«Зимний фестиваль знаний 2026»

Использование логопедических игр для обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование логопедических игр для обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование логопедических игр для обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь является одним из основных условий психического развития личности, важнейшим фактором становления личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Особую значимость имеет изучение и совершенствование речевых возможностей для полноценного взаимодействия с окружающими, так как речь играет важную роль в развитии психики, эмоциональной сферы и социальной адаптации человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) образовательная область «речевое развитие» выделяется в качестве одной из основных образовательных областей. В п. 2.6 ФГОС ДОО установлено, что речевое развитие включает обогащение активного словаря. 

Понятием «общее недоразвитие речи» объединяются различные формы речевой патологии, которые характеризуются недостаточным уровнем развития всех компонентов языковой системы. Это включает словарный запас, грамматическое оформление, звукопроизношение и слуховые дифференцировки. Встречаются комбинации симптомов общего недоразвития речи при таких расстройствах, как дизартрия, ринолалия, заикание и всегда алалия.

Важным условием обогащения словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является выбор эффективных, целесообразных методов, приемов и форм осуществления данной работы, среди которых важная роль принадлежит логопедическим играм. Ценность игровых методов заключается в возможности полимодального воздействия на различные компоненты речеязыковой системы. Кроме того, игра является основной формой общения дошкольников, в которой складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Логопедические игры представляют собой вид активной речевой деятельности, создающей благоприятную обстановку для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений. Логопедические игры представляют собой задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие коррекции определенных речевых нарушений.

Логопедические игры, имеющие общее предназначение и отвечающие какой-либо определенной общей цели, дающих единый педагогический эффект, объединяются в программу (подборку, комплекс). Была составлена подборка логопедических игр, направленных на обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Игры подобраны: на обогащение словаря существительных, глагольного словаря, словаря прилагательных, словаря числительных, словаря наречий, словаря антонимов, словаря синонимов.

Общим для всех логопедических игр является их последовательное выполнение: на первом этапе логопед объясняет ребенку суть игры, на втором этапе ребенок принимает участие в игре. В зависимости от направления работы будут меняться цели и задачи логопедических игр. Представим описание некоторых игр.

Цель игры «Кому угощение?»: формирование умения употреблять в речи формы существительных. Для проведения игры заранее подбираются картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Логопед предлагает детям распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет. Вопрос логопеда: «Кому подашь мёд?». Ответе ребенка: «Мед подам медведю». Вопрос логопеда: «Кому подашь зерно?». Ответе ребенка: «Зерно подам курам».

Цель игры «Подскажи словечко»: обогащение глагольного словаря. Для проведения игры необходим мяч. Логопед предлагает детям встать в круг. Логопед – в центре, бросает мяч ребенку, задает вопрос. Вопрос логопеда: «Ворона каркает, а сорока?». Ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Сорока стрекочет». Вопрос логопеда: «Сова летает, а кролик?». Ответ ребенка: «Кролик прыгает».

Цель игры «Скажи какой»: обогащение словаря прилагательных. Для проведения игры заранее подбираются муляжи фруктов и овощей и складываются в коробочку. Логопед достает из коробки фрукт (овощ), называет его и предлагает ребенку назвать характерные признаки. Логопед называет: «Это груша. Какая она?». Ребенок отвечает: «Она желтая, мягкая, вкусная». Логопед называет: «Это помидор. Какой он?». Ребенок отвечает: «Он красный, круглый, спелый, сочный».

Таким образом, содержание подобранных логопедических игр обеспечивает вариативность и личностную ориентацию работы по обогащению словарного запаса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Ожидается, что реализация подобранных логопедических игр будет способствовать обогащению словаря существительных, глагольного словаря, словаря прилагательных, словаря числительных, словаря наречий, словаря антонимов, словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее