«Осенний фестиваль знаний 2024»

Интегрированный урок "Кто такой Пугачев?"

Предмет: литература, история

Тема урока: Кто такой Емельян Пугачев?

Задачи и планируемые результаты.

Общеобразовательные: выявить уровень овладения знаниями, полученными на уроках истории по теме «Крестьянская война Е.И. Пугачева»; закрепить умение работать с литературным текстом; научить владению приема «подводящий диалог», «интеллект-карта», «синквейн».

Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; проявить наибольшую активность в выполнении познавательных заданий.

Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения; формировать навыки самоконтроля.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки





Технологическая карта интегрированного урока по литературе и истории


  1. Общие сведения.

Учитель: Голубцова Е.А., Шатохин В.Н.

Класс: 8.

Предмет: литература, история

Тема урока: Кто такой Емельян Пугачев?

27.01.2020г


  1. Задачи и планируемые результаты.

Общеобразовательные: выявить уровень овладения знаниями, полученными на уроках истории по теме «Крестьянская война Е.И. Пугачева»; закрепить умение работать с литературным текстом; научить владению приема «подводящий диалог», «интеллект-карта», «синквейн».

Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; проявить наибольшую активность в выполнении познавательных заданий.

Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения; формировать навыки самоконтроля.


Планируемые результаты

Предметные:

  • использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

  • умение использовать простейшие виды анализа текста: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль повести.

Личностные:

  • высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа;

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение приемов поиска нужной информации;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.


  1. Формы, связи, технологии, ресурсы.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

  • Активные — учитель = ученик.

  • Интерактивные — учитель = ученик = ученик.

Формы обучения: «подводящий диалог», «отсроченные отгадки», взаимоконтроль, «лото», синквейн, «дерево целей».

Межпредметные связи: история.

Технологии:

  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

  • Технологии уровневой дифференциации.

Ресурсы: УМК, алгоритм, раздаточный материал.


  1. Тип и цель урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока.

Содержательная: формирование применения усваиваемых знаний в условиях проблемного обучения.

Деятельностная: формирование умений реализации новых способов действий; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания. Структура урока:

  1. Этап мотивации.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Этап выявления места и причины затруднений.

  4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Этап первичного закрепления знаний.

  7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

  8. Этап включения в систему знаний и повторения.

  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.









Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивации.

1. Учитель предлагает необычный факт, который показывает тему урока, но не называет её.

Прием "Отсроченная отгадка": С 1773 по 1775 годы Российскую империю сотрясало массовое народное восстание. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил донской казак. Он — герой и самозванец, страдалец и бунтарь, грешник и святой… Но прежде всего — вождь народа, личность, безусловно, исключительная — иначе он не смог бы увлечь за собой тысячные армии и два года водить их в бой.

«..Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары..." 

О ком идет речь?


Эмоционально настраиваются на урок.

Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Определяют тему урока.




Пугачев.

Постановка проблемы и задачи урока

Кто такой Пугачев? На этот вопрос мы отвечаем в течение нашего интегрированного урока.

В ходе ответа на этот вопрос вам предлагается поработать в группах над составлением интеллект- карты.

Условные знаки- ствол дерева-вопрос,

Ветви-характеристика,

Листья –примеры.


Делятся на 4 группы.


2. Актуализация знаний






Приём «Историческое лото».

Учитель перемешивает карточки с вопросами, предлагает группам ответить на исторические вопросы.

Например

Вопрос: Какие обещания Пугачёв давал в своей "программе"? 

Учащиеся выбирают вопросы и отвечают.

В качестве вывода делают записи в интеллект-карте.

Работа в группах. Создают учебный мини-проект «Образ Пугачева».


3. Анализ исторических песен.




Прием смысловое чтение.

-Кто является автором песен?

-Как народ относится к Пугачеву?

Учащимся предлагается поработать с текстами и подчеркнуть слова, выражающие народную оценку Пугачева.


Выразительное чтение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».


Смысловое чтение, работа с интеллект-картами.

4. Этап закрепления знаний.


Характеристика Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(Просмотр отрывка из анимационного фильма «Капитанская дочка»)

Как называется художественное произведение и кто автор?


Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Приём «Верно – неверно»: Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме урока:

1) События, описанные в повести «Капитанская дочка» происходят в Орловской губернии.

2) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали». Речь идет о Пугачеве.

3) Пугачев отпустил Швабрина, не казнив его вместе с капитаном и поручиком потому, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп.

4) Пётр Гринёв принял предложение служить Пугачеву словами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

5) "...собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства..." 

6) «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай – эти слова принадлежат Е. Пугачеву.

Как изображает в своем произведении Пугачева Пушкин?

Учащиеся на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью слов «да» и «нет».

Самопроверка по эталону. Ответы:

1. Нет

2. Да

3. Нет

4. Нет

5. Да

6. Да















Пугачев-художественный образ, противоречивая личность.


5. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

«Интеллект-карта»

Работа в группах. Создают учебный мини-проект «Образ Пугачева».

5. Реализация построенного проекта.

Дополняет на доске Дерево целей ответами (проектами) учащихся.

Защита проекта.

6.Этап включения в систему знаний и повторения.

Приём «Синквейн».

Вместе с учащимися создаёт синквейн (объясняет принцип).

Создают синквейн.

Пугачев.

Донской, православный.

Собирает, руководит, погибает.

Обещает отменить крепостное право.

Самозванец.

Дополняют таблицу «Знаю. Хочу знать. Умею»

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Приём «Лестница успеха». Каждая ступень — ответы учащихся. Чем больше правильных ответов, тем выше поднимается человечек.






Работа в группах. Самостоятельно анализируют изученный материал, используя мини-проекты, продвигаются по лестнице успеха.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагает учащимся дифференцированное д\з:

-Тест в форме ОГЭ,

- Кроссворд «Емельян Пугачев»

-Подготовить презентацию «Емельян Пугачев»

Формирование у учащихся положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий.








Список литературы


1. Интернет – ресурсы: http://pedsovet.su/metodika/6323_urok_otkrytiya_novyh_znaniy.

https://24smi.org/celebrity/5023-emelian-pugachev.html

2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003.







Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу построен урок открытия нового знания. На уроке использованы разные познавательные приемы обучения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее