«Использование пескотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Красивая и грамотная речь в настоящее время стала залогом успеха любого человека. Но прежде чем достичь этого необходимо пройти длительный путь речевого развития, которая начинается с самого раннего возраста.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Часто ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); - стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Упражнения с песком, которые можно использовать на логопедических занятиях
• «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
• Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
• Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
• Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
• Выложить фишками геометрическую фигуру.
• Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
• Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
• Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.
• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Развитие фонематического слуха
- «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
- «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
Слоговые сочетания: ба-па, та-да, са - за, ма - на - ма, да - та – да.
Слова: кот – год – кот; том – дом - ком; басня – башня – пашня.
- «Новоселье» - в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»).
Формирование слоговой структуры слова - «Назови предмет»- учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т.д.
- «Весёлый поезд»- учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок), каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем—три слога. - «Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. - «Раздели слово на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
Совершенствование грамматического строя речи
- «Кто знает больше слов?» (на подбор и согласование существительных с прилагательными). Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (огурец – овальный, зелёный; ёлка – пластмассовая , колючая и т.д.).
- «Пересчитай»- (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)
- «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Учитель-логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.)
- «Один-много» (на употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Учитель-логопед предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)
Звуковой анализ слова и предложения
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
- «Слово рассыпалось». Ребёнок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет из них слова.
- «Волшебные превращения». Учитель-логопед предлагает детям написать слово (1, 2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (рак-мак).
-«Секретное письмо». Учитель-логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения. Затем учитель-логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.
Обучение грамоте
-«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.
Развитие связной речи
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка -- дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
- «Начни предложение» - ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
- «Друзья»- при рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.
• При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- формируются навыки чтения и письма.