Интерактивные технологии в преподавании естественных наук

Презентация создана в программе Microsoft Power Point. Учитель биологии представляет различные интерактивные технологии. которые можно использовать во время уроков.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Интерактивные технологии  в преподавании  естественных наук Автор: Ткачева Лариса Ивановна, «специалист высшей категории», учитель-методист, учитель биологии ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»

Интерактивные технологии в преподавании естественных наук

Автор:

Ткачева Лариса Ивановна,

«специалист высшей категории», учитель-методист, учитель биологии ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»

Интерактивные технологии обучения на уроках биологии «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это самостоятельно. Моя основная задача – помочь им раскрыться» М. Песталоцци «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон

Интерактивные технологии обучения на уроках биологии

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это самостоятельно. Моя основная задача – помочь им раскрыться»

М. Песталоцци

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»

Эдисон

Интерактивное обучение взаимо-действие « inter » взаимная « act » действовать Это специальная форма организации познавательной деятельности. Основная цель:  создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик ощущает свою успешность и необходимость, может раскрыть свои способности и продемонстрировать знания по предмету, ощутить уверенность в себе

Интерактивное

обучение

взаимо-действие

« inter »

взаимная

« act »

действовать

Это специальная форма организации познавательной деятельности.

Основная цель: создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик ощущает свою успешность и необходимость, может раскрыть свои способности и продемонстрировать знания по предмету, ощутить уверенность в себе

Интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала Лекция – 5% усвоения Чтение – 10% усвоения Видео/аудио материалы – 20% усвоения Демонстрация – 30% усвоения Дискуссионные группы – 50% усвоения Практика через действие – 75% усвоения Обучение других/применение полученных знаний сразу же – 90% усвоения

Интерактивное обучение позволяет резко увеличить процент усвоения материала

Лекция – 5% усвоения

Чтение – 10% усвоения

Видео/аудио материалы – 20% усвоения

Демонстрация – 30% усвоения

Дискуссионные группы – 50% усвоения

Практика через действие – 75% усвоения

Обучение других/применение полученных знаний сразу же –

90% усвоения

Кредо  интерактивного  обучения «То, что я слышу, я забываю.  То, что я вижу, я помню.  То, что я делаю, я понимаю.»  Конфуций

Кредо интерактивного обучения

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.»

Конфуций

Интерактивные технологии кооперативного обучения Работа в парах  «Думать, работать в паре, обмениваться мыслями»  Один --- › два ---› все вместе 2. Ротационные (сменные) тройки  2 0 1 Активный анализ и обсуждение нового материала с целью его осмысления 2 0 1 0 2 1 2 0 1 1 0 2

Интерактивные технологии кооперативного обучения

  • Работа в парах

«Думать, работать в паре, обмениваться мыслями»

Один --- › два ---› все вместе

2. Ротационные (сменные) тройки

2

0

1

Активный анализ и обсуждение нового материала с целью его осмысления

2

0

1

0

2

1

2

0

1

1

0

2

Два -- › четыре --› все вместе Эффективный для развития навыков общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию 4. Карусель
  • Два -- › четыре --› все вместе

Эффективный для развития навыков общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию

4. Карусель

Одновременное включение всех участников в активную работу с разными партнерами по общению для обсуждения дискуссионных вопросов

5. Работа в малых группах  «Диалог»  «Синтез мыслей»  «Совместный проект»  «Поиск информации»  «Круг идей» (Раунд  робин) спикер секретарь докладчик посредник 6. Аквариум Совершенствование умения дискутировать и аргументировать свое мнение. Условие:  хорошие навыки групповой работы

5. Работа в малых группах

  • «Диалог»
  • «Синтез мыслей»
  • «Совместный проект»
  • «Поиск информации»
  • «Круг идей» (Раунд

робин)

спикер

секретарь

докладчик

посредник

6. Аквариум

Совершенствование умения дискутировать и аргументировать свое мнение.

Условие: хорошие навыки групповой работы

Интерактивные технологии коллективного группового обучения Одновременная совместная (фронтальная) работа всего класса Микрофон  возможность каждому быстро высказаться  2. Незаконченные предложения   «Это решение было принято потому, что…»  3. Мозговой штурм    для решения проблемы   А. Говорите все, что приходит в голову.   Б. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других   В. Можно повторять идеи, предложенные другими.   Г. Поощряется расширение предложенной идеи.

Интерактивные технологии коллективного группового обучения

Одновременная совместная (фронтальная) работа всего класса

  • Микрофон возможность каждому быстро высказаться

2. Незаконченные предложения

«Это решение было принято потому, что…»

3. Мозговой штурм для решения проблемы

А. Говорите все, что приходит в голову.

Б. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других

В. Можно повторять идеи, предложенные другими.

Г. Поощряется расширение предложенной идеи.

Обучая -- › учусь   «Каждый учит каждого»   «Броуновское движение»  Передача своих знаний одноклассникам 5. Ажурная пилка
  • Обучая -- › учусь «Каждый учит каждого»

«Броуновское движение»

Передача своих знаний одноклассникам

5. Ажурная пилка («Мозаика», «Джип-со»)

«Экспертные» группы

«Домашние» группы

Совместная работа для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени

6. Анализ ситуации  ( С ase - метод) СИТУАЦИЯ Ф А К Т Ы РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМА АРГУМЕНТЫ 7. Решение проблем – самостоятельное коллективное решение Проблема Решение ІІ Решение І Решение ІІІ Позитивные последствия  Позитивные последствия  Позитивные последствия  Негативные последствия Негативные последствия Негативные последствия

6. Анализ ситуации ( С ase - метод)

СИТУАЦИЯ

Ф А К Т Ы

РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМА

АРГУМЕНТЫ

7. Решение проблем самостоятельное коллективное решение

Проблема

Решение ІІ

Решение І

Решение ІІІ

Позитивные последствия

Позитивные последствия

Позитивные последствия

Негативные последствия

Негативные последствия

Негативные последствия

Технологии ситуативного моделирования Построение учебного процесса при помощи включения ученика в игру -- › игровое моделирование Стимуляции или имитационные игры   Развивают фантазию и навыки критического мышления 2. Упрощенное судебное слушание  (суд prose ) обвинитель судья  анализ  принятие решения обвиняемый решение

Технологии ситуативного моделирования

Построение учебного процесса при помощи включения ученика в игру -- › игровое моделирование

  • Стимуляции или имитационные игры

Развивают фантазию и навыки критического мышления

2. Упрощенное судебное слушание (суд prose )

обвинитель

судья

  • анализ
  • принятие решения

обвиняемый

решение

3. Общественные слушания законодатели секретарь за и против Группы с личными интересами Ответственный за регламент «Ролевая игра», «Драматизация»  Получение опыта путем игры

3. Общественные слушания

законодатели

секретарь

за и против

Группы с личными

интересами

Ответственный

за регламент

  • «Ролевая игра», «Драматизация»

Получение опыта путем игры

Технологии отрабатывания дискуссионных вопросов Дискуссия -- › широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Способствует развитию критического мышления , дает возможность определить собственную позицию , формирует навыки отстаивания своей точки зрения , углубляет знания по обсуждаемой проблеме. 1. Метод ПРЕС  ( PRES, МППО)  Выскажите свою мысль, объясните, в чем состоит ваша точка зрения  … я считаю, что…  Поясните причину появления этой мысли.  … потому, что…  Приведите примеры и аргументы  … например…  Обобщите свою мысль, сделайте вывод  итак, … таким образом… Обучение учащихся дискутировать

Технологии отрабатывания дискуссионных вопросов

Дискуссия -- › широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Способствует развитию критического мышления , дает возможность определить собственную позицию , формирует навыки отстаивания своей точки зрения , углубляет знания по обсуждаемой проблеме.

1. Метод ПРЕС ( PRES, МППО)

  • Выскажите свою мысль, объясните, в чем состоит ваша точка зрения

я считаю, что…

  • Поясните причину появления этой мысли.

потому, что…

  • Приведите примеры и аргументы

например…

  • Обобщите свою мысль, сделайте вывод

итак, … таким образом…

Обучение учащихся дискутировать

2. Займи позицию Использовать две противоположные мысли, не имеющие одного (правильного) ответа ЗА НЕ ЗНАЮ  НЕТ КОНКРЕТНОЙ ПОРЗИЦИИ ПРОТИВ 3. Смени позицию Стать на точку зрения другого человека, развивать навыки аргументации согласен не согласен

2. Займи позицию

Использовать две противоположные мысли, не имеющие одного (правильного) ответа

ЗА

НЕ ЗНАЮ

НЕТ КОНКРЕТНОЙ ПОРЗИЦИИ

ПРОТИВ

3. Смени позицию

Стать на точку зрения другого человека, развивать навыки аргументации

согласен

не согласен

Непрерывная шкала мыслей  (Бесконечная цепочка)   навыки принятия       собственного решения 1 точка зрения … проблема 2 точка зрения … Дискуссия
  • Непрерывная шкала мыслей

(Бесконечная цепочка) навыки принятия

собственного решения

1 точка

зрения

проблема

2 точка

зрения

  • Дискуссия
  • в стиле телевизионного ток-шоу
  • оценивающая дискуссия
  • дебаты
Сенкан – это нерифмованное стихотворение, построенное по такому алгоритму: 1-я строка – слово (тема, выраженная существительным); 2-я строка – 2 слова (определения, характеризующие это понятие); 3-я строка – 3 слова (глаголы); 4-я строка – 4 слова, которые составляют фразу, характеризующую данное понятие или показывающую отношение автора сенкана к теме; 5-я строка – 1 слово (существительное – синоним, ассоциация к теме) существительное прилагательное прилагательное глагол глагол глагол Фраза из 4-х слов Существительное ассоциация

Сенкан это нерифмованное стихотворение, построенное по такому алгоритму:

1-я строка – слово (тема, выраженная существительным);

2-я строка – 2 слова (определения, характеризующие это понятие);

3-я строка – 3 слова (глаголы);

4-я строка – 4 слова, которые составляют фразу, характеризующую данное понятие или показывающую отношение автора сенкана к теме;

5-я строка – 1 слово (существительное – синоним, ассоциация к теме)

существительное

прилагательное

прилагательное

глагол

глагол

глагол

Фраза из 4-х слов

Существительное

ассоциация

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее