Использование мифов в литературе и искусстве. Гесиод «Труды и дни», Овидий «Метаморфозы».
Цель:
- познакомить учащихся с творчеством древнегреческих поэтов Гесиода и Овидия; научить различать миф и сказку;
- развивать мышление и речь, умение сопоставлять и делать выводы;
- воспитывать уважение и интерес к мифологии народов мира.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Беседа.
- Что такое мифы, каковы их особенности?
- Что означает понятие «мифология»? Какую роль играет мифология в литературе и искусстве?
- Что такое мифологическое время? Расскажите о нем.
- Что такое мифологема?
- Объясните смысл выражений «сизифов труд», «панический страх», «танталовы муки». Расскажите об их происхождении.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с двумя замечательными поэтами античности: древнегреческим поэтом Гесиодом и древнеримским поэтом Овидием, которые в своих произведениях рассказали о разных периодах в истории человечества. Поговорим о выдающихся произведениях («Труды и дни» Гесиода и «Метаморфозы» Овидия), сравним их, найдем сходство и различия.
Гесиод – известный древнегреческий поэт 8-7 в. до н. э. - родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы и внушили ему поэтический дар.
Гесиод стал профессиональным рапсодом - исполнителем эпических песен. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.
Предание повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем.
Наиболее значительное произведение Гесиода - поэма «Труды и дни», написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом.
Ухудшение положения крестьянства создаёт у Гесиода пессимистическое отношение к современности (миф о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного).
В поэму введены разнообразные нравственные правила и хозяйственные наставления, в ней много народных пословиц и поговорок, басен и мифов. Во второй части поэмы описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.
Ещё одна поэма Гесиода, «Теогония», является попыткой привести в систему эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.
Овидий – древнеримский поэт, родился в 43 году до нашей эры в городе Сульмоне (Италия). Овидий принадлежал к семье не знатной, но богатой и уважаемой. Он учился в Риме у лучших риторов, совершил обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии. Его ждала блестящая карьера, но он посвятил себя поэзии. Очень быстро Овидий стал знаменит.
Младшими был я чтим не меньше,
Чем старшие мною,
Долго известности ждать
Музе моей не пришлось, -
так писал он о себе.
С 20-го года до н. э. до 8 года вышли 2 издания «Любовных элегий», поэма «Наука любви», а также имевшая громкий успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея» и другие.
Главное произведение Овидия – поэма «Метаморфозы» («Превращения») – было написано, когда в 8 году император Август отправил Овидия в ссылку на западный берег Черного моря, в город Томы (Румыния). Овидию сказали: «Ты виноват – тебя наказывают, а в чем виноват – ты сам должен понимать…» Все книги Овидия были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания не тронули ни императора Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий и умер, не перенеся разлуки с родиной.
В изгнании Овидий написал еще 2 сборника жалобных элегических посланий. Они были обращены к милости Августа, но просьбы поэта оказались тщетными.
Поэма «Метаморфозы» в 15 книгах, написанная гекзаметром, - самый большой поэтический свод мифологических сюжетов (около 250 эпизодов, на каждый их которых приходится от 1 до нескольких сотен стихов).
В первых 11 книгах представлен мир до Троянской войны; в 12-14 книгах – от Троянской войны до основания Рима; в 15 книге – от римского царя Нумы до Августа.
Сюжеты о превращениях рассказывают о возникновении звезд, зверей, растений, рек, родников, скал и людей.
В «Метаморфозах» любовь почти всегда связана со страданием.
Версии мифов, данные Овидием, оказали влияние на мировую литературу и искусство.
Работа в группах.
Учащиеся делятся на 2 группы.
Первая группа получает задание прочитать отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни», посвященный «золотому веку», и выписать его основные черты. Можно подготовить иллюстрации к отрывку.
Вторая группа получает такое же задание на основе чтения отрывка из поэмы Овидия «Метаморфозы».
Сравнительный анализ произведений.
Обе группы учащихся презентуют свой отрывок из поэмы, после чего проводится сравнительный анализ.
- Что общего в этих двух описаниях «золотого века» человечества?
- В чем различия?
Результат работы записывается в тетрадь в виде таблиц.
Сходство
Гесиод | Овидий |
«Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою». | «Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди», они не работали. |
«Недостаток был им ни в чем неизвестен. Большой урожай… сами давали собой хлебодарные земли». | «Все земля им сама приносила». |
Обладали тучными стадами, собирали богатый урожай. | Собирали богатый урожай. |
Различия
Гесиод | Овидий |
Люди не старели, всегда были сильны. «Сколько хотелось трудились». «Умирали, как будто объятые сном». «В пирах они жизнь проводили». Превратились после смерти в благостных демонов, охраняющих потомков. | Жили без судей. «Кроме родных, никаких побережий не знали». «Вечно стояла весна». Не имели оружия, не знали военных упражнений.
|
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Самостоятельная работа.
Прочитать описания «серебряного века» у Гесиода и Овидия. Сравнить описания, сделать выводы о сходстве и различии. Записать результат в тетрадь в виде таблицы.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Перечитать поэмы и составить рассказ о «медном» и «железном» веках.
2. Подготовить иллюстрации к рассказу.
VI. Этап рефлексии