«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории

Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов. Вопрос «Как преподавать историю сегодня в учебном заведении?» волнует преподавателей. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к безразличию и тоске в глазах студентов, у них снижается желание учиться. В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи студентам в процессе обучения происходит снижение уровня их самостоятельности. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности у ребят учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы И.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.В.Кудрявцев). Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что серьезное внимание в обучении надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения. Под проблемным обучением сегодня понимают обучение, протекающее в виде разрешения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение, которой нельзя получить по готовому образцу.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ  «АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»  г. Шимановск Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории   Преподаватель истории И.В.Белова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» г. Шимановск

Использование различных форм работы

в рамках технологии проблемного обучения

на уроках истории 

Преподаватель истории И.В.Белова

Как преподавать историю сегодня?

Как преподавать историю сегодня?

Теория проблемного обучения Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения  К.Д.Ушинский

Теория проблемного обучения

Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения

К.Д.Ушинский

Формы изложение материала 1. Проблемное изложение 2. Поисковая беседа

Формы изложение материала

1. Проблемное изложение

2. Поисковая беседа

Урок-практикум: Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.     Рис.1 Проповедник Ян Гус

Урок-практикум:

Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.  

Рис.1 Проповедник Ян Гус

Откуда взялся образ двуглавого орла на Руси?

Впервые версия о заимствовании двуглавого орла из герба Византии была озвучена первым русским историографом В.Н. Татищевым в «Истории Российской» в середине XVIII века

По мнению

Е.В. Пчелова двуглавый орел не был государственным гербом Византийской империи. Он не помещался ни на императорских печатях, ни монетах

Орла

Рис. 2 Двуглавый орел на

печати Ивана III

Ю. Крижанич, писатель, упрекал русских правителей в некотором пристрастии к иностранной символике в оформлении власти, в том числе и к заимствованию двуглавого орла. Характерно, что он относил двуглавого орла не к римским (византийским) эмблемам, а к немецким: «царь Иван принял в печать орла двуглавого, знак немецкий, как будто бы не было знака равноценного по значению немецкому»  

Академик Н.П.Лихачев считал неприемлемым существующее в литературе мнение о заимствовании великим московским князем государственной печати, а вместе с нею и двуглавого орла из Византии

Немецкий исследователь Э. Корнеманн считал, что двуглавый орел появился в Европе в результате крестовых походов, возникновения Латинской империи, соседствовал с одноглавым римским орлом, был известен европейцам как символ великих восточных империй, возникших путем объединения земель, брачных союзов и т.д.

Урок «Крещение Руси» Корзина идей братоубийца  жестокий сластолюбивый любвеобильный порочный безудержный святой заботливый защитник земли в народной памяти великий князь покровитель Рис. 3 Князь Владимир Святославович

Урок «Крещение Руси»

Корзина идей

братоубийца

жестокий

сластолюбивый

любвеобильный

порочный

безудержный

святой

заботливый

защитник земли

в народной памяти

великий князь

покровитель

Рис. 3 Князь Владимир Святославович

Формула проблемного обучения Творческое овладение знаниями = Проблемная ситуация + Самостоятельная активная деятельность

Формула проблемного обучения

Творческое

овладение знаниями

=

Проблемная ситуация

+

Самостоятельная

активная деятельность

Урок: «Первые законы на Руси» Усвоить Выделить главное Применить на практике Игровая ситуация Рис. 4 Князь Ярослав – автор первого свода законов на Руси

Урок: «Первые законы на Руси»

  • Усвоить
  • Выделить главное
  • Применить на практике

Игровая ситуация

Рис. 4 Князь Ярослав – автор первого свода законов на Руси

Урок: «Советско-финская война  1939-1940 годов» За что в канун Великой Отечественной войны СССР был исключен из Лиги Наций? Советские пехотинцы на позиции

Урок: «Советско-финская война 1939-1940 годов»

За что в канун Великой Отечественной войны

СССР был исключен из Лиги Наций?

Советские пехотинцы на позиции

Формы изложение материала 1. Проблемное изложение 2. Поисковая беседа

Формы изложение материала

1. Проблемное изложение

2. Поисковая беседа

Урок: «Становление  индустриального общества» «Нужен ли обществу технический прогресс?» Метод «Фишбоун»

Урок: «Становление индустриального общества»

«Нужен ли обществу технический прогресс?»

Метод «Фишбоун»

«Мозговой штурм» 1. Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков? 2. Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.? 3. Всем известно о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза?

«Мозговой штурм»

1. Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков?

2. Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.?

3. Всем известно о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза?

«Нестандартная постановка темы урока» 1. Тема урока «Экономическое развитие России в XVIII веке» «Стало ли XVIII столетие переломным в развитии экономики России?»  2. Тема урока «Распад СССР» «М.С. Горбачев- великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?»

«Нестандартная постановка

темы урока»

1. Тема урока «Экономическое развитие России в XVIII веке» «Стало ли XVIII столетие переломным в развитии экономики России?»

2. Тема урока «Распад СССР» «М.С. Горбачев- великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?»

Урок: Политическая раздробленность Древнерусского государства «Кластер»

Урок: Политическая раздробленность Древнерусского государства

«Кластер»

Формула ориентирования в историческом пространстве заинтересовать показать вовлечь обеспечить комфорт

Формула ориентирования в историческом пространстве

заинтересовать

показать

вовлечь

обеспечить

комфорт

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости А.С. Пушкин

Уважение к минувшему –

вот черта, отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее