Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографии в шоу-игровом коллективе «Хок»
Иванова Ксения Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Детско-юношеский центр»
Удмуртия, г.Глазов
Развитие гибкости имеет важное значение в хореографии, занимает длительный временной промежуток, часто сопровождающийся болезненными ощущениями юных танцоров, как педагогу дополнительного образования, хореографу, человеку, имеющему собственный опыт занятия танцами в течении 19 лет известна данная проблема. В целях облегчения и совершенствования данного процесса мной была определена тема самообразования «Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографии в шоу-игровом коллективе «Хок»
Цель исследования – определить эффективность использования нетрадиционных методик физического воспитания, таких как йога и стретчинг, в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографией в шоу-игровом коллективе «Хок». Объектом исследования явились гибкость, как психофизическое качество, учащихся старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Предмет исследования – процесс развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с применением методик нетрадиционного физического воспитания на занятиях современной хореографии. Для решения задач были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогические наблюдения;
- педагогические контрольные испытания (тесты);
- методы математической статистики;
- сравнительный педагогический эксперимент.
В первую очередь мы рассмотрели особенности развития, значение гибкости у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, теоретические сведения о гибкости и ее видах, особенностях проведения занятий по ее развитию. Изучили характеристику и описание применения нетрадиционных методик физического воспитания в обучении современной хореографии.
Далее уделили внимание практической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, описанию проведения педагогического эксперимента и содержанию работы по развитию гибкости посредством использования нетрадиционной и традиционной методик физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет на занятиях современной хореографией в шоу-игровом коллективе «Хок».
В процессе изучения литературы было определено оценивать гибкость по методике Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова [5] по следующим параметрам:
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки в см
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град)
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град.)
В силу специфики обучения современной хореографии, мы добавили еще тест – упражнение «Мостик» (подвижность позвоночного столба). Результат (в сантиметрах) измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.
Эксперимент проводился с учащимися младшей группы шоу-игрового коллектива «Хок» старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы обучающихся (средний возраст – 6 лет). Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа (КГ) занималась по программе развития гибкости на основе традиционной методики. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными методиками физического воспитания. Возрастной и половой состав обучающихся в обеих группах был идентичным.
Для доказательства гипотезы исследования было разработано 4 комплекса упражнений на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста посредством традиционных методик физического воспитания. Развитие гибкости в хореографии трудоемкий процесс, необходимо систематическая однотипная деятельность, нередко сопровождающаяся болевыми ощущениями в мышцах, что вызывает трудности у учащихся. С целью разнообразия данной деятельности и улучшения гибкости на занятиях в экспериментальной группе шоу-игрового коллектива «Хок» используются нетрадиционные методики физического воспитания, такие как стретчинг и детская йога.
Разработано 4 комплекса стретчинга и 7 комплексов детской йоги. В основе комплексов заложены игровые приемы, а также комплекс строится на сюжете известной обучающимся сказки.
Упражнения стретчинга и детской йоги в нашем исследовании носят имитационных характер и выполняются по ходу занятия современной хореографии, состоящего из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению развивающих задач. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений более соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
Данные комплексы нравятся детям и вызывают положительные эмоции, так же как и выполнение асан хатха-йоги – асаны кобры, кошки, собаки, саранчи и т.д. Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых – имеются несущественные различия. Так, например, наклоны туловища вперед в положении стоя. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости позвоночного столба составил в среднем - 8,4 см, по итогам эксперимента (май) - 10,6 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе – 8,9 см в начале эксперимента, в финале эксперимента – 11,4 см соответственно. В КГ средний результат улучшился на 2,2 см, в экспериментальной – на 2,5 см.
Упражнение «Мостик» – результат данного упражнения дополняет данные о гибкости позвоночного столба к данным упражнения наклоны туловища вперед. Результат измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем –10,1 см, в конце эксперимента (май) –8,4 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, составили соответственно – 7,9 см в начале эксперимента и 5,7 см в конце эксперимента.
Разведение ног вперед-назад с опорой на руки (продольный и поперечный шпагат). Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» дают более полную картину о развитии гибкости. Так, средний показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 176 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили 173 градуса в начале исследования и достигли 179 градусов в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила 4 градуса, в экспериментальной группе - 6 градусов.
В обеих группах и наблюдается положительная динамика во всех трех шпагатах.
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются небольшие различия. Положительная динамика контрольной группы, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям с использованием традиционных методик физического воспитания.
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости (разработанные комплексы упражнений) и сильной мотивацией учащихся к занятиям стретчингом и йогой.
По итогам исследования было проведено анкетирование среди обучающихся по следующим вопросам:
Знаешь ли ты что такое йога?
Знаешь ли ты что такое cтретчинг?
Нравятся ли тебе занятия по развитию гибкости?
Занятия по развитию гибкости несложные для тебя?
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
| Утвердительный | отрицательный | Утвердительный | отрицательный |
Вопрос 1 | 9 – 90 % | 1 – 10 % | 10 – 100% | - |
Вопрос 2 | 7 – 70 % | 3 – 30 % | 10 – 100% | - |
Вопрос 3 | 6 – 60 % | 4 – 40 % | 10 – 100% | - |
Вопрос 4 | 5 – 50% | 5 – 50% | 10 – 100% | - |
Таким образом, использование нетрадиционных методик физического воспитания, таких как стретчинг и детская йога большое значение оказывают на мотивацию учащихся к занятиям по развитию гибкости в современной хореографии.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дополнительные средства, методы и разработанные комплексы упражнений, использование нетрадиционных методик физического воспитания, таких как стретчинг и йога для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста воздействуют эффективно. Разработанные комплексы физических упражнений можно использовать для того, чтобы повысить уровень гибкости и особенно поднять мотивацию и интерес детей старшего дошкольного возраста к трудоемким занятиям по растяжке при обучении современной хореографии.
Список использованной литературы
Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст]/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов,3. Н. Вяткина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
Бражник, А.Л. Эффективные методики растяжки. – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009. – 134 с.
Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении/ Н. С. Голицына. – М. : Скрипторий, 2006. – 203 с.
Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды I Международной научно-практической конференции/ Под. ред. Ю. Ф. Змановского. – Дубна, 2002. – С. 23–25.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник [Текст] /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.