«Зимний фестиваль знаний 2025»

Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7лет

Развитие гибкости имеет важное значение в хореографии. Цель исследования-определить эффективность использования нетрадиционных методик

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографии в шоу-игровом коллективе «Хок»

Иванова Ксения Александровна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Детско-юношеский центр»

Удмуртия, г.Глазов



Развитие гибкости имеет важное значение в хореографии, занимает длительный временной промежуток, часто сопровождающийся болезненными ощущениями юных танцоров, как педагогу дополнительного образования, хореографу, человеку, имеющему собственный опыт занятия танцами в течении 19 лет известна данная проблема. В целях облегчения и совершенствования данного процесса мной была определена тема самообразования «Использование нетрадиционных методик физического воспитания в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографии в шоу-игровом коллективе «Хок»

Цель исследования – определить эффективность использования нетрадиционных методик физического воспитания, таких как йога и стретчинг, в процессе развития гибкости у детей 6-7 лет на занятиях современной хореографией в шоу-игровом коллективе «Хок». Объектом исследования явились гибкость, как психофизическое качество, учащихся старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Предмет исследования – процесс развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с применением методик нетрадиционного физического воспитания на занятиях современной хореографии. Для решения задач были использованы следующие методы:

- анализ научно-методической литературы;

- педагогические наблюдения;

- педагогические контрольные испытания (тесты);

- методы математической статистики;

- сравнительный педагогический эксперимент.

В первую очередь мы рассмотрели особенности развития, значение гибкости у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, теоретические сведения о гибкости и ее видах, особенностях проведения занятий по ее развитию. Изучили характеристику и описание применения нетрадиционных методик физического воспитания в обучении современной хореографии.

Далее уделили внимание практической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, описанию проведения педагогического эксперимента и содержанию работы по развитию гибкости посредством использования нетрадиционной и традиционной методик физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет на занятиях современной хореографией в шоу-игровом коллективе «Хок».

В процессе изучения литературы было определено оценивать гибкость по методике Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова [5] по следующим параметрам:

  1. Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки в см

  2. Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град)

  3. Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град.)

В силу специфики обучения современной хореографии, мы добавили еще тест – упражнение «Мостик» (подвижность позвоночного столба). Результат (в сантиметрах) измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.

Эксперимент проводился с учащимися младшей группы шоу-игрового коллектива «Хок» старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы обучающихся (средний возраст – 6 лет). Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа (КГ) занималась по программе развития гибкости на основе традиционной методики. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными методиками физического воспитания. Возрастной и половой состав обучающихся в обеих группах был идентичным.

Для доказательства гипотезы исследования было разработано 4 комплекса упражнений на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста посредством традиционных методик физического воспитания. Развитие гибкости в хореографии трудоемкий процесс, необходимо систематическая однотипная деятельность, нередко сопровождающаяся болевыми ощущениями в мышцах, что вызывает трудности у учащихся. С целью разнообразия данной деятельности и улучшения гибкости на занятиях в экспериментальной группе шоу-игрового коллектива «Хок» используются нетрадиционные методики физического воспитания, такие как стретчинг и детская йога.

Разработано 4 комплекса стретчинга и 7 комплексов детской йоги. В основе комплексов заложены игровые приемы, а также комплекс строится на сюжете известной обучающимся сказки.

Упражнения стретчинга и детской йоги в нашем исследовании носят имитационных характер и выполняются по ходу занятия современной хореографии, состоящего из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению развивающих задач. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений более соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Данные комплексы нравятся детям и вызывают положительные эмоции, так же как и выполнение асан хатха-йоги – асаны кобры, кошки, собаки, саранчи и т.д. Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых – имеются несущественные различия. Так, например, наклоны туловища вперед в положении стоя. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости позвоночного столба составил в среднем - 8,4 см, по итогам эксперимента (май) - 10,6 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе – 8,9 см в начале эксперимента, в финале эксперимента – 11,4 см соответственно. В КГ средний результат улучшился на 2,2 см, в экспериментальной – на 2,5 см.

Упражнение «Мостик» – результат данного упражнения дополняет данные о гибкости позвоночного столба к данным упражнения наклоны туловища вперед. Результат измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем –10,1 см, в конце эксперимента (май) –8,4 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, составили соответственно – 7,9 см в начале эксперимента и 5,7 см в конце эксперимента.

Разведение ног вперед-назад с опорой на руки (продольный и поперечный шпагат). Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении «продольный шпагат» дают более полную картину о развитии гибкости. Так, средний показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 176 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили 173 градуса в начале исследования и достигли 179 градусов  в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила 4 градуса, в экспериментальной группе - 6 градусов.

В обеих группах и наблюдается положительная динамика во всех трех шпагатах.

Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются небольшие различия. Положительная динамика контрольной группы, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям с использованием традиционных методик физического воспитания.

Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, значительные изменения объясняются именно  эффектом акцентированного развития гибкости (разработанные комплексы упражнений) и сильной мотивацией учащихся к занятиям стретчингом и йогой.  

По итогам исследования было проведено анкетирование среди обучающихся по следующим вопросам:

  1. Знаешь ли ты что такое йога?

  2. Знаешь ли ты что такое cтретчинг?

  3. Нравятся ли тебе занятия по развитию гибкости?

  4. Занятия по развитию гибкости несложные для тебя?


Контрольная группа

Экспериментальная группа


Утвердительный

отрицательный

Утвердительный

отрицательный

Вопрос 1

9 – 90 %

1 – 10 %

10 – 100%

-

Вопрос 2

7 – 70 %

3 – 30 %

10 – 100%

-

Вопрос 3

6 – 60 %

4 – 40 %

10 – 100%

-

Вопрос 4

5 – 50%

5 – 50%

10 – 100%

-


Таким образом, использование нетрадиционных методик физического воспитания, таких как стретчинг и детская йога большое значение оказывают на мотивацию учащихся к занятиям по развитию гибкости в современной хореографии.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дополнительные средства, методы и разработанные комплексы упражнений, использование нетрадиционных методик физического воспитания, таких как стретчинг и йога для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста воздействуют эффективно. Разработанные  комплексы физических упражнений можно использовать для того, чтобы повысить уровень гибкости и особенно поднять мотивацию и интерес детей старшего дошкольного возраста к трудоемким занятиям по растяжке при обучении современной хореографии.



Список использованной литературы


  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст]/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов,3. Н. Вяткина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.

  2. Бражник, А.Л. Эффективные методики растяжки. – Харьков: ФЛП Дудукчан И.М., 2009. – 134 с.

  3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении/ Н. С. Голицына. – М. : Скрипторий, 2006. – 203 с.

  4. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды I Международной научно-практической конференции/ Под. ред. Ю. Ф. Змановского. – Дубна, 2002. – С. 23–25.

  5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник [Текст] /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее