Интеллектуально – развлекательная программа
по правилам дорожного движения
«В стране дорожных знаков»
Разработали:
Кузнецова Елена Николаевна
МБОУ ДО «ЦРТ «Виктория», г.Уфа
методист,
педагог дополнительного образования
Вязовая Валия Барасовна
МБОУ ДО «ЦРТ «Виктория», г.Уфа
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Чтобы обучить ребенка правилам дорожного движения, необходимо много времени и усилий. Каждый раз на улице следует повторять с ребенком основные правила в ненавязчивой форме. Введение ребёнка в игру, решение жизненных ситуаций, связанных с дорогой в соревновательном ключе дадут больше позитивных плодов, чем крики и плач.
Название номинации: внеклассное мероприятие
Название работы: «В стране дорожных знаков»
Актуальность:
Мероприятие нацелено на повышение мотивации к обучению правил дорожного движения. Профилактика различных видов детского дорожно-транспортного травматизма имеет для школьника особую актуальность. Каждый ученик должен знать правила дорожного движения ведь от этого зависит его жизнь и безопасность.
Краткое описание:
Сценарий "Путешествие в страну дорожных знаков" насыщен разнообразным и интересным материалом по правилам дорожного движения. Участники делятся на команды и совершают виртуальное путешествие в страну дорожных знаков, где выполняют различные задания: отвечают на вопросы викторины, проверяют свою эрудицию, отгадывая загадки, выполняют творческие задания. Есть в сценарии и задания направленные на развитие логики и внимания у детей, требующие применения не только предметных знаний, но и творческих способностей, чувства юмора, умения работать сообща. Все задания направлены на обобщение и закрепление знаний ПДД, на развитие познавательной активности и навыков мышления. Мероприятие даёт возможность каждому ребёнку применить свои знания в неформальной игровой обстановке, а задания легко можно менять при повторном проведении.
Цель мероприятия:
формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи: 1) учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки;
2) расширить знания учащихся по безопасности движения, развивать речь, мышление, уважение к участникам дорожного движения; 3) закреплять навыки групповой работы;
4) повышение мотивации к обучению правилам дорожного движения;
5) закрепление навыка быстрого применения знаний на практике;
6) воспитание у учащихся культуры поведения на улицах и дорогах.
Область применения:
Данное мероприятие является универсальным по адресу применения. Мероприятие может использоваться педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, как внеклассное занятие среди учащихся одной параллели и при работе в летнем оздоровительном пришкольном лагере.
Формы и методы реализации:
Интеллектуально – развлекательная программа
Словесный: выступление ведущих.
Наглядный: оформление сцены, презентация, костюмы, наглядный и раздаточный материалы.
Практические: игровые и творческие задания на скорость выполнения.
Предварительная подготовка
Разучивание песен.
Музыкальное сопровождение.
Подготовка реквизита для конкурсов.
Подготовка ведущего и персонажа.
Приглашение сотрудников ГИБДД.
Оборудование и атрибуты:
дорожные знаки, карточки с цветами светофора, разрезные картинки со знаками, фуражка, регулировочная палка, самокат, платок, сумки, мяч, руль, фонограмма, муз. аппаратура, фонограммы, плакаты по ПДД.
План игры:
1. Организационный момент
2. Игра «Дотронься до... цвета»
3. Выход Светофора
4. Игра «Цвет светофора»
5. Игра «Перекрёсток загадок»
6. Игра «Собери знаки»
7. Игра-эстафета «Внимательный водитель»
8. Викторина «Сказочные герои-водители»
9. Игра «Запрещаю! Предупреждаю!»
10. Актёрское задание – «У нас снимается кино!»
11. Песня-переделка из мультфильма «Бременские музыканты»
12. Подведение итогов
13. Награждение
14. Финальная песня
Возрастная группа: дети 1-4 классов (три команды)
Ожидаемые результаты.
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей; повышение правовой культуры участников дорожного движения.
Дети будут
знать:
- дорожные знаки, сигналы светофора,
- правила дорожного движения.
уметь:
- выполнять основные правила поведения учащихся на улице, дороге,
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию,
- оценивать дорожную ситуацию
иметь навыки:
-ориентироваться в дорожных ситуациях,
-оценивать своё поведение на дороге,
- объяснять товарищу правила поведения на дороге,
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности.
Сценарий интеллектуально - развлекательной программы
«В стране дорожных знаков»
Правила игры:
Участники: В игре принимают участие 2-3 команды по 6-8 человек в каждой (играют ученики 1-4 классов).
Оборудование: музыкальная аппаратура, подборка песен на дорожную тематику, дорожные знаки (раздаточный материал), карточки светофора.
Действующие лица: светофор – взрослый человек, ведущий
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Ведущая: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает.
Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила. Для этого вам надо разделиться на три команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает балл. За нарушение дисциплины один балл снимается. У какой команды баллов наберётся больше, та и выиграет.
Игра «Дотронься до... цвета»
- Ребята! Хотите, чтобы сегодняшний день был незабываемый? Тогда надо подержаться за цвета. А именно…
Белый цвет – доброта, чистота. Держитесь за белый – будьте добры! Чтоб не бояться трудностей и быть в настроении прекрасном, А чтобы они сбылись, держитесь все за синее. Не скромничайте и держитесь все за красное! Мечты у всех заветные, мечты у всех красивые, Держитесь за жёлтое, золотое и яркое. Чтобы было море подарков, Чтобы счастья огромного себе пожелать, Надо что-нибудь зелёное в руках подержать.
Ребята, о чём вам напоминает сочетание цветов: красный, жёлтый, зелёный?
(Ответы детей).
Правильно, ребята, конечно же, это светофор. А вот он сам к нам идёт – встречайте!
( Выход Светофора. Музыкальная заставка)
Светофор: Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые, пешеходы, а также будущие водители!
Перейти через дорогу вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут говорящие цвета.
Красный цвет вам скажет: «Нет», - сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет подождать немного.
А зеленый горит – «Проходите», - говорит.
С площадей и перекрестков я гляжу на вас в упор.
С виду грозный и серьезный долговязый светофор.
Я и вежливый и строгий, я известен на весь мир,
Я на улице широкой самый главный командир.
Ребята, вы все знаете сигналы светофора, и я хочу увидеть, не путаете ли вы их и предлагаю вам сыграть в игру «Цвет светофора».
Ведущая: Когда Светофор поднимает красную карточку вверх – это красный сигнал светофора, вы хлопаете, когда желтую карточку, вы прыгаете, а когда зеленую, вы топаете. Только будьте внимательны!
Игра «Цвет светофора».
Светофор: Ребята, вы за безопасность на дорогах?
(Ответ детей).
А вы хотели бы попасть туда, где никогда не бывает аварий? У вас сегодня есть возможность совершить небольшое путешествие в страну автомобилей и дорог, в Страну дорожных знаков. В этой стране никогда не случается аварий, несчастных случаев тоже не бывает. В нашей стране вас ждёт множество увлекательных заданий.
Ведущая: Уважаемый Светофор, наши ребята знакомы с законами улиц и дорог, который называется «Правилами дорожного движения». И готовы выполнить все ваши задания. Ведь так, ребята? Мы предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом, в знании ПДД и узнать какая команда у нас самая дисциплинированная. Представляем наше жюри: _______________________________________________________________
Светофор: Первое испытание называется «Перекрёсток загадок». Сейчас задаются вопросы только для 1 команды. За каждый правильный ответ получаете по 1баллу:
1. Для этого коня еда – Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасётся, По дорогам он несётся. (Автомобиль)
2. Два брата убегают, а два догоняют? Что это? (Колеса)
Загадки для 2 команды:
1. На траве блестит роса. По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ: это мой… (Велосипед)
2. Мы машины нужные, Пожар мы победим. Если пламя вспыхнет, Звоните – 01.(Пожарная машина)
Загадки для 3 команды:
1. Мы машины нужные, На помощь нас зови. У нас на дверце боковой Написано – 03. (Скорая помощь)
2. Тянется нитка, среди полей петляя. Лесом, перелесками без конца и края. Ни её порвать, ни в клубок смотать. (Дорога)
Ведущая: И так, друзья, продолжаем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Второй конкурс называется «Собери знаки».
От каждой команды приглашаются по 3 человека. Их задача из разрезанных листов с дорожными знаками правильно и быстро собрать их и разъяснить всем, что они обозначают.
(Игра «Собери знаки» под музыку)
Светофор:
Да молодцы, ребята, время идёт, и дорога зовёт вперед!
Конкурс – эстафета: «Внимательный водитель». Ваша задача первыми закончить движения автомобиля. Для этого необходимо выполнить 3 задания.
Задание 1. «Безаварийная езда» – обойти конусы и прибежать обратно не совершив аварию, т.е, не перевернуть машину. Играют по 6 участников от каждой команды.
Задание 2. «Дорожный серпантин» - обегают змейкой 4 кегли и обходят конус. Также возвращаются обратно. Играют по 6 участников от каждой команды.
Задание 3. «Кто быстрее» - кто быстрее намотает верёвочку до автомобиля, при этом машина не должна отрываться от пола.
Играют по 1участнику от каждой команды.
(Игра-эстафета «Внимательный водитель»)
Ведущая: Продолжаем наше путешествие по стране дорожных знаков.
Представьте, что мы оказались в сказочном царстве, а в нём, как вы догадываетесь, тоже, есть свои правила дорожного движения. Но для кого, же они? Конечно, для сказочных героев! А каких сказочных героев-водителей вы знаете? Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте! За каждый правильный ответ получаете1балл.
Викторина «Сказочные герои-водители»
1 команда
1. На чем летал Старик Хоттабыч ? (ковер-самолет)
2. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2 команда
3. Какие три основных транспортных средства у Бабы-Яги: избушка на курьих ножках, ступа и …(Метла)
4. Имя царевича, ездившего на сером волке? (Иван-царевич)
3 команда
5.У какого сказочного героя сани ехали сами? (Емеля)
6. Какое летательное средство помог построить Ивану Водяной?( Летучий корабль)
Ведущая: Молодцы! А как вы думаете, вы примерные пешеходы? Следующее задание на ваше внимание. Наш друг Светофор пришёл не с пустыми руками у него с собой какие-то дорожные знаки.
Светофор Не какие-то, а предупреждающие и запрещающие знаки!
Ведущая: Наверное, это очень сложно различить их!
Светофор: А сейчас мы и посмотрим, как ребята справятся. Внимание, каждая команда получит набор дорожных знаков и должна правильно и быстро разделить на предупреждающие и запрещающие дорожные знаки.
(Игра «Запрещаю! Предупреждаю!» под музыку)
Ведущая: А сейчас мы подходим к интересному конкурсу, можно сказать к «практическому». Каждая команда получает своё актёрское задание – «У нас снимается кино!»- ситуации, как не надо вести себя на дорогах. Выбрать актёров и придумать слова помогут вожатые.
Капитаны команд подойдите и заберите свои задания.
1. Старая бабушка, с тяжелыми сумками, хочет пройти дорогу на красный свет. Её замечает мальчик и останавливает её, она очень торопится и не сразу соглашается остановиться. Мальчик настойчиво объясняет, как правильно надо переходить проезжую дорогу и помогает ей перейти.
( атрибуты: платок, сумки)
2. Мальчик и девочка играют в мячик, рядом с проезжей частью дороги, вдруг, на большой скорости едет машина. В это время мяч летит прямо под колёса. Девочка бежит за мячиком, хочет его поймать. Водитель резко тормозит. Девочка плачет, мальчик её успокаивает. Водитель выходит из машины объясняет и журит их за неправильное поведение.
( атрибуты: мяч, руль)
3. Мальчик подъезжает на самокате к переходу «Зебре» и проезжает прямо по зебре. На противоположной стороне дороги его останавливает инспектор ГИБДД и очень строго объясняет, что нельзя на велосипеде или самокате ехать , надо проходить переход пешком и вести своё транспортное средство.
( атрибуты: фуражка, регулировочная палка, самокат) ( атрибуты: платок, сумки) ( атрибуты: мяч, руль)
Ведущая: Пока наши ребята готовятся, мы исполним песню для нашего Светофора на мотив из мультфильма «Бременские музыканты»
(Дети исполняют песню под фонограмму из мультфильма «Бременские музыканты», слова Ю. Энтина, музыка Ген. Гладкова)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто знает правила дороги,
/Не грозят ни травмы, ни тревоги/ – 2 раза
Если виды транспорта ты знаешь,
То под них ты реже попадаешь
Обойдешь троллейбус ты как надо
/И не встретишь никакой преграды/ - 2 раза.
Выучив таблицу умноженья,
Не забудь про правила движенья.
Если ж знаки нас предупреждают,
/Значит, нас они оберегают/ - 2 раза.
Ведущая: Внимание! Предоставляем сцену командам, которые продемонстрируют своё актёрское задание – «У нас снимается кино!»
(Актёрское задание «У нас снимается кино» под музыку)
Светофор - Все ребята молодцы! Это здорово, теперь наверняка, все запомнили эти правила.
Ведущая: Подошло время нам подвести итоги соревнований. Предоставляем слово жюри.
( Награждение)
Исполняется финальная песня (на мотив песни «Если с другом вышел в путь»)
Если с другом вышел в путь.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Ты про знаки не забудь,
Ты про знаки не забудь,
Их в дороге много.
Что мне снег,
Что мне зной, 2 раза
Что мне дождик проливной,
Ведь светофор- помощник мой.
Собираясь в дальний путь,
Собираясь в дальний путь,
Много правил строгих -
Вспомни ты и не забудь,
Вспомни ты и не забудь,
Не забудь в дороге.
Красный свет говорит, что пока нам путь закрыт -
И нет дороги впереди.
Жди зелёный - тогда
Можешь смело в путь идти,
И нет тебе преград в пути.
И в дорогу я друзья,
И в дорогу я друзья
Выйду без испуга.
ПДД ведь знаю я,
ПДД ведь знаю я,
Научу и друга.
Что мне снег,
Что мне зной, 2 раза
Что мне дождик проливной,
Ведь светофор-помощник мой.
Ведущая и Светофор: (хором) Мы вам желаем всем без исключения
Знать правила дорожного движения.
Дополнительные материалы и приложения
Приложение 1
Таблица
Оценочная карта жюри
Название команд | Конкурсные задания командам
| |||||
«Перекрёсток загадок»
| «Собери знаки» | «Внима-тельный водитель» | Викторина «Сказочные герои-водители» | «Запрещаю!Преду-преждаю!» | «У нас снимается кино!» | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись члена жюри___________________________
Приложение 2 Фотоколлаж
Приложение 3 Дорожные знаки
Используемая литература
1. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры
с дошколятами и школьниками (текст) /Авт. сост. М.С. Коган.4е
изд., стер. Новосибирск: сиб. унив.издво, 2009.
2. Классные часы по правилам дорожного движения./под редакцией
Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. М.: ТЦ Сфера.2008
3. Классные часы. 2 класс./Авт.-сост.Т.Н. Максимова. – М.: Вако, 2014
4. Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных
занятий/ авт. сост.Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2010
5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М:
Просвещение, 2008.