Разработка урока по теме
Тема урока: «Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар»
Место и роль урока в изучаемой теме: 4- урок в разделе «Изменение агрегатных состояний вещества»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для усвоения нового учебного материала, формирующие навыки смыслового чтения и используя приемы проблемного обучения.
Задачи урока:
Образовательные: формирование понятий: парообразование, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар; исследование зависимости скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра, площади поверхности и внутренних свойств жидкости; обоснование значения испарения для человека.
Развивающие: развитие умений: наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу; развитие навыков смыслового чтения.
Воспитательные: воспитание коммуникативных умений; формирование мировоззренческих понятий.
Планируемые результаты:
Личностные: ученики получат возможность связать учебное содержание темы «Испарение и конденсация» с собственным жизненным опытом для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Предметные: учащиеся должны знать: понятия «парообразование», «конденсация», «испарение»; уметь: приводить примеры фазовых переходов, объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ.
Метапредметные: учащиеся научатся формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований; получат возможность совершенствования навыков смыслового чтения.
Оборудование: ПК, проектор, презентация «Фазовые переходы» весы, два стаканчика с водой (горячей и холодной); на столах учеников: стеклянные матовые пластины, бумажные салфетки, ватные диски, набор жидкостей (вода, масло ), термометры, карточки самоконтроля, инструктивные карты для проведения экспериментов.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Подготовка к уроку |
|
|
|
| Учитель заранее создает презентацию для урока «Фазовые переходы», инструктивные карты для проведения эксперимента, карточки самоконтроля | Выполняют домашнее задание: учебник§ 15, рабочая тетрадь, § 15 | Регулятивные: волевая саморегуляция.
|
Орг. момент | 1 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Словесные, психологический настрой | фронтальная | Здравствуйте! Садимся тихо Наш урок сейчас начнем!
| Готовятся к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Активизация мышления и актуализация ранее изученного | 6 | Продолжаем знакомиться с изменениями агрегатных состояний. Запустим опыт:
| Самопроверка, тестирование с последующей взаимопроверкой | фронтальная и индиви-дуальная | Организует проверку д/з.
Тестирование . А. В. Чеботарёва, М.:Издательство «Экзамен», 2014г. Плавление и отвердевание, стр41.
| Проверяют свое решение и в карточки самоконтроля ставят баллы (от 0 до 1). Вносят полученные баллы в карту самоконтроля. Участвуют в повторение материала, отвечают на вопросы.
| Регулятивные: коррекция, контроль Познавательные общеучебные умения: структурирование знаний.
|
Мотивация, целеполагание | 5 | Просмотр видеоролика « Путешествие капельки» htt https://youtu.be/jxN3wejAjPops://yout https: | Прием совершенствования навыков смыслового просмотра видеоролика | фронтальная | Посмотрите видеоролик «Путешествие капельки» об удивительном природном явлении, о котором вы знаете из курса природоведения, биологии, географии. Как называется этот процесс? 1.Какие физические явления происходили с капелькой? 2. В каких агрегатных состояния была капелька? 3.Как менялась внутренняя энергия капельки? 4. Какие явления испытывала капелька при переходе из одного агрегатного состояния в другое? |
Отвечают на вопрос
Формулируют цель урока: «Объяснить явления испарения и конденсации с физической точки зрения» | Познавательные общеучебные универсальные действия: смысловой просмотр: формирование умения вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в видеоролике со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний Познавательные: применять свои знания в новой ситуации, опираясь на свой жизненный опыт Регулятивные: целеполагание: постановка учебной задачи, планирование
|
Изучение нового материала | 5 | Демонстрация рисунков
Демонстрация анимированной модели процесса испарения жидкости Проанализируем процессы, происходящие на рисунке
| Подводящий к открытию знания диалог «Представление нового материала в словесных и знаково-символических формах»,
| фронтальная | Организует диалог: Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? Почему молекуле, движущейся с меньшей скоростью, это сделать труднее? Даем определение парообразования и конденсации. Что образуется над жидкостью в результате ее испарения? Дать определение свободной поверхности жидкости. (Поверхность раздела между жидкостью и внешней газообразной средой.) Какое определение можно дать явлению испарения ? Какое определение можно дать явлению кипения?
| Тем, которые находятся у поверхности и их скорости направлены наружу У той, которая движется с большей скоростью Жидкость могут покинуть молекулы, у которых Екин. Епотенц. их взаимодействия с соседними молекулами. Образуется пар. Испарение – это парообразование, происходящее с ее поверхности. Делают записи в тетрадях. Vжид-ти будет уменьшаться. Vжид-ти в нем изменяться не будет, т.к. с испарением происходит обратный процесс - конденсация. Конденсация - это явление превращения пара в жидкость. Приводят примеры: выпадение росы, туман, дождь, запотевание очков. Оформляют опорный конспект. | Познавательные: логические: анализ, сравнение, синтез
Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение: представление информации в символьной форме |
|
| Проделаем опыт. Смажьте руку спиртом. Что ощущаете? Почему? Демонстрация опыта, цель которого проверить предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается
|
| коллектив- ная и индиви-дуальная работа | Попробуйте объяснить наблюдаемое понижение температуры. Вспомните, какие молекулы покидают жидкость при испарении? Как изменяется кинетическая и потенциальная энергия оставшихся молекул в жидкости? Как изменяется внутренняя энергия жидкости?
От чего зависит скорость испарения жидкости? | Ощущаем холод. Гипотеза: температура испаряющейся жидкости уменьшается. Из жидкости улетают быстрые молекулы, значит, Екин. оставшихся молекул уменьшается. Поэтому, когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. – После купания интенсивное испарение снижает температуру тела, появляется «гусиная кожа»; – влажный компресс и обтирания во время болезни помогут снизить температуру; – мы ощущаем охлаждение того участка кожи, который перед уколом смазывают спиртом. Высказывают свои предположения. | Познавательные: общеучебные универсальные действия: логические: анализ, сравнение, синтез
Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Работа в парах | 7 | Проверим ваши предположения экспериментально.
Выполнение экспериментальных заданий по инструкции.
| Организация самостоятельной исследовательской деятельности
| парная | Напоминает правила техники безопасности при выполнении практических работ. Приборы: фен, салфетки ,вода, масло.
Проверяют зависимость скорости испарения от рода жидкости; температуры; площади поверхности; наличия или отсутствия ветра. | Выполняют исследования . Проверяют зависимость скорости испарения от рода жидкости; температуры; площади поверхности; наличия или отсутствия ветра. | Познавательные: действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, смысловое чтение Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Изучение нового материала | 5 | Знакомство учащихся с наступлением динамического равновесия между жидкостью и её паром по рис.20 в учебнике.
Демонстрация видео
На стакане с холодной водой и льдом конденсируется водяной пар, содержащийся в окружающем воздухе | Наглядные | фронталь- ная | Какие явления происходят в закрытом сосуде с жидкостью? Что можно сказать про количество молекул, вылетевших из жидкости и вернувшихся обратно в неё? А может ли наступить такой момент, когда количество молекул, вылетевших из жидкости будет равно количеству молекул, вернувшихся в неё обратно.
Формулирование понятия насыщенного и ненасыщенного пара
| Испарение и конденсация. Количество молекул, вылетевших из жидкости больше количества молекул, вернувшихся обратно в неё. Наверное да..
Оформляют опорный конспект, записывают определение насыщенного пара. | Коммуникативные действия: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем
Личностные: действия смыслообразования.
|
Физминутка | 1 |
|
| фронтальная | Организует физминутку.
| Выполняют физминутку. | Личностные: формирование здорового образа жизни. |
Первичное понимание и закрепление знаний | 7 | Тестирование |
| индиви-дуальная |
|
| Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение Регулятивные: контроль |
2 | Решение качественных задач | Словесный прием. | фронталь- ная и инди-видуальная | -Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит. -Что остынет быстрее при одинаковых условиях жирный суп или чай? Объясните почему. -Для определения направления очень слабого ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают верх. Как этот способ позволяет определить направление ветра? | Знакомятся с заданием. Работают с опорным конспектом, записанным в тетради | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
| |
Домашнее задание | 1 | 1. §16,17, рабочая тетрадь, §16,17.
| Словесный, прием. | фронталь- ная | Организует обсуждение и запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Используемая литература:
Учебник для общеобразовательных учреждений. А.В.Пёрышкин,М.: Дрофа, 2014г
А.В. Перышкин Рабочая тетрадь по физике 8 класс, М, Экзамен.2016г.
Тесты по физике: к учебнику А. В. Пёрышкина, А. В. Чеботарёва, М.: Издательство «Экзамен», 2014г.