«Зимний фестиваль знаний 2026»

«Интегрированные уроки английского языка как средство формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в области математического образования»

Данная статья раскрывает особенности междисциплинарных подходов к обучению иностранному языку.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосадовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»









«Интегрированные уроки английского языка как средство формирования и развития метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в области математического образования»





подготовила:

учитель английского языка

Краснокутская Наталья Николаевна









п. Новосадовый

2025


















Реализация межпредметных связей в школьном обучении на практике является конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Говоря о  междисциплинарных подходах в обучении английскому языку  нельзя не учитывать такую особенность учебного предмета

«иностранный язык», как беспредметность. Приведу слова И. А. Зимней: «особенностью иностранного языка как учебного предмета в сравнении с другими предметами является также и то, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности… . Например, история дает знания о развитии человеческого общества, о его законах, физика — о законах существования и движения материи и т. д. Язык в этом смысле как учебная дисциплина «беспредметен». Он только носитель информации, форма её существования - в сознании. Соответственно, в процессе обучения иностранному языку перед учителем встает задача первоначального определения специфического, удовлетворяющего потребность учеников в овладении иностранным языком, предмета учебной деятельности. В качестве такого предмета могут выступить, например, сведения об истории, культуре, традициях народа, говорящего на этом языке ….»

Кроме того, в ФГОС нового поколения в Содержательном разделе основной образовательной программы (п. 18.2) прямо указано, что метапредметные результаты обучения можно реализовать путём включения в учебный процесс междисциплинарных (интегрированных) курсов. Цитата:

«18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий … должна быть направлена на … создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов»

Но, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. И интегративный принцип обучения не является исключением, т.к. еще А. С. Макаренко утверждал, что никакое средство не может быть рассмотрено отдельно от системы. Понятия «система» и «интеграция» неразрывно связаны между собой в образовании и педагогике, они создают целостность процесса обучения.

Интеграция может происходить как на внутрипредметном уровне, что предполагает спиральное изложение материала для углубления и расширения зоны актуального развития обучающихся по предмету, так и на внутрисистемном уровне, где у школьника вырабатывается умение использовать знания по одному предмету при изучении другого.


Таким образом, в интегрированных уроках, в отличие от традиционных, у обучающихся формируются полисистемные знания об иностранном языке и мире вокруг. На данных уроках язык является не столько целью, сколько средством познания взаимосвязей разных областей знания.

Обратимся к видам интегрированных уроков:

1. Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) – фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний.

2. Комбинированные уроки основаны на одном организующем предмете, происходит слияние нескольких предметов в один, благодаря чему обучающиеся имеют возможность исследовать одну и ту же проблему с разных позиций.

3. Проектные, на которых обучающиеся создают проекты с применением знаний из различных предметных областей.

Интегрированные уроки не проводятся часто, они являются нестандартной формой проведения учебных занятий и требуют коллективной работы учителей-предметников, творческого подхода. Обычно в форме интегрированного урока проводят итоговые уроки по смежным темам, чтобы обобщить, систематизировать и синтезировать знания обучающихся, установить межпреметные связи для лучшего усвоения и запоминания материала.

В чем же преимущества интегрированных уроков перед традиционными формами? Думается, что, прежде всего, это развитие мотивации, повышение интереса обучающихся к интегрированным учебным предметам, что способствует повышению общего уровня обученности и воспитанности. Не сбросить со счетов и формирование комплексного подхода к учебным предметам, и формирование целостной картины мира, способности обучающихся рассматривать предмет с точки зрения разных наук. Расширяется кругозор обучающихся, развивается творческое и критическое мышление, формируется стремление к научно-исследовательской деятельности. Развивается устная и письменная речь, совершенствуется коммуникативная компетенция.

Т.е., идёт развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Метапредметный подход обеспечивает переход от дробления знаний на дисциплины к восприятию целостной картины мира, где все компоненты системы находятся в неразрывной связи, и помогает обучающимися овладеть способами деятельности для решения задач, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни.

Чему бы мы ни обучали школьников на уроке иностранного языка, мы закладываем в них потенциал для успешного овладения другими дисциплинами, также как учителя-предметники на своих уроках развивают у обучающихся те универсальные учебные действия, которые помогают им в овладении иностранным языком.

Учителя, работающие по УМК «Английский в фокусе» знают, что этот УМК способствует установлению межпредметных связей, что реализуется в разделах Extensive Reading и Across the Curriculum.

Большое преимущество этих двух разделов в том, что английский язык видится учениками не как изолированный учебный предмет, а как всецело интегрированный в учебный процесс. Они осознают, что с помощью английского языка можно получить интересную информацию из разных областей знаний.

Уроки по ИЯ и по предметам естественно- математического цикла – казалось бы, что между ними общего? Но несколько лет назад мы начали внедрять в свои уроки элементы CLIL (Content and Language Integrated Learning Интегрированное изучение содержания и языка) современной методики преподавания иностранного языка, которая как раз и подразумевает, что изучение языка и других предметов единый процесс.

Всем известно, что освоение математики, решение задач, примеров развивает мышление детей, учит:

обобщать и выделять важное;
анализировать и систематизировать;
находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
рассуждать и делать выводы.

Но для нас, учителей ИЯ, это звучит так знакомо. Именно эти навыки учеников нужны нам как преподавателям на уроке английского языка. Упражнения, которые мы используем при чтении или прослушивании текста, а также разбор грамматических правил требуют развития тех же мыслительных операций, что и решение примеров.

Элементы математики на уроке английского языка

Часто у ребенка возникают проблемы при изучении английского языка, связанные с непониманием некоторых тем из математической предметной области. Основные темы, вызывающие сложности: изучение времени и определение времени по часам, геометрические фигуры и начертание таких фигур, запоминание чисел и вычисления в уме.

Если вы на уроке английского языка достигнете понимания данных тем, то велика вероятность, что у ученика улучшатся результаты по математике на русском языке, поэтому так важно терпеливо проработать данные трудности.

Как же включить элементы математики в урок английского языка?

Например, устные вычисления в уме.

1) Изучая тему Shopping, предлагаем ролевую игру «In the shop». Ученику-продавцу необходимо  понять, сколько денег он должен взять с

покупателя. Преподаватель готовит карточки с указанием количества вещей и стоимости одной такой вещи. Использованные данные, конечно, зависят от возраста ученика и его знаний по математике.

2) При работе над аудированием, авторы учебников часто просят посчитать количество предметов. Для облегчения задачи я представляю данные задания в виде примеров, чтобы работать именно над аудированием, а не вычислениями.

Геометрические фигуры

1) Тема «My house» дает возможность изучать различные геометрические фигуры и учиться их чертить. Ученикам можно предложить следующие задания:

 Look at the furniture. Match the furniture and the geometric figure;
 Draw a rectangle for the plan of your room. Draw the plan of your room using a triangle, a circle, a rectangle.

2) Если вы на уроке при создании мини-проекта (Например, «А у нас во дворе» применяете аппликации, то вам представляется отличная возможность изучать геометрические фигуры:

введим названия геометрических фигур, чтобы дети достаточно хорошо знали названия;
показываем, как будет выглядеть готовая поделка и просим выбрать, какие фигуры и какого цвета нужно будет вырезать, чтобы изготовить такую поделку;
когда поделка будет полностью готова, просим детей посчитать, сколько треугольников, прямоугольников и кругов они использовали.

Время

Для изучения времени используется макет часов со стрелками, чтобы у детей была возможность двигать стрелки и выставлять любое время. Для онлайн-уроков можно создать часы и стрелки в Google-презентациях, что позволяет двигать стрелки в реальном времени.

Работа над закреплением времени проводитсяв следующей последовательности:

а)  Учащиеся передвигают стрелки на каждые 5 минут, чтобы прочувствовать, как двигается время;

б)  В качестве подготовительной работы предлагается решать примеры такого типа:
1 min + 4 min = ____ min
25 min — 5 min = _____ min

вДалее идут более сложные задачи:
15 min + 15 min = _____ min = _______ an hour
60 min = ______ hour
60 min + 30 min = ______ min = ___ hour _____ min

г) Затем мы начинаем решать задачи «What time will it be after…?» , но сначала используем только 5 и 10 минут, затем добавляются 15 минут и 25 минут.

Иногда работа над временем может занять несколько уроков, но это очень важный этап для детей и дальнейшего осознания времени и периодов времени.



Как мы уже отметили, подготовка интегрированных уроков – весьма трудоёмкий процесс, поэтому необходимо четко понимать особенности структуры данных уроков, которые мы рассмотрим ниже.

Структура интегрированных уроков:

1. Лаконичность предоставляемого учебного материала. Информация должна быть четкой, и сжатой, чтобы гарантировать правильное построение межпредметных связей и обеспечить обучающимся возможность концентрации и фокуса на выстраивании этих связей.

2. Логичность предоставляемого учебного материала. Информация из интегрируемых предметов должна быть выстроена в логической последовательности, ясной для обучающихся на всех этапах занятия.

3. Информативность предоставляемого учебного материала. Обучающиеся должны четко понимать, зачем два разных

предмета объединили в один и какую практическую значимость они могут из этого извлечь.

Пример

Интегрируемые предметы: английский язык и информатика и ИКТ

Тема: «Информационная безопасность»;

Предметные задачи:

1. Ввести новые лексические единицы по теме;

2. Научить обучающихся правильно использовать новые лексические единицы в речи;

3. Научить обучающихся понимать основы безопасного использования информации. Сформировать умение применять методы защиты информации в повседневной жизни.

Личностные:

Обеспечить обучающимся возможность научиться ответственному обращению с информацией;


Планируемые метапредметные результаты:


  • Регулятивные: планируется, что на уроке обучающиеся получат возможность научиться определению целесообразности выполняемых действий;

  • Познавательные: предполагается, что на уроке обучающиеся получат возможность научиться использовать компьютерные технологии как средство информационного поиска;

  • Коммуникативные: предполагается, что на уроке обучающиеся получать возможность научиться учитывать позицию другого человека.

1. Read the vocabulary and definitions and try to find analogues in Russian, explain them in Russian. Work in small groups:

1. Прочитайте словарь и определения и попытайтесь найти аналоги на русском языке, объясните их на русском языке. Работайте в небольших группах:

  • Piracy -Illegally copying or downloading music, movies, software, or other copyrighted material.

  • Пиратство Незаконное копирование или загрузка музыки, фильмов, программного обеспечения или других материалов, защищенных авторским правом.

  • Mouse Trapping -a commonly used technique where a user gets “locked” in a website. While surfing the Internet it is possible to click a website and have multiple undesirable websites open. When this happens, you often cannot close or back out of the sites and must close your Web browser completely.

  • Перехват мыши - широко используемый метод, при котором пользователь оказывается “запертым” на веб-сайте. Во время серфинга в Интернете можно щелкнуть по веб-сайту и открыть несколько нежелательных веб-сайтов. Когда это происходит, вы часто не можете закрыть сайты или вернуться к работе с ними и должны полностью закрыть свой веб-браузер.

  • Virus - computer programs that can destroy files or make your computer “crash.” They can be sent by e-mail or through other file sharing programs. Anti-virus software and not downloading information from people you don’t know can help keep viruses from damaging your computer.

  • Вирусные компьютерные программы, которые могут уничтожать файлы или вызывать сбой в работе компьютера. Они могут быть отправлены по электронной почте или через другие программы для обмена файлами. Антивирусное программное обеспечение и отказ от загрузки информации от незнакомых людей могут помочь предотвратить повреждение компьютера вирусами.

  • Cyberbullying - Bullying through Internet applications and technologies such as IM, social networking sites, and cell phones.

  • Травля с помощью интернет-приложений и технологий, таких как обмен мгновенными сообщениями, сайты социальных сетей и мобильные телефоны.

2. Divide into two groups, watch the videos, think of your own advices about informational safety and share with your classmates.

Разделитесь на две группы, посмотрите видео, придумайте свои собственные советы по информационной безопасности и поделитесь ими со своими одноклассниками. 3.

3. Listen to a short passage on the topic of Internet safety and write everything you hear, then swap your sheets of paper and check it up. (More able students can do this in pairs, divided the text into two halves) Прослушайте короткий отрывок на тему безопасности в Интернете и запишите все, что вы услышали, затем поменяйте местами листы бумаги и проверьте это. (Более способные учащиеся могут сделать это в парах, разделив текст на две половины)

4. Make an Internet Safety Poster for children, teenagers and their parents how

Создать постер по безопасности в Интернете для детей, подростков и их родителей о том, как обеспечить их безопасность в Интернете.

Как мы видим, тема интегрированного урока разработаны в соответствии с образовательными программами основного общего образования, английский язык является по большей части средством для приобретения новых знаний и умений, но одновременно с этим обучающиеся совершенствуют владение языком, учатся применять его в деятельности, начинают понимать его практическую значимость.

Важно помнить: подготовка к интегрированному занятию – трудоёмкий процесс, требующий внимательности, ответственности, отличного знания не только своего предмета, но и «предмета-напарника». Исходя из этого, мы советуем учителям, которые не имеют опыта в проведении интегрированных уроков, постепенно внедрять элементы интеграции в рамках одной дисциплины, а после переходить непосредственно к объединению двух предметов в рамки одного урока

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее