Хлобыстова Джамиля Такиулловна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ«СОШ № 165 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Казань.
Использование интернет ресурсов
в целях повышения качества обученности иностранным языкам.
Современные образовательные технологии ориентированы на эффективное формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Главная цель, которую мы ставим перед собой, применяя современные технологии в обучении иностранным языкам — это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку школьников, формирования и развития их коммуникативной культуры, обучения практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. Школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.
Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки.
-Переписка с жителями стран изучаемых языков посредством электронной почты;
-Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
-Создание и размещение в сети сайтов и презентаций Они могут создаваться совместно с преподавателем и обучаемым. Возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран).
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку. Всемирная сеть представляет уникальную возможность пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду и формируя способность к межкультурному взаимодействию.
Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно:
совершенствовать навыки чтения;
пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка;
совершенствовать навыки монологического и диалогического высказывания, обсуждая материалы сети;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности в процессе обсуждения проблем, интересующих всех и каждого.
Исключительные возможности в процессе обучения иностранному языку Интернет представляет для овладения средствами общения в письменной форме, обеспечивая возможность реализации коммуникативного подхода к обучению письменным видам речевой деятельности в режиме электронной почты.
Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.
В современной методике «мультимедиа» рассматривается как одно из технических средств обучения, которая дает возможность управлять процессом представления информации, вовлекая ученика в активный учебный процесс, стимулируя его познавательную деятельность, что способствует поддержанию устойчивой мотивации к познанию.
Данное средство обучения (мультимедиа) позволяет:
-интегрировать разные виды информации в одном объект-контейнере (текст, звук, видео) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;
- развивать навыки работы с большими объёмами информации разного вида;
- развивать критическое мышление;
- стимулировать когнитивный процесс;
- интерактивно взаимодействовать с обучаемыми;
- адаптироваться к запросам последнего;
- организовать групповую работу в мультимедийных средах;
- формировать устойчивую мотивацию к обучению;
- создавать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков.
Мультимедиа, как средство обучения позволяет решать многие современные дидактические задачи, а именно формировать ключевые компетентности, обозначенные нормативными документами как основа содержания современного образования:
Современные компьютерные средства позволяют создавать новые компьютерные программы как обучающие, тренировочные, так и контролирующие. Такого рода программы создаются в специальных учебных целях и широко используются в процессе самостоятельной и домашней работы при изучении иностранного языка.
. Большая часть исследований, направленных на решение проблемы, как сделать этот процесс максимально эффективным, направлена на использование информационно-коммуникационных технологий в ходе создания языковой среды для обучения общению. Если раньше основной упор делался на форумы, телекоммуникационные проекты, использование Интернет-ресурсов и т.п., то в последнее время очень активно развивается такое направление электронного обучения, как eLearning
Педагогическая ценность eLearning состоит в том, что оно обеспечивает широкие возможности для свободы действий субъекта обучения, для самостоятельного освоения и накопления знаний учащимся в тесном контакте с «коллегами по обучению» и по необходимости с экспертами, а для языкового образования ценной является еще и возможность общения с носителями языка в ходе выполнения совместной учебной деятельности. Обучение характеризуется не только автономностью обучаемого, но и бóльшим упором на активное обучение через создание/созидание и общение. Если же рассматривать общение как цель обучения, eLearning обладает серьезным потенциалом, поскольку, во-первых, инициируют общение, а во-вторых, предлагают массу инструментов для того, чтобы развивать коммуникативные умения в рамках какого-либо профиля.
Рассмотрим группу ресурсов наиболее применимых в ходе обучения иноязычному общению, а именно инструменты и ресурсы для совместного создания текстов в сети Интернет. К таким относятся
http://writeboard.com (он-лайновый текстовый редактор с возможностью совместной работы);
http://vyew.com (сервис для проведения он-лайн совещаний, который комбинирует возможности writeboarding, обмен файлами, показ презентаций, возможность совместно править файлы, видеть своего собеседника в режиме реального времени и общаться с ним);
wiki-ресурсы, к примеру http://www.wikia.com (ресурсы, создаваемые с помощью технологии wiki: каждый, кто имеет доступ к данному сайту, может легко его редактировать);
http://www.squidoo.com (сервис для совместного создания «сети знаний», где размещаются и комментируются самостоятельно написанные статьи по различным областям знания: Точные науки, Искусство и культура и т.п.).
Education is much more than just school. That's why there are thousands of people writing pages in this very popular neighborhood on Squidoo. They write all about how they learn, how they teach, ideas that set their brains on fire and more. Knowledge is the most valuable thing we have, but it's also free.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения иностранным языкам обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.