«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Использование сенсорных игр для развития младших дошкольников»

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире.Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить ребёнка точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Свойства предметов должны выступать для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка для дальнейшего развития восприятия ребёнка.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Консультации для воспитателей

«Использование сенсорных игр для развития младших дошкольников» (из опыта работы).


Автор: Виноградова Ольга Сергеевна

Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств ребёнка, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить ребёнка точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства (форма, цвет, величина, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Свойства предметов должны выступать для детей как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка для дальнейшего развития восприятия ребёнка.
Одновременно с формирование эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, величине. Известно, что знания, получаемые словесным путём не прочны.

Одна из главных наших задач – дать ребёнку как можно больше естественных знаний. Когда ребёнок их освоит, он сам, без помощи взрослого, будет изучать предметы и явления, и получать правильные представления о них. Сенсорное воспитание тесно переплетено с развитием мышления, речи, оно составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, без него невозможно овладение разными видами продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Если ребёнок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная активность, любознательность.
Исследователи считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим. Образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький». Также малыш должен научиться определять качества предметов (мягкий, твёрдый, холодный, горячий, сырой, сухой, лёгкий, тяжёлый, колючий, гладкий). Чтобы познакомить с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать, сжимать, гладить, то есть, совершать действия, которые называются моторными. Все эти образцы сенсорных эталонов разных свойств ребёнок может усвоить в игре. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на прогулке, во второй половине дня.

Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Вся наша работа ведётся совместно с родителями. Нами были организованы консультации, где родителей познакомили с приёмами ознакомления малышей с

сенсорными эталонами, рассказали о важности своевременного сенсорного воспитания, а также о том, какая работа должна проводиться в семье. Показали взрослым, как играть с детьми в игры, рассказали какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей. Были даны рекомендации, как использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики пальцев рук. Например, рисование пальчиком, палочкой на подносе из крупы; сделать шумовые инструменты, используя бочонки от киндеров, флаконы от шампуней. А если приобрести 2 упаковки губок различных цветов и размеров, появится оригинальный лёгкий, экономичный конструктор. Главное – вовремя вспомнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам кажутся привычными и незаметными, для ребёнка могут оказаться целым открытием.
Летом прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Рисование по мокрому песку пальцами или палочкой – увлекательное занятие.
У нас в группе очень много игр. Традиционные игры и пособия – вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игры Монтессори, Никитина, дидактические игры типа «Лото», «Подбери по цвету (форме)» и другие удачно сочетаются и дополняются пособиями, сделанными своими руками, такими как, «Волшебный шар», «Чудесное ведро», «Сухой бассейн», зоной практической жизни (застёжки, кнопки, молнии).
Таким образом, использование интересных, доступных и полезных игр, позволяет воспитателю обеспечить решение образовательных сенсорных задач.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее