«Осенний фестиваль знаний 2024»

Использование интерактивных компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда дошкольного учереждения

У большинства современных детей, посещающих логопедические группы, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения


У большинства современных детей, посещающих логопедические группы, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.


В работе учителя-логопеда можно и нужно применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в различных направлениях:

Диагностика:

  • создание базы данных по итогам диагностики;

  • проведение мониторинга работы;

  • отслеживание динамики работы;

  • составление графиков и диаграмм.

Профилактика, коррекция речевых нарушений:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

  • DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

  • специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

  • игры, презентации на сайтах. 

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

  • повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

  • расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

  • повышение эффективности усвоения материала детьми;

  • повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

  • активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

  • формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

  • создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

  • реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

  • возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

  • совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

Работа с коллегами:

1. Сетевое общение

2. Использование информационных интернет – ресурсов 

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

  • обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Работа с педагогами и родителями:

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;

  • самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 

  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

Методическая работа

1. Использование информационных интернет – ресурсов:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

  • оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

  • создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее