«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«инновационный менеджмент в образовании»

На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Республики Казахстан. Образование часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»


Оспанова А.У. (г.Кызылорда, школа-гимназия №9 им.Н.Ильясова)


АННОТАЦИЯ

На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Республики Казахстан. Образование часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.


ABSTRACT

For the last time, competitive and economic role of education is increasing rapidly, and the beginning of XXI century it became decisive in the further prospects of development of mankind. Education as purposeful process of education and upbringing of the person in the interests of the individual, society, the state is a major generator of the main resources of mankind, because it creates a new qualitative composition of the population of various countries, including the Republic of Kazakhstan. Education within society as a whole, and this is their indissoluble unity as required should be considered when addressing the management and development of the society and its separate fragment, which is education.



В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • Новых образовательных технологий - технологических инноваций.

  • Новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций.

  • Новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций.

  • Новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.

Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

- резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,

- увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,

- развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

Управление инновациями в технологической основе образования только в том случае ведет к повышению эффективности и качества обучения, когда оно согласовано и взаимосвязано с управлением педагогическими, организационными и экономическими инновациями в сфере образования.

Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса. Постоянное совершенствование новых информационных технологий стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования. В основе инновационного менеджмента технологической основы образовательного процесса - решение проблемы выбора технологий из широкого спектра возможностей.

В качестве основных типов технологий, которые используются в инновационном образовании в настоящее время, можно выделить следующие:

  • Печатные материалы

  • Аудио- и видеокассеты, видеодиски

  • Телефон

  • Радио и телевидение

  • Электронная почта

  • Компьютерные обучающие программы

  • World Wide Web

  • Телеконференции (аудио-конференции, аудио-графические, видео- конференции, компьютерные конференции)

В условиях быстрого расширения множества технологий инновационного обучения, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей инновационного образования является мониторинг развития образовательных технологии, т.е. сбор и актуализация информации о создании и использовании технологий инновационного образования.

Инновационно-технологический менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности.

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:

  • новые педагогические методы и приемы,

  • новая образовательная среда,

  • новый стиль работы преподавателей,

  • структурные изменения в педагогической системе.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций.

Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных учебных заведений - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих учебных заведений в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.

На сегодняшний день часто организационная структура и политика в традиционных учебных образованиях тормозит распространение организационных инноваций. Негибкость организации образования в традиционных университетах приводит к тому, что информационные технологии используются порой в обучении очень слабо. Это не позволяет преподавателям оценить ни преимущества, ни проблемы компьютерного обучения. Опросы мнений преподавателей показывают, что те из них, кто ощущает наибольшие преимущества новых технологий обучения, те испытывают и больше всего проблем; и наоборот, те, кто не почувствовал выгод новых форм образования, не ощущают и их трудностей.

Отсутствие в высших учебных заведениях соответствующей организационной политики, направленной на поддержку введения в образовательный процесс новых информационных технологий, проведение ad hoc (от лат. ad hoc — специально, применимо только для этого) политики в отношении информатизации образования приводит к тому, что культура использования компьютерных и коммуникационных технологий в этих заведениях оказывается очень низкой.

В таких случаях преподаватели часто утверждают, что их курсы не могут быть улучшены методами компьютерного обучения. Очень часто преподавателю, решившему использовать компьютер в учебном процессе, приходится действовать безо всякой институциональной поддержки. Преподаватель должен полностью самостоятельно выбрать инструментальное средство, разработать обучающую программу, обеспечить ее внедрение в учебный процесс, при этом практически безо всякой помощи решать проблемы обеспечения обучения необходимыми техническими и технологическими средствами, борясь с инерцией организационной системы традиционного университетского образования.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования. Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.

Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования. На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.



Список использованной литературы:

  1. Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» (с дополнениями от 10.07.2012 г.)

  2. Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения// Завуч.-2002.-№7.-с.89

  3. Мартынова Л. Как разработать инновационную учебную программу и провести ее оценку// Школьное планирование.-2006.-№5.-с.62-64

  4. 2.Толыбаев А. Инновационная деятельность в Казахстане: состояние и основные тенденции. // Транзитная экономика. – 2012. - №6.

  5. 3.Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее