как показывает опыт, не все дети способны овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю разноуровневые карточки, схемы, таблицы, памятки.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся играют задания, разработанные для формативного оценивания.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ГИА и ЕНТ, но всех нас объединяет одно: необходим хороший результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью.
Учитель русского языка и литературы Атемасова Е.В.