Технологическая карта интегрированного урока по литературе и истории
Общие сведения.
Учитель: Голубцова Е.А., Шатохин В.Н.
Класс: 8.
Предмет: литература, история
Тема урока: Кто такой Емельян Пугачев?
27.01.2020г
Задачи и планируемые результаты.
Общеобразовательные: выявить уровень овладения знаниями, полученными на уроках истории по теме «Крестьянская война Е.И. Пугачева»; закрепить умение работать с литературным текстом; научить владению приема «подводящий диалог», «интеллект-карта», «синквейн».
Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; проявить наибольшую активность в выполнении познавательных заданий.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения; формировать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты
Предметные:
использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
умение использовать простейшие виды анализа текста: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль повести.
Личностные:
высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа;
овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение приемов поиска нужной информации;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Формы, связи, технологии, ресурсы.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
Активные — учитель = ученик.
Интерактивные — учитель = ученик = ученик.
Формы обучения: «подводящий диалог», «отсроченные отгадки», взаимоконтроль, «лото», синквейн, «дерево целей».
Межпредметные связи: история.
Технологии:
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).
Технологии уровневой дифференциации.
Ресурсы: УМК, алгоритм, раздаточный материал.
Тип и цель урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока.
Содержательная: формирование применения усваиваемых знаний в условиях проблемного обучения.
Деятельностная: формирование умений реализации новых способов действий; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания. Структура урока:
Этап мотивации.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Этап выявления места и причины затруднений.
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.
Реализация построенного проекта.
Этап первичного закрепления знаний.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Этап мотивации. | 1. Учитель предлагает необычный факт, который показывает тему урока, но не называет её. Прием "Отсроченная отгадка": С 1773 по 1775 годы Российскую империю сотрясало массовое народное восстание. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил донской казак. Он — герой и самозванец, страдалец и бунтарь, грешник и святой… Но прежде всего — вождь народа, личность, безусловно, исключительная — иначе он не смог бы увлечь за собой тысячные армии и два года водить их в бой. «..Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары..." О ком идет речь?
| Эмоционально настраиваются на урок. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. Определяют тему урока.
Пугачев. | |
Постановка проблемы и задачи урока | Кто такой Пугачев? На этот вопрос мы отвечаем в течение нашего интегрированного урока. В ходе ответа на этот вопрос вам предлагается поработать в группах над составлением интеллект- карты. Условные знаки- ствол дерева-вопрос, Ветви-характеристика, Листья –примеры.
| Делятся на 4 группы.
| |
2. Актуализация знаний
| Приём «Историческое лото». Учитель перемешивает карточки с вопросами, предлагает группам ответить на исторические вопросы. Например Вопрос: Какие обещания Пугачёв давал в своей "программе"? | Учащиеся выбирают вопросы и отвечают. В качестве вывода делают записи в интеллект-карте. Работа в группах. Создают учебный мини-проект «Образ Пугачева». | |
3. Анализ исторических песен.
| Прием смысловое чтение. -Кто является автором песен? -Как народ относится к Пугачеву? Учащимся предлагается поработать с текстами и подчеркнуть слова, выражающие народную оценку Пугачева.
| Выразительное чтение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Смысловое чтение, работа с интеллект-картами. | |
4. Этап закрепления знаний.
| Характеристика Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Просмотр отрывка из анимационного фильма «Капитанская дочка») Как называется художественное произведение и кто автор? |
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | |
| Приём «Верно – неверно»: Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме урока: 1) События, описанные в повести «Капитанская дочка» происходят в Орловской губернии. 2) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали». Речь идет о Пугачеве. 3) Пугачев отпустил Швабрина, не казнив его вместе с капитаном и поручиком потому, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп. 4) Пётр Гринёв принял предложение служить Пугачеву словами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». 5) "...собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства..." 6) «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай – эти слова принадлежат Е. Пугачеву. Как изображает в своем произведении Пугачева Пушкин? | Учащиеся на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью слов «да» и «нет». Самопроверка по эталону. Ответы: 1. Нет 2. Да 3. Нет 4. Нет 5. Да 6. Да
Пугачев-художественный образ, противоречивая личность.
| |
5. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | «Интеллект-карта» | Работа в группах. Создают учебный мини-проект «Образ Пугачева». | |
5. Реализация построенного проекта. | Дополняет на доске Дерево целей ответами (проектами) учащихся. | Защита проекта. | |
6.Этап включения в систему знаний и повторения. | Приём «Синквейн». Вместе с учащимися создаёт синквейн (объясняет принцип). | Создают синквейн. Пугачев. Донской, православный. Собирает, руководит, погибает. Обещает отменить крепостное право. Самозванец. Дополняют таблицу «Знаю. Хочу знать. Умею» | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Приём «Лестница успеха». Каждая ступень — ответы учащихся. Чем больше правильных ответов, тем выше поднимается человечек.
| Работа в группах. Самостоятельно анализируют изученный материал, используя мини-проекты, продвигаются по лестнице успеха. | |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Предлагает учащимся дифференцированное д\з: -Тест в форме ОГЭ, - Кроссворд «Емельян Пугачев» -Подготовить презентацию «Емельян Пугачев» | Формирование у учащихся положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий.
|
Список литературы
1. Интернет – ресурсы: http://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy.
https://24smi.org/celebrity/5023-emelian-pugachev.html
2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003.
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу построен урок открытия нового знания. На уроке использованы разные познавательные приемы обучения.