«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование песенного материала при обучении иностранному языку в начальной школе

Применение песенного материала при обучении иностранному языку в начальной школе имеет большое значение, так как целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у обучающихся навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы песенного творчества. На сегодняшний день отдельные методические аспекты использования песенного материала на занятиях по иностранному языку уже активно анализируются и изучаются, но пока еще отсутствует общая концепция применения песен в обучении.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Ю. Г. Опрятнова, И. О. Решетникова

Нижний Тагил, Россия


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Применение песенного материала при обучении иностранному языку в начальной школе имеет большое значение, так как целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у обучающихся навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы песенного творчества. На сегодняшний день отдельные методические аспекты использования песенного материала на занятиях по иностранному языку уже активно анализируются и изучаются, но пока еще отсутствует общая концепция применения песен в обучении.

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности (ВРД), который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный ВРД имеет свои цели, задачи, предмет и результат [3, с. 101].

Методист Гебель С. Ф. определил следующие принципы отбора песенного материала для аудирования:

  1. принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся. В соответствии с этим принципом исходным пунктом отбора песенного материала служат народные песни, короткие рифмовки и припевки;

  2. принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов ребят. Данный принцип позволяет отобрать из большого количества аутентичного песенного материала песни с яркой, запоминающейся мелодией;

  3. принцип методической ценности формирования и совершенствования базовых речевых навыков и умений детей, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения с учетом действующих учебных программ, а также методических условий данного урока [2, с. 28-30].

На уроках английского языка песни могут использоваться для достижения различных целей, задач и на разных этапах урока, а именно:

  1. как фонетическая зарядка на начальном этапе урока. Лучше выбирать детские песни, потому что они просты, ритмичны и просты в запоминании;

  2. для прочного усвоения лексического и грамматического материала;

  3. для развития речевых навыков и умений;

  4. для расслабления во время урока вместо физ. минутки. Когда учащиеся испытывают психологическую и физическую напряженность, им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Методист, автор учебников и пособий Никитенко З. Н. выдвигает следующие основные требования к песенному материалу:

  1. песня способствует реализации культурологического компонента обучения;

  2. песня воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу личности;

  3. песенный материал помогает формированию и совершенствованию слухопроизносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков и умений, предусмотренных программой;

  4. при отборе песенного материала обязательно учитываются возрастные особенности и интерес учащихся [5, с. 14-20].

В системе упражнений для работы над песней для аудирования можно выделить 3 типа:

Lead-in – подготовительные упражнения к прослушиванию (введение в тему). Этот тип предполагает следующие этапы работы с песней:

  1. знакомство с исполнителем;

  2. обсуждение названия песни (темы);

  3. ознакомление с незнакомой лексикой;

  4. использование текста песни как отрывка для чтения (например, расположить в правильном порядке предложения либо части куплетов из песни).

While-listening – прослушивание песни и выполнение специальных упражнений, основанных на понимании текста песни. В данном типе возможно применение следующих заданий:

  1. исправить неверную информацию (слова в тексте);

  2. вопросы на выбор (верно/неверно);

  3. вставить пропущенные слова (с множественным выбором);

  4. вставить самим пропущенные слова (без множественного выбора).

Follow-up activitiesупражнения на развитие базисных речевых навыков и умений. Этот тип предполагает следующие задания:

  1. вопросы по содержанию песни;

  2. если просушиваемая песня из кинофильма, то о чем фильм?

  3. обсуждение темы песни (дружба, любовь, бедность, проблемы; окружающей среды, бизнес, деньги, обида, разочарование, счастье и т. д.);

  4. описать героя песни;

  5. рассмотреть поэтический перевод песни.

Изучив и проанализировав теоретические источники по использованию песенного материала на уроках иностранного языка в начальной школе, мы можем сформулировать следующие рекомендации по организации данного вида деятельности в обучении:

  1. проанализировать учебно-методический комплекс по иностранному языку, используемый на начальной ступени обучения на наличие песен;

  2. при отсутствии песенного материала необходимо подобрать песни к каждому разделу учебника;

  3. учитывать возрастные особенности обучающихся и особенности их личностного развития;

  4. важно заранее определить, на каком этапе урока будет использоваться работа с песенным материалом;

  5. перед прослушиванием песни необходимо ознакомить обучающихся с автором музыкального произведения, его краткой биографией и творческой деятельностью;

  6. на начальном этапе обучения иностранному языку при работе с песенным материалом нужно предоставлять обучающимся опору в виде текста песни, статического изображения или видеоролика;

  7. перед первым просушиванием песни необходимо ознакомить обучающихся с незнакомыми и трудными словами;

  8. необходимо выполнить фонетическую отработку новых слов перед прослушиванием песенного материала;

  9. на подготовительном к прослушиванию этапе важно разобрать незнакомые грамматические структуры либо повторно закрепить уже известные структуры;

  10. после первого прослушивания следует определить степень понимания текста песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);

  11. после прослушивания необходимо определить главную тему песни;

  12. важно после завершения всех упражнений над песенным материалом выполнить фонетическую отработку музыкального произведения по частям;

  13. на начальном этапе обучения иностранному языку стоит использовать песенный материал для обучения межкультурной коммуникации, а также при обучении фонетике;

  14. использовать разнообразный по содержанию песенный материал;

  15. выбирать песенный материал, соответствующий теме урока, целям и задачам, а также важно учитывать предпочтения обучающихся;

  16. стремиться к регулярному включению песенного материала во все формы образовательного процесса (уроки, внеклассная деятельность, игра);

  17. создавать условия для максимальной активности обучающихся и сотрудничества между ними в ходе выполнения упражнений к песне;

  18. составлять разнообразные упражнения по работе над песенным материалом;

  19. песенный материал должен всесторонне развивать обучающегося;

  20. следует обращать внимание на подбор адекватного песенного материала, чтобы песни способствовали воспитанию нравственных качеств и правил этикета;

  21. аудиозапись или видеозапись должны быть хорошего качества, с четким произношением;

  22. использовать современные технологии при работе с песенным материалом.

Использование песенного материала на уроках возможно при изучении лексики, грамматики, фонетики. Кроме того, при помощи песен можно отрабатывать фразеологизмы и различные устойчивые конструкции. Применяя сформулированные нами рекомендации на практике, составим ряд упражнений с использованием песенного материала: лексическое, грамматическое и фонетическое упражнения.


Лексическое упражнение по теме «Животные» (3 класс)

        1. Учитель сообщает обучающимся краткую информацию о песне «Old MacDonald had a farm»:  «Old MacDonald Had a Farm» — английская песня для детей о фермере, которого зовут Макдональд. На ферме у старого фермера живут различные животные.

  1. Заполните пропуски во время прослушивания песни:

Old MacDonald had a farm,

Ee I ee I oh!

And on that farm he had some ________ (ducks),

Ee I ee I oh!

With a quack-quack here,

And a quack-quack there

Here a quack there a quack,

Everywhere a quack-quack

Old MacDonald had a farm

Ee I ee I oh!

  1. Какие животные живут у мистера Макдональда на его ферме? (обучающиеся отвечают устно)

  2. Выбери любое животное и составь свой куплет песни про него, используя клише из песни «Old MacDonald had a farm»:

Old MacDonald had a farm, E-I-E-I-O,
And on that farm he had a [имя животного], E-I-E-I-O,
With a [дважды голос животного] here and a [дважды голос животного] there
Here a [голос животного], there a [голос животного],

everywhere a [дважды голос животного]
Old MacDonald had a farm, E-I-E-I-O.


Упражнение по грамматике (4 класс)

С целью отработки сравнительной конструкции asas в рамках изучения степеней сравнения прилагательных наиболее удачной является песня Everything At Once (Lenka). Кроме того, это упражнение позволяет повторить прилагательные и изучить новые, а также вспомнить названия животных.

  1. Объяснение правил использования конструкции asas в речи.

  2. В начале работы рекомендуется познакомиться с новыми словами:
    neat — чёткий, ясный, точный, mean — неприятный, противный, bite — укус, toad [təud] — жаба и пр. Затем дети слушают песню и вписывают пропущенные слова: в одном куплете существительные, в другом — прилагательные.

As sly as a ___, as strong as an ox
As fast as a ___, as brave as a bear
As free as a ___, as neat as a word
As quiet as a ___, as big as a house

As warm as the sun, as ___ as fun
As cool as a tree, as ___ as the sea
As hot as fire, ___ as ice
Sweet as sugar and everything ___.

  1. Учитель выдает обучающимся текст песни.

  2. Перевод устойчивых идиом-сравнений:

As sly as a fox – хитрый как лиса; as strong as an oxcильный, здоровый как бык; as fast as a hare – быстрый как заяц; as quiet as a mouse – тихий как мышь; as ugly as a toad – уродлив как жаба; as free as a bird – свободный как птица; as bright as day – светло как днём; as cold as ice – холодный как лёд; as obstinate as a mule – упрямый как осел.

  1. Опираясь на текст песни, обучающиеся выполняют перевод следующих словосочетаний:

Сладкий как сахар, вкусный; огромный как кит; смелый как медведь; ясный как слово; злой как волк; острый как клык; темный как ночь; горячий как огонь; прямой как черта; красивый как картина; крепкий как семья; величественный как королева; скрытный как тигр; плавный как планер; гудящий как пчела; мелодичный как песня; длинный как дорога; глубокий как рана.


Фонетическое упражнение (1-2 класс)

Песня «Phonics Song» применяется при изучении алфавита. В качестве наглядности следует использовать видеозапись.

  1. Учитель включает песню для первого прослушивания и ознакомления:

Phonics Song

A is for apple a a apple

B is for ball b b ball

C is for cat c c cat

D is for dog d d dog

E is for elephant e e elephant

F is for fish f f fish

G is for gorilla g g gorilla

H is for hat h h hat

I is for igloo i i igloo

J is for juice j j juice

K is for kangaroo k k Kangaroo

L is for lion l l lion

M is for monkey m m monkey

N is for no n n no

O is for octopus o o octopus

P is for pig p p pig

Q is for question q q question

R is for ring r r ring

S is for sun s s sun

T is for train t t train

U is for umbrella u u umbrella

V is for van v v van

W is for watch w w watch

X is for box x x box

Y is for yellow y y yellow

Z is for zoo z z zoo.

So many things for you to learn about,

So many ways to sing a song.

  1. Во время второго прослушивания учитель делает паузы после каждой буквы алфавита, обучающиеся повторяют.

  2. Данная песня используется в течение нескольких уроков как фонетическая разминка до полного заучивания песни.

Итак, использование песенного материала на уроке является многофункциональным по своей сути, так как с помощью одной песни можно уделить внимание лексике, грамматике и фонетике одновременно, а также изучить фразеологизмы. Таким образом, использование песенного материала при обучении иностранному языку в начальной школе помогают учителю провести урок интересно и продуктивно, а обучающимся легко и эффективно усвоить материал.


Литература

  1. Веренинова, Ж. Б. Песня как методический прием при фонетической отработке английских средних сонатов [Текст] / Ж. Б. Веренинова // Иностранный язык в школе, 2000. – №5. – 26 – 31 с.

  2. Гебель, С. Ф. Использование песни на уроках иностранного языка [Текст] / С. Ф. Гебель // Иностранные языки в школе, 2009. – №5. – 28 – 30 с.

  3. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков – A handbook of English-Russian terminology for language teaching [Текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб. : Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001 г. — 224 с.

  4. Матюхина, Я. С. Аудирование песен на уроках английского языка как метод его изучения [Текст] / Я. С. Матюхина, Т. В. Кушнарева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/11117?show=full

  5. Никитенко, З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе [Текст] / З. Н. Никитенко В. Ф. Аитова В. М. Аитова // Иностранный язык в школе, 1996. – №4. –14 – 20 с.

  6. Песни на английском языке для детей [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://english4kids.russianblogger.ru/category/english_video/english_kids_songs

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее