Интегрированный урок музыки и литературы. Тема : «Квартет» 5 класс

Открытый урок в 5 классе "Квартет"(бинарный)

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок музыки и литературы.

Тема : «Квартет»

Цель:

  • На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.

  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина.

  • Закрепить понятие “квартет”.

  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;

  • развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу.

  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности;

  • сравнение, анализ, обобщение;

  • приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

по назначению и дидактическим задачам:

  • приобретение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • применение знаний;

  • повторение.

Приёмы:

  • слушание;

  • исполнение;

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, Программное обеспечение:

  • компьютерная презентация.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

  • Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина;

  • Музыкальные инструменты;

  • Кроссворд, карточки, смайлики

  • Мультимедийная презентация в PowerPoint.

Литературный ряд:

  • И.А.Крылов, басня “Квартет”

Музыкальный ряд:

  • А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. Беседа

  3. Биография И.А.Крылова

  4. Слушание басни « Квартет»

  5. Физминутка.

  6. Беседа. Анализ.

  7. Слушание “Квартета” А.П.Бородина

  8. Анализ.

  9. Разгадывание кроссворда по теме.

  10. Рефлексия. Выставление оценок.

  11. Домашнее задание.


Технологическая карта урока музыки

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: учащиеся владеют:

- познавательными УУД:

Умение анализировать, сравнивать музыку, определять связь музыки и литетатуры

Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом

-регулятивными УУД:

Умение определить цели учебной деятельности

Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень)

-коммуникативные УУД:

Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Умение слушать и понимать других

Участвовать в коллективном обсуждении

Умение работать в группе

-личностные УУД:

Умение чувствовать красоту музыки, выражая свои чувства

Умение оценивать свои возможности

Планируемые результаты

1. Предметные — наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

2. Личностные — осмысление взаимодействия искусств, как средства расширения представлений о содержании и литературных музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

3. Метапредметные:

регулятивные — прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой

познавательные — устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных и литературных произведений различных жанров, стилей профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

коммуникативные — передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной и письменной речи




Технологическая карта урока

Этап урока,

Время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1) Организационный момент

Вызвать познавательный интерес


Групповая,

фронтальная

-эпиграфом к уроку послужили слова Ц . Кюи .Послушайте (учитель читает строки о музыке, акцентируя, выделяя голосом слова)

(учитель задает вопрос)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

Личностные:

-мотивационная готовность;

Регулятивные:

-Организовать свою деятельность;

Познавательные:

-формулируют ответы на вопросы;

Коммуникативные:

-умение выражать свое мнение;


2)Актуализация знаний

Работа по теме: познакомить с многогранностью музыки и литературы ; вызвать познавательный интерес



Учитель задает наводящие вопросы :музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?

-Что такое квартет, басня?

Ответы детей, работа со справочным материалом


3) Совместное открытие знаний, создание проблемной ситуации

Формулировка темы урока



Учитель подводит учеников к выводу о том, что Музыка и литература связаны между собой

Высказывания и рассуждения учащихся


4)Совместное применение знаний

Организация учащихся на проведение самостоятельной работы



Учитель обращается к главной теме

Ответы и рассуждения учащихся. Ученики разгадывают кроссоворд.


5)Первичное закрепление материала

Закрепление разученного материала


Групповая

Сольная

Коллективная

Учитель предлагает прослушать и проанализировать музыкальный фрагмент ,проанализировать басню


Высказывают мнения о фрагменте.

Ученики пробуют себя в качестве « Архивариуса»



6) Рефлексия



Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Учитель подводит итог, спрашивая у учеников: назовите главный вопрос урока; какие произведения сегодня звучали на уроке? В чем они испытывали затруднения

Ответы учеников


7) Домашнее задание





нарисуйте понравившихся героев или составьте кроссворд, ключ.слово квартет.






Ход урока.

Оргмомент: Со звонком учащиеся заходят в класс и встают у своих рабочих мест.

Слово учителю музыки. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята

Дети: -Здравствуйте.


Учитель музыки-Сегодня у нас не просто урок музыки, а интегрированный урок музыки и литературы, т. е. урок объединения двух предметов. И вести будем его мы: Галина Николаевна и Ольга Юрьевна.

 -Ребята, сегодня мы попытаемся ответить на вопрос что стало бы с музыкой, если бы не было литературы. (Слайд 2) 

Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи(слайд 3)

При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела,  а это и составляет задачу искусства.

- Как вы понимаете слова Ц.Кюи?

– Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно

.–Давайте вспомним какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?

Ответ учащихся (опера “Иван Сусанин”, “садко ”, “Руслан и Людмила”, балет “Спящая красавица”, “Щелкунчик”).(Слайд 4)

Учитель литературы

- Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? (Слайд 5)

–Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.

Слово учителю литературы.

– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?

Ответ учащихся (“Осёл и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”).


Учитель литературыКто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

Сообщение ученика.(Показ портрета И.А.Крылова)(Слайд 6)

Учитель литературыБасня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу (Слайд 7)

Архивариус(ученик) Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель литературы:  СпасибоИтак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.– музыка.

Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.

Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.

Не является исключением и басня “Квартет”.(Слайд 8)

Слово ученику (историческая справка):

– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.


Учитель литературы– Сегодня мы с вами знакомимся с музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется “Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.

Слово учителю музыки.(Слайд 10)

Вот четыре музыканта 
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.

– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей.(Записывают в тетради)

 Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта. (Слайд 11-13)

Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. 
Учитель: 
Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 14)

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет (Читает ученик). (Слайд 15)

Анализ басни.

Учитель музыки: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

А теперь давайте послушаем исполнение басни в исполнение народного артиста Валентина Гафта с музыкой (запись)

Слово учителю литературы.

Анализ басни.

– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.

Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. (Слайд 16)

  • Верит ли он, что у них что-то получится?

  • Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).

  • Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).

  • А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)

А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка (Сл.17), Осёл (Сл.18), Козёл (Сл.19), Косолапый Мишка (Сл.20))

– Кто же разоблачает их невежество? (Слайд 21)

– Кто стал их судьёй?

– А как вы думаете, почему именно он? (работа с текстом )

Слайд 22. Какова мораль этой басни?


  • Учитель музыки:-Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?


Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? 
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно

Слово архивариуса о А.П. Бородине. (Слайд 23)

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка? 
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет 
Учитель: 
Кто исполнял эту музыку? 
Ученики: 
Инструментальный ансамбль

Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”.  Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.



Закрепление новой темы “Квартет”.

Предложить ученикам решить кроссворд.

Дано ключевое слово КВАРТЕТ. (Слайд24)


Слайд 25. Исполнение русской народной песни …


Итог: (Слайд26)

  • Ещё раз повторим, что даёт музыке литература?

  • Что даёт литературе музыка?

Музыка и литература дополняют друг друга, усиливает впечатления, обогащают литературу.

Слайд 27. Выставление оценок


Домашнее задание нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово квартет

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее