«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интеллектуально - творческая игра "Сказочная мозаика" ( по сказке Х. К. Андерсена " Снежная Королева ")

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме : "Х. К. Андерсен "Снежная Королева "" ; развивать навыки самостоятельной поисковой работы, творческие способности, связную речь ; воспитывать чувство дружбы, взаимоуважения.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки











Урок по литературе

«Интеллектуально - творческая игра "Сказочная мозаика" ( по сказке Х. К. Андерсена " Снежная Королева "). »

( серия уроков: урок № 5)

5 класс

Из опыта работы

Ткачевой Елены Петровны, учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 8 им. С. В. Полуянова»















Ровеньки

2024



Урок 5

Тема : Интеллектуально - творческая игра "Сказочная мозаика" ( по сказке Х. К. Андерсена " Снежная Королева ")

Цель . Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме : "Х. К. Андерсен "Снежная Королева "" ; развивать навыки самостоятельной поисковой работы, творческие способности, связную речь ; воспитывать чувство дружбы, взаимоуважения.

Тип урока : урок обобщения знаний. Конкурс - игра.

Оборудование :

1.Рисунки учащихся " Герои сказки Х. К. Андерсена "Снежная Королева" 2. Предметы : пистолет, туфли, зеркало, очки, санки, золотой гребешок, нож, сушеная рыба, соломенная шляпа. 3. Карточки с заданиями к конкурсам. 4. Грамзапись Вивальди " Времена года ".

Ход урока

Слово учителя ( 1 мин.)

Нет сомнений , что сказка Х. К. Андерсена "Снежная Королева" никого из вас не оставила равнодушным , потому что эта сказка - чудо, созданное великим гением.

Итоговую работу мы проведем в необычной форме : соревнование между командами ( класс делим на две команды ).

Соревнуясь, помните :

- участвуют все члены команды ;

- за каждый правильный ответ команда получает сердечко, подсчитаем в конце урока.

Итак, начинаем.

Эстафета "Сложи сказку" ( 3 мин.)

Две команды выполняют задания одновременно. На отдельных письмах записаны названия разделов сказки "Снежная Королева". Игроки, передавая эстафету друг другу, располагают эти разделы в правильном порядке по сюжету сказки.

"О зеркале и осколках "

"Мальчик и девочка "

" Сад волшебницы - старушки"

"Маленькая разбойница "

"Лапландка и финка "

" В замке Снежной Королевы "

Портретная галерея - конкурс " Угадай чей это портрет" ( 3 мин.)

" То был сам сатана ! Однажды он был в очень хорошем настроении, поэтому и смастерил себе странное зеркало ".

( Тролль )

"Они не были родственниками, но любили друг друга , как брат и сестра" ( Кай и Герда )

" Женщина была такая прекрасная и нежная, вся изо льда, ослепительно искрящегося льда. И все же живая".

( Снежная Королева ).

"Из дома вышла старушка в большой соломенной шляпе, разрисованной странными цветами".

(колдунья )

"Он сидел тихий, незыблемый и холодный"

(Кай)

" В середине жилища было жарко. Сама она, низенькая женщина, ходила полуголая "

( Финка )

"Старая женщина с длинной жесткой бородой и мохнатыми бровями" ( Старая разбойница )

" Девочка была ростом такая, как Герда, но сильнее ее, шире в плечах и смуглая. Глаза у нее были черные, но какие-то печальные "

( Маленькая разбойница )

"На третий день явился небольшой человечек, не в карете, не верхом, а просто пришел пешком, и прямо вошел во дворец. Волосы у него были длинные, но одет он был бедно ".

( Принц )

" Она больше всех снежинок и никогда не остается на земле, а улетает на черной туче. Иногда по ночам пролетает она по улицам города и заглядывает в окна, вот оттого они покрываются ледяными узорами " ( Снежная Королева)



Следствие ведут знатоки. Конкурс - следопытов ( 4 мин. )

Назовите героев сказки, которым принадлежат эти предметы :

Пистолет ( маленькая разбойница )

Башмачки ( Герда )

Зеркало ( Тролль )

Очки ( Бабушка )

Санки ( Кай )

Золотой гребешок ( Колдунья )

Нож ( Маленькая разбойница )

Сушеная рыба ( Лапландка )

Соломенная шляпа (Старушка – колдунья )







Ты - мне , я - тебе . Конкурс капитанов. ( 3 мин.)

Капитаны по очереди задают друг другу вопросы.

- Кому принадлежало это странное зеркало, осколок из которого попал в сердце Кая ?

( троллю )

- Любимые цветы Герды и Кая ?

( розы )

- Какого цвета были сани Снежной Королевы ?

(белого )

- Птицы, помогавшие в поисках Кая ?

( лесные голуби )

- В чем сила Герды ?

( в ее сердце )

- Титул героини, положенный в основу названия сказки ?

( королева )

- Родина оленя ?

( Лапландия )

- Какое слово пытался сложить из льдинок Кай ?

( вечность )

- Место, где стоял трон Снежной Королевы ?

( озеро )

- Кресло Снежной Королевы ?

( трон )

- Каких цветов не было в цветнике старой колдуньи ?

( роз )

- Какую самую дорогую свою вещь Герда отдала реке, чтобы узнать где искать Кая ?

(башмачки )

- Кратеры каких гор Снежная Королева называла черными котлами ?

( Везувия и Этны )

- На каком острове находился дворец Снежной Королевы ?

( Шпицберген )

По следам Герды. Конкурс интеллектуалов ( 4 мин.)



Узнай героя по реплике.

"Я посажу ее на теплую печь и она растает"

(Кай)

"Ай! Мне что-то кольнуло в сердце и попало в глаз ".

( Кай )

«Посмотри ! Как мастерски сделано ".

( Кай )

"Больше я тебя не буду целовать, а иначе зацелую и ты умрешь"

( Снежная Королева )

" Давно уже я хотела иметь такую милую маленькую девочку. Вот увидишь, как хорошо мы заживем с тобой. "

( Старушка - колдунья )

" Как! Здесь нет роз ? "

( Герда )

" Он не умер ! Ведь мы были под землей, где лежат умершие, но Кая между ними нет. "

( Розы )

"Мой жених рассказывал мне о вас столько хорошего"

( Ворона )

" Ишь, какая хорошенькая, толстенькая. Орешками откормлена "

( Старая разбойница )

"Они не убьют тебя , пока я на тебя не разозлюсь"

( Маленькая разбойница )

"Курр! Курр! "- мы видели Кая. Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной Королевы "

( Лесные голуби )



"Вот мое родное северное сияние"

( Олень )

" Не дашь ты девочке такого зелья, которое дало бы ей силу двенадцати богатырей? Тогда бы она преодолела Снежную Королеву "

( Олень )

" Разве ты не видишь, что ей подчиняются и люди, и животные ? Ведь она босиком обошла полсвета ? Не у нас занимать ей силу ! Сила - в ее сердце"

( Финка )



"Литературная путаница". Конкурс исследователей ( 5 мин.)

Исправь ошибки, допущенные в предложениях ( обе команды одновременно )

Герой сказок "Снежная Королева" тролль придумал волшебную палочку ( волшебное зеркало ).

Герда и Кай выращивали в ящиках ромашки ( розы )

Герде помогали разыскать Кая домашние ( лесные ) голуби.

Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками. Большие часы на башне пробили три часа ( пятый час ). В разгар развлечений на площади появились большие сани, окрашенные в синий (белый ) цвет.

Правда ли, что ты взяла моего маленького брата ? Я подарю тебе розы ( башмачки ) , если ты вернешь его мне.

"Ой, как же я незаметила . Уже зима ( осень ) на улице. Нет, отдыхать некогда ", - сказала маленькая Герда и снова двинулась в путь.

Олень побежал дальше , не останавливаясь ни днем ни ночью. Вот они наконец оказались в Финляндии ( Лапландии ).

"Ах вы бедняги ! - сказала лапландка. - Я напишу несколько слов на бумаге ( рыбе ) , а вы отнесете его финке.

Посреди реки ( озера ) стоял трон Снежной Королевы, на котором она сидела, когда была дома.



"Первая проба пера" . Творческий конкурс ( 5 мин. )

Устное описание Снежной королевы по иллюстрации.

Иллюстрированная викторина "Узнай меня". Конкурс художников ( 4 мин.)

Угадать героев сказки Х. К. Андерсена, нарисованных юными художниками ( при оценивании следует учитывать оригинальность рисунков и количество правильных ответов ) Творческая защита рисунков.

Перевоплощения в героя - конкурс рассказчиков.

Звучит "тема зимы" из произведения Вивальди " Времена года ".

Рассказ от имени Герды "Мои чувства во дворце Снежной Королевы" ( На фоне музыки) ( 4 мин.)

Наконец я добралась до замка Снежной Королевы, которая похитила моего Кая. Среди огромных холодных зал на льду сидел бедный мой Кай. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах ! Я позвала его. Но он сидел тихий, незыблемый и холодный. Тогда я начала плакать. Мои горячие слезы упали Каю на грудь, проникли в самое сердце и растопили осколок волшебного зеркала. Кай узнал меня, и я спела песенку о розах. Я плакала и смеялась от радости . Моя радость была такой большой, что даже льдинки танцевали. Я взяла Кая за руки, и мы вышли из пустынной ледяной залы.

Рассказ от имени Кая "Что я чувствовал, когда таяло мое сердце" ( 3 мин.)

Я помню только то, что мне было холодно и безразлично. Я пытался выполнить задание Снежной Королевы : составить из льдин слово " Вечность ". За это она обещала мне подарить новые коньки и весь мир. Но вдруг я увидел знакомую девочку, которую я никак не мог узнать, потому что не помнил ни дома, ни роз, никого в мире. Но девочка обняла и поцеловала меня, а потом начала плакать. Какое чудо : я начал вспоминать все, что со мной случилось, и мне стало так тепло, что я расплакался. Вдруг какой-то кусочек, крошечная льдинка выпала со слезой. Наконец я стал таким, как раньше. Как же обрадовался я, когда все - все вспомнил и когда рядом была моя милая, моя добрая Герда. Без преград мы выбрались из снежного дворца и добрались домой.

Парад сказочных героев ( 4 мин.)

К Каю с Гердой присоединяются другие герои сказки. Под музыку герои проходят по кругу под аплодисменты зрителей.

Награждение команды - победителя. ( 2 мин. )

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами в последний раз перевернули страницы сказки Х. К. Андерсена " Снежная Королева ", но добрый сказочный свет его произведения остается с нами навсегда.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее