«Осенний фестиваль знаний 2024»

Использование мимики, жестов, образной речи, пластики тела в театральных упражнениях

Театральный этюд - это очень непростая, но удивительно интересная тема. Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Театральные этюды и их разновидности».

Театральный этюд - это очень непростая, но удивительно интересная тема. Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего,  зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.


Существует четыре основных разновидности актерского этюда:


1) этюды «наблюдения». Это Ваши наблюдения из жизни других людей. Они основаны на «подсматривании» того, что делают другие люди, как они существуют в определенных ситуациях. Этюды на наблюдение помогают нам научится видеть то, чего не видят другие, замечать интересное в обыденном. Этюды на наблюдение помогают актёру для разработки образа персонажа, для передачи правды жизни на сцене.


Разновидностью этюдов «наблюдения» являются этюды — наблюдения за животными. Вы идете в зоопарк (или как-то еще, можно и по Интернету или вживую, если у Вас дома есть домашние животные), и наблюдаете за отдельными животными, а затем делаете этюд «с ними». Например, «кошечка» подходит к тарелке с едой, видит что-то вкусное, лакомится и, довольная, уходит.

Этюды «с животными» требуют очень подробного присвоения их повадок, пластики, движений. Нужно очень долго наблюдать за животными, прежде чем их «показать».

2) этюды на «ПФД» (память физического действия). Это этюды, в которых на первое место выходит достоверность физических движений для достижения Вами определенных приземленных целей.

Например, Вы заходите к себе в комнату, садитесь за стол, берете лист бумаги и ручку, и пишете письмо своему близкому другу (подруге, родителям, прочим родственникам, что кому ближе). Затем, дописав, упаковываете письмо в конверт и берете его с собой, чтобы отослать по почте. И письмо, и конверт — должны быть воображаемыми. Но текст — должен быть Вашим — самым конкретным, вплоть до букв, интонаций, обращений.

3) этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Это выдуманные или невыдуманные истории, произошедшие с Вами лично, или могущие с Вами произойти. Например: Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите.

Тут тоже необходимо «развитие»: приходите в комнату, недовольный «замечаете», что в Вашей комнате бардак, а скоро приедут родители (например), быстро убираетесь и, удовлетворенный, выходите из комнаты.

4) этюды «на событие». Это этюды, где — с Вами или с Вашими персонажами происходит нечто, что меняет все Ваши (их) изначальные планы, или сильно увеличивает роль данного события (этого неожиданного «нечто») в Вашей (или их) жизни. Героями этюда «на событие» можете быть Вы («я в предлагаемых обстоятельствах») или подсмотренные Вами персонажи («наблюдения»).


Этюд состоит из:

1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Практическая часть.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)

1.     Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

королевский трон

аквариум с рыбками

костер

куст цветущих роз.

2.     Передать книгу друг другу так, будто это:

кусок торта

хрустальная ваза

кирпич

3.     Взять со стола карандаш, как будто это:

горячая печеная картошка

маленькая бусинка

червяк.

4.     Выполнять различные действия:

чистить картошку

нанизывать на нитку бусы

есть пирожное.

5. Упражнение «Напишите письмо»

Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее